Духовник расстрелянного парламента

Встреча со священником Алексеем Злобиным

Новости Москвы 
0
264
Время на чтение 5 минут

Вместе с Патриархом о. Алексей, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР, расстрелянного в октябре 1993 года, пытался умиротворить власть предержащих, а когда это не удалось, попросил у сына и жены прощения, оделся во все чистое и вернулся в стены осажденного парламента. Крестил некрещеных, причащал раненых, отпевал убитых. Ушел под конец событий с последними депутатами под охраной «Альфы». И зарекся никогда впредь в политику не ходить.

Есть в Конаковском районе деревня Городня, что богато раскинулась между Волгой и автотрассой Москва-Петербург. На самом берегу Волги стоит прекрасный белый храм. Туда в один из крупных православных праздников как-то заезжал даже Владимир Путин. А настоятелем в том храме служит Алексей Андреевич Злобин.  

Алексей Андреевич - сын тюремного охранника. Стезя его не была определена наследственностью. Он выбрал ее сам. Как и свою будущую жену Любу, Любовь Ильиничну, высмотрел еще в школе. Та стеснялась выходить замуж за семинариста: подруги дразнили попадьей. А она должна была стать матушкой. Разница эта понимается позже, с трудами и мудростью. Алексей Андреевич редко зовет ее по имени, а тем более по отчеству. Больше - Светлостью. Духовных имен женам священников не полагается. Это пожелание души священника Алексея Злобина. Она родила ему шестерых детей. А теперь в их семье еще и одиннадцать внуков. Дети пошли не по церковной стезе, но отец никого к этому и не принуждал.  

- Как сохранить в недоброе время свет в себе? - спросил я батюшку.  

- Надо к Богу быть ближе. Он все очистит. С кем поведемся, от того и наберемся - говорят в миру. Кого призывают, тот и приходит. И когда с Богом общаешься, тогда грязь не прилипает. Вот церкви возрождаются. Где руины стояли, купола золотятся. И все это не по принуждению. Это на Западе каждый дает церкви десятину заработка. У нас хочешь - приноси жертву твою, не хочешь или не можешь - так приходи. Помогай руками, добрым словом, молитвой. И эти храмы - признак духовного возрождения нации. Я верю в Россию. Может быть, года пройдут, но все будет хорошо.  

- А что питает эту веру? Христианству вот уже две тысячи лет, а люди не стали лучше, правильнее, крови человеческой много льется.  

- А кровь мучеников? Посмотрите, сколько их канонизировано. Вот на этой-то почве и вырастут семена веры.  

- Вы знаете людей разных уровней - богословов, политиков, писателей, студентов, простых крестьян - в ком зримее является эта вера?  

- Везде по-разному. Вот известный политик в рождественскую ночь со свечкой стоит. Может, это лишь этикет. А может, и нет. Но ко мне-то приезжают крестьяне венчаться во зову души. Я знаю многих и из властных структур, которые верят по-настоящему. И писателей, и поэтов, и художников.  

- А это не мода на религию?  

- И мода есть. Но нельзя же так: черное - белое. Все цвета радуги присутствуют. Я сегодня крестил человека, которому 40 лет. Не мода же заставила его пойти в храм. Это решение его выстрадано. И когда венчаешь, по глазам чувствуешь. Есть и кто ради интереса под венец идет. Процентов 10-15. Остальные-то хотят жить хорошо, чтобы у них семья получилась. О бабушках и говорить нечего - старости свойственно задумываться о вечности. У нас страна духовная, и вера понемногу возрождается. Сектанты вот мешаются, с одной стороны, но, с другой-то, - они многих и расшевеливают. Расшевелят, а те к нам идут, потому что у них там все примитивно, поверхностно.  

- Реставрация душ, как и храмов - многие уже не восстановишь?  

- Не знаю, я мало с такими встречаюсь.  

- Есть искус превратить церковь в подобие клуба...  

- Это в какой-то степени всегда было. Люди тянулись к тому священнику, который больше бы удовлетворял их душевным запросам. Только не надо переходить через край, везде должно присутствовать чувство меры. Конечно, нельзя в храме строить спортплощадку. А какое-то сообщество, встречи, конференции, обсуждения, поездки по святым местам - все это нужно. Нужно общаться. У меня ведь здесь часто бывают писатели, художники, с отцом Александром Менем мы дружили. Что бы о нем теперь не говорили, это был прекрасный, великолепно образованный человек.  

- Много говорится о поломанном времени. Есть, скажем, рождество католическое, есть православное, между ними две недели. Получается, Христос дважды рождался. А перед нашим Рождеством в самый разгар поста еще и Новый год...  

- Это издержки. Я приведу такой пример. Каждый год на Пасху в Храм Гроба Господня в Иерусалиме сходит святой огонь. И сходит он именно в пасху православную. Или день Преображения Господня в августе. В это время года в Иерусалиме не бывает ни дождей, ни туч. А в День Преображения по православному календарю на гору Фавор сходит облако. И не на католический храм, который стоит рядом, а на православный. И так каждый год. Был случай, когда православных не пустили в Храм Гроба Господня, и они молились на площади. Так Благодатный огонь в тот раз вышел из огромной гранитной колонны, расщепив ее. Это свидетельство сохранилось до сих пор.  

- Как призывать к нравственности человека, которому есть нечего, ребенка не в чем в школу собрать?  

- А что, если человек наестся, он станет нравственным? Нравственность не зависит от холода и голода, не связана с какими-то материальными ценностями. Люди-то разные. Один благодарит за все - за малое и большое, другой - всем не доволен, сколько не дай - все мало. Тут ничем не поможешь, это от внутреннего состояния зависит. Серафим Саровский сказал: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Внутренний покой важен.  

- С другой стороны, некому давать нравственную оценку происходящему в том же парламенте. Вот если бы священник при парламенте...  

- Но - но - но. Комментаторами что ли нам стать? Каждый день выходить и говорить: этот сегодня плохой, а тот получше? От власти надо вообще быть поосторонь. Вот митрополит Филарет Шушкевича поддерживал. Потом пришел Лукашенко, и до сих пор между ними нет лада. Как человек я имею право на симпатии, как священник - нет. Ведь за мной церковь, люди. Я никого не спрашиваю, в какой ты фракции. Спросят совета - даю, не спросят - не даю. Не надо никогда лезть с ненужными советами. А Русская православная церковь очень тонкая. Свобода воли человека для нее самое главное. Ну, нельзя же загонять палкой в Царствие Небесное. И духовенство не надо идеализировать: все мы люди. Как врачи - есть плохие, есть хорошие. Если хочешь вылечиться, ищешь хорошего врача. Так и тут. Если ищешь хорошего священника - спроси, люди подскажут.  

- А с чем идут люди к приходскому батюшке?  

- Со всем. Крыша течет или дом покосился, или покупку сделать хочу, посоветуй, надо ли? Ты должен быть всегда на месте. И ночью приходят. Кого-то одолела мысль о самоубийстве. Уговариваешь, разъясняешь. Как скорая помощь.  

- Были драматичные моменты?  

- Всякие были. И отпетые бандиты приезжают. Крестятся, венчаются. У них своеобразная вера-то. Скорее суеверие. Чтоб денег много да не убили.  

- Священник должен принимать всех?  

- А как же. Врач ведь тоже должен всех лечить.  

- С другой стороны, на исповеди приходится сталкиваться с чужим горем, грехами, грязью. Ноша-то тяжкая.  

- Тяжкая. Но с Божьей помощью все снимается. Я ведь не судья, а лишь посредник. Прощает Бог, не священник. 

Алексей Злобин создал и содержит на деньги прихода церковно-приходскую школу для детишек из ближайших сел. Кто не может пойти в обычную школу (не во что одеться-обуться) - их обувают, одевают, два раза на дню кормят бесплатными обедами, учат. У учителей не требуют, чтобы все поголовно были верующими. Главное - порядочность. Многие потом сами приходят к вере. Со второго класса преподают языки - английский и старославянский. Бывает, подаренную ребенку курточку пропивает мать или отец. Ну, погорюют да справят школяру иную обновку. В филармонию возят, лыжи купили - теперь в роще зимой катаются. В перспективе создание православной гимназии. Надо налаживать в учебных заведениях преподавание истории религий. Она если где и преподается, то на западный манер, в ней православию, на котором стоит наша духовность, культура, история, отводится лишь факультативная роль. Потому священник Алексей Злобин преподает еще и на кафедре теологии при Тверском госуниверситете историю Священного писания Ветхого и Нового заветов.  

Но для новейшей отечественной истории он все же останется единственным православным священником, который в ночь с 3 на 4 октября 1993 года не покинул приговоренный Кремлем Верховный Совет, разделив свою судьбу с судьбами паствы. 

http://stoletie.ru/obschestvo/duhovnik_rasstrelyannogo_parlamenta_2008-11-13.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Васильевич Калинин
Вольные люди
Кто выживает, кто наживается, а Василий Косачев с женой Катериной просто живут
25.10.2012
«Придите и владейте нами…»
Кто скупает на корню Россию
27.11.2009
На Руси что ни река, то Иордан
Сегодня православные христиане вспоминают Крещение Господне
19.01.2009
Погост
16.01.2006
Все статьи Александр Васильевич Калинин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06