Что за "случайные люди" вносят изменения в федеральный список? Кто такие "пензенские девушки" и чем они известны? Почему дружественные отношения с исламскими государствами должны определять деятельность правоохранительных органов в российской глубинке? Чтобы ответить на эти вопросы, поднятые в письме Попова и Наумкина, мы проследили всю хронологию долгого юридического процесса, в результате которого строки Великого аятоллы пополнили список запрещенных к распространению текстов.
Нам пришлось переговорить с шестью работниками Пензенской областной прокуратуры, служащими в различных подразделениях этого ведомства, чтобы воссоздать картину происшедшего. Прокурорские работники с трудом припоминают обстоятельства дела, что неудивительно: ведь оно было открыто еще в конце 2005 года. Началось все с плановой проверки исламского колледжа при одной из мечетей села Средняя Юлюзань работниками прокуратуры и Министерства образования и науки.
Село Средняя Юлюзань - своеобразный мусульманский центр региона, большинство населения которого составляют татары. Как раз за полгода до описываемых событий в селе состоялся съезд Единого духовного управления мусульман Пензенской области (ЕДУМ), где его председателем на третий срок был переизбран 68-летний муфтий Аббас Бибарсов. Не обошлось без скандала. Как передавали информационные агентства, в период подготовки съезда заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) Абдуррауф Забиров выразил главному федеральному инспектору по Пензенской области Владимиру Фомину озабоченность в связи с вмешательством спецслужб во внутренние дела исламской общины. По его словам, сотрудники УФСБ проводили беседы с имамами, стремясь выяснить, за кого они отдадут свои голоса.
Возможно, уже тогда работники правоохранительных органов внимательно наблюдали за деятельностью Пензенского исламского колледжа ЕДУМ в селе Средняя Юлюзань. Впоследствии, в апреле 2006 года, колледж был закрыт. Но в конце 2005 года чиновники ограничились проверкой, в результате которой изъяли религиозную литературу и аудиозаписи. Среди найденных книг оказалось и "Завещание" великого аятоллы имама Хомейни, изданное Независимым информационным центром "Тавхид" в Москве. Примечательно, что антиваххабитское и антисуннитское по своему пафосу сочинение иранца соседствовало с книгами, проповедующими идеи "чистого ислама", а также татарского национализма.
По факту обнаружения и изъятия литературы Пензенской областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело. Оно было направлено в Городищенский районный суд, к юрисдикции которого относится Средняя Юлюзань. Вот почему столь важное решение рассматривалось в инстанции достаточно низкого уровня. Суд назначил психолого-лингвистическую экспертизу текстов и аудиозаписей и поручил ее Государственному экспертному учреждению "Пензенская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции РФ. Пресловутые "пензенские девушки" - сотрудники лаборатории кандидат филологических наук Ирина Геранина и психолог Елена Логинова.
Многие комментаторы обращают внимание на малый стаж экспертной работы Гераниной и Логиновой, что вполне справедливо. Стаж одной из сотрудниц составляет один год, другой - два года. Однако другая претензия - эксперты пользовались устаревшей справочной литературой - не совсем корректна. Среди пяти справочников, к которым обращались Геранина и Логинова, только Советский энциклопедический словарь 1982 года выпуска, остальные книги изданы в период 1998-2004 годов (экспертиза состоялась в марте 2006 года).
Опираясь на понятийную базу различных словарей и справочников по нейролингвистическому программированию, эксперты выделили ряд фрагментов текста Хомейни. Некоторые высказывания великого аятоллы мы приведем, чтобы читатели имели представление об этом тексте и вынесли собственное суждение. Итак: "Я заинтересован в том, чтобы вы посвятили свою молодость делу Бога, ислама и Исламской Республике, чтобы заслужить счастье в этом и загробном мирах... чтобы вы ценили больше всего ту милость, которую вы обрели своим джихадом и пролитой кровью своих счастливых сыновей" (стр. 20-21), "нужно подавить угнетателей и изолировать их... Восстаньте, народы мусульманских стран, угнетенные и мусульмане всего мира! Боритесь за свои права! Изгоните из своих стран преступных правителей, которые отдают плоды вашего труда вашим врагам и врагам Ислама. Правоверные, преданные классы, вы сами берите власть в свои руки и объединяйтесь под славным знаменем Ислама. Защищайтесь от врагов Ислама и врагов обездоленных всего мира. Идите к исламскому государству, организуя свободные и независимые республики, ибо с их установлением вы поставите на место всех угнетателей мира, а всех обездоленных приведете к исламскому правлению и наследованию земли" (стр. 53), "вы сами должны смело выступать против отступлений Ислама" (стр. 38). Как мы уже сказали выше, наряду с текстом Хомейни в исламском колледже были обнаружены книги националистической направленности, например, "Джихад татарского народа".
Эксперты пришли к выводу, что содержание "Завещания" наряду с содержанием некоторых других "пособий" для студентов-мусульман из села Средняя Юлюзань "направлено на возбуждение национальной, расовой, религиозной вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальной, расовой принадлежности".
Городищенский районный суд согласился с выводами экспертов, и в феврале текущего года вынес свой вердикт. Его решение, согласно законодательству, обязательно к исполнению на всей территории Российской Федерации. 2 июня Федеральная регистрационная служба РФ внесла "Завещание" в Федеральный список экстремистских материалов под номером 143.
Почти сразу же последовала бурная реакция некоторых представителей мусульманской общественности. Вердикт российского суда сравнивали с репрессивными практиками нацистской Германии, квалифицировали его как проявление исламофобии. Не остались в стороне и иранские представители. Так, выступая на пресс-конференции по случаю открытия в Москве международной конференции "Россия и исламский мир", глава Всемирной ассамблеи по сближению мазхабов аятолла Мохаммад Али Тасхири заявил, что лидер Исламской революции проповедовал всеобщий мир и осуждал экстремизм. В свою очередь профессор Тегеранского университета Мехди Хадави-Могаддам назвал казус с "Завещанием" "негативным элементом успешно развивающихся взаимоотношений Ирана и России".
Мнение о том, что решение районного суда в далеких Городищах способно нанести урон столь кропотливо выстраиваемым дипломатическим отношением с Исламской Республикой, высказывают и некоторые российские политологи и востоковеды. В письме Вениамина Попова и Виталия Наумкина также прослеживается эта мысль, что видно из цитаты, приведенной в начале статьи.
Желая выяснить, насколько эти опасения обоснованны, мы обратились за разъяснениями в Министерство иностранных дел РФ. Во внешнеполитическом ведомстве нам сообщили, что официальной ноты или иного выражения своей позиции с иранской стороны не поступало. Также российский МИД не намерен делать заявлений по данной проблеме.
Таким образом, штатные дипломаты и чиновники предпочитают не замечать случившегося. Да и иранские представители, высказываясь на упоминавшейся выше пресс-конференции, вынуждены были отвечать с видимой неохотой на вопрос российских журналистов, заданный, что называется, в лоб. Однако эта осторожность чиновников контрастирует с активными выступлениями представителей общественности, требующими оспорить решение Городищенского суда.
"Решение суда вступило в законную силу, и оно может быть отменено в соответствии с законодательством РФ. Те лица, которые считают, что решение суда незаконно, могут его обжаловать в установленном законом порядке", - хладнокровно парируют эти заявления представители Пензенской областной прокуратуры.
Между тем споры вокруг политического наследия Хомейни эхом отзываются в событиях сегодняшнего дня. 9 и 10 июля Иран в рамках военных учений произвел запуск баллистической ракеты дальнего действия "Шехаб-3", способной поразить территорию Израиля и военные базы США в Ираке. Комментируя эту новость российским СМИ, руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок и военный эксперт академик РАН Алексей Арбатов заявили, что в перспективе эти ракеты могут быть опасны и для России "с технической точки зрения, но не с политической". Получается, что военные аналитики, политологи и востоковеды трудятся изолированно друг от друга, не сводя результаты своих изысканий к обобщенным выводам, на основе которых могла бы формулироваться концепция безопасности России.
http://religion.ng.ru/politic/2008-07-16/4_book.html?mthree=3