"При правильном воспитании никакая литература не навредит"

0
440
Время на чтение 5 минут
Настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, духовник нашей олимпийской сборной отец Николай рассказывает о своем известном предке, духовном писателе и издателе Н. Е. Пестове и о том, какую роль книга играет в его жизни.

- Вы выросли в многодетной семье. На каких книгах Вас воспитывали? Что оказало на Вас наибольшее влияние?

- Я вырос на хорошей, классической литературе. В доме у моих дедушки и бабушки была замечательная библиотека - прекрасные, красиво изданные книги. Там в полной мере была представлена вся русская классика: полное собрание сочинений Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого, Тургенева и других русских классиков. Потом уже специально для меня стали покупать детскую литература, которая меня очень заинтересовала. Я с удовольствием читал Фенимора Купера, Майн Рида, Жюля Верна, Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса. Одной из моих самых любимых книга был роман Алексея Толстого "Князь серебряный", мне очень нравились рассказы Толстого, я с удовольствием читал трилогию Горького, зачитывался Чеховым, учил его рассказы наизусть. Это были книги моего детства.

В детстве Священное Писание я познавал по рассказам близких, по иллюстрациям Гюстава Доре к Библии. Еще у меня была детская книга "Моя первая священная история" в дореволюционном издании. Дедушка, Николай Евграфович Пестов, и бабушка, Зоя Вениаминовна, часто собирали нас, детей, и читали коротенькие тексты из Евангелия, из Апостолов, из Ветхого Завета. Но чаще они просто беседовали с нами, своими словами рассказывая евангельские притчи и объясняя суть праздников.

Когда мне было лет 12-13, мне подарили Библию, в которой на одной из чистых страниц были написаны слова "Дитя вечности, не угождай духу времени". С тех пор я стал читать Священное Писание.

Потом, после 15 лет, в круг моего чтения вошла серьезная литература, связанная с философией и историей мира. Мне очень нравился журнал "Вокруг света", особенно старые подшивки, дореволюционные номера, которые хранились у нас дома. В этом возрасте произошло мое знакомство с творениями Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Владимира Лосского. Я стал читать их труды, которые хранились у нас дома - изданные еще до революции, репринтные издания, самиздат.

- Какую роль в воспитании своих детей Вы уделяли книге?

- Дети мои родились в конце двадцатого века, когда отношение к книге было уже другим. Появился телевизор - тот вредный субъект, которого не было в моем детстве. Поэтому, если я, приходя из школы, либо шел гулять, либо садился читать, то сейчас у детей все свободное время занимают телевизионные передачи. То, что мы узнавали для себя только через книгу, наши дети познают посредством телевизора. Им проще посмотреть экранизацию книги, чем прочитать само произведение.

Поэтому мои дети читали меньше, чем я, но, тем не менее, самые основные вещи они прочли. Тот факт, что все мои дети получили высшее образование, говорит сам за себя.

- Есть мнение, что светскую литературу читать не нужно, потому как она может нанести вред душе, нужно читать лишь творения святых отцов и церковную литературу.

- Я не берусь сейчас судить такое мнение. Я вот как скажу: при правильном воспитании никакая литература не навредит. Нельзя воспитывать ребенка лишь на творениях святых отцов, он там не поймет ничего. Есть вещи, которые ложатся на детское сердце, например, жития святых. Мне в детстве читали Четьи Минеи Дмитрия Ростовского. Из этих рассказов мы, дети, черпали сведения об истории христианства, и истории Мира.

Говорить о том, что светская литература вредит, я бы не стал. Да, есть вредные, нехорошие книги, которые лучше бы не читать и не знать, но для создания объективной картины мира человек должен иметь широкий взгляд, знать о том, что пишут те или иные писатели. В противном случае мировоззрение обедняется, человек не может понять собеседника и дать ответ на его вопрос. Люди, воспитанные на классике, в своей речи обращаются к образам классической литературы. Говоря "плюшкин" или "коробочка", мы отсылаем собеседника к образам романа Гоголя "Мертвые души". Для человека, не знакомого с классикой, эти слова - пустой звук. Пусть каждый решает для себя, хорошо это или плохо.

- Ваш дедушка, Николай Евграфович Пестов, работал над трудами по нравственному богословию, которые издавал самиздатом. Сохранились ли у Вас какие-то воспоминания об том времени?

- Конечно, сохранились. Дедушка начал писать свои труды по богословию в начале войны. К этому его подвигло трагическое событие - гибель на фронте любимого старшего сына Николая. Тогда он написал первую свою книгу "Жизнь для вечности, или памятник на могиле сына", которая была основана на документах и письмах Николая с фронта. В память о сыне Николай Евграфович стал продолжать труды, начатые им еще до войны, которые некогда читал и редактировал покойный сын. Мысленно как бы получив от него благословение, дедушка продолжил свою работу. Чтобы никто не придирался, он называл ее диссертацией по нравственному богословию, которая изначально имела название "Путь к совершенной радости". Эпиграфом к этой книге стали слова Спасителя "Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" Ин 15:11. Позднее этот труд издавался под названиями "Опыт построения христианского миросозерцания" и "Современная практика православного благочестия".

В то время эта работа была не совсем "легальная". В полиграфии такие вещи не печатали. Поэтому все, что дедушка зарабатывал, будучи профессором, а потом уже пенсионером (по тем временам он получал хорошую пенсию), тратил на бумагу, машинистов и сам издавал свои труды. Я помню, как дедушка вычитывал их, редактировал, приносил из печати. Обычно на одной машинке можно было напечатать не больше пяти экземпляров: первый читаемый, второй хуже, третий еще хуже, а на четвертом и пятом уже сложно было различать слова. Был большой дефицит в подобной литературе, поэтому люди все моментально разбирали.

Листы с текстом Николай Евграфович либо отдавал в переплет, либо сам переплетал вручную. Потом эти книги рассылались по городам России: в Санкт-Петербург, Грозный, Симферополь, Тбилиси, Архангельск, Мурманск, Иркутск, Владивосток, Ригу, Вильнюс. Из этих городов приезжали дедушкины знакомые, забирали книги, а потом сами размножали их и распространяли среди "своих".

Иногда труды распространялись через монастыри. Помню, когда мне было лет 15-16, я сам ездил на поезде в Псково-Печерский монастырь, где передавал письма и книги нужным людям. Возвращался я уже с замечаниями и благословениями старцев.

- Не страшно было развозить запрещенную литературу?

- Мне тогда было 16 лет, я не задумывался над этим. Да и в то время уже не преследовали и не сажали за литературу. Конечно, все знали, чем занимается дедушка, следили, подсылали людей, которые пытались узнать, что он скрывает. Николай Евграфович отвечал, что пишет духовную литературу. И действительно, в своих сочинениях он никогда не касался политики. Он писал о духовной жизни, о человеке, о религиозной жизни общества, о Священном Писании.

- Ваша мама, Наталья Николаевна, и брат, покойный епископ Сергий, стали авторами замечательных книг. Я уверена, каждый, кто увлекается православной литературой, читал труды семьи Пестовых-Соколовых. Вероятно, в Вашей семье из поколения в поколение передается литературное дарование?

- Есть такое выражение "От избытка сердца говорят уста". Когда есть что сказать или написать, то Господь Сам посылает дар слова. Моя бабушка, Зоя Вениаминовна, была очень одаренным человеком. У нее было много публикаций в газеты, она писала комментарии на политические и общественные события в газету "Правда". Вы можете оценить ее великолепный стиль, познакомившись с ее книгой "Моя поездка в Саров". Мама, а потом и владыка Сергий, получили от нее "в наследство" этот стиль.

- Не возникало ли у Вас желания заняться литературным творчеством?

- Я написал биографию Николая Евграфовича Пестова, введение к великим трудам по Апокалипсису, работы по Ветхому Завету, лекции. Можно было бы писать больше, но, к сожалению, на литературный труд не хватает времени. Сейчас я пишу научную работу по Библии.

Для любой книги нужно время. Иногда видишь, что нужно что-то написать, хочешь это сделать, но нет возможности. Да и сил писать ночью, как это было много лет назад, во время работы над диссертацией, уже нет.

- Что бы Вы пожелали читателям нашего портала?

- Прежде всего, помощи Божией в поиске хорошей православной литературы. Сейчас все можно купить и прочесть. Желаю найти именно то, что нужно для сердца.

Самому порталу пожелаю соответствовать духовным устремлениям и потребностям сегодняшнего человека.

Мария Моисеева

http://www.pravkniga.ru/interview/92/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Соколов
Все статьи Протоиерей Николай Соколов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23