Россия и Евросоюз: дорогой длинною...

Следующая "остановка" после Ханты-Мансийска - Брюссель

Новости Москвы 
0
174
Время на чтение 6 минут
После саммита в сибирском городе с труднопроизносимым для иностранцев названием Ханты-Мансийск переговоры по нашему новому соглашению о сотрудничестве с Европейским Союзом начнутся в Брюсселе 4 июля. Это будет лишь старт на пути к новому контракту. Сам поход продлится минимум год, а то и полтора или два...

Мы, в принципе, даже не знаем точно, на какой срок будет заключаться новое соглашение - на 5 или 10 лет. Хотя понятно, что меньше пяти это слишком мало, а больше десяти - слишком много. И в Европе, и в России за такой срок могут произойти изменения, которые сделают соглашение мертвым грузом. Такое уже было. Подписанное в 1994 году и вступившее в силу в 1997-м уходящее соглашение заключалось между "ЕС двенадцати" и "Россией Ельцина", которая была согласна почти на все - "лишь бы в Европу". Теперь в Евросоюзе 27 членов, почти все "новички" еще не изжили "комплекс обиды на СССР", отсюда собственно и все эмбарго на переговорный мандат. А сам ЕС не имеет конституции, проваленной на последнем ирландском референдуме в июне. Так что нам пока придется вести переговоры с Брюсселем "без паспорта".

Но самая большая проблема не в датах и не в продолжительности действия нового договора. А в его сути.

По большому счету, мы и без нового договора можем продлевать старый сколько угодно. У России вообще нет резонов куда-либо торопиться. Она и так успешно торгует со странами Евросоюза.

Можно сказать, что Ханты-Мансийск был еще не "свадьбой", а "помолвкой". Мы и живем все последнее время в состоянии перманентной помолвки, и будем продолжать жить в таком состоянии еще ох как долго! Как показывает вся история отношений с теми, на кого мы смотрим через прорубленное Петром окно, до свадьбы с Россией у Европы дело вряд ли и дойдет. Она всегда хотела бы заполучить богатое российское приданое, в последнее время его можно назвать энергетическим, хотя в нем есть и лес, и минералы, и рынки сбыта, а вот сама "невеста" в европейском доме не очень и нужна. А если уж придется на ее присутствие согласиться, то надо ее поведение регламентировать вплоть до последнего самого мелкого шажка или вздоха. Мы же хотим сохранить для себя относительную свободу. Естественно, "российского образца", с нашими "суверенными" понятиями демократии и законности. Европу, конечно, можно понять, в конце-концов, ей не безразлично, с кем жить и партнерствовать. Россия в этом отношении не самый спокойный субъект: у нее и гордость собственная, и размах, и манеры европейские не прививаются. Так что договор нужен.

Но и Москве все сложнее понимать, что от нее хотят, и на каком языке собирается говорить с ней Евросоюз, и что теперь можно ожидать от процесса, который должен вроде завершиться подписанием нового контракта о сотрудничестве России и ЕС. Даже если мы, в конце концов, и подпишем этот многотрудный договор, и его положения никто не вправе будет изменить, то как долго может продлиться его ратификация парламентами всех 27 стран членов ЕС? Если уж в Европе в очередной раз "прокатили" новую конституцию, то "затормозить" брюссельско-российский договор могут с еще большей легкостью.

Но и это еще худо-бедно можно пережить. Трудно, правда, понять, почему Россию продолжают использовать как некое подобие лаборатории, в которой все еще идут эксперименты по выработке общей европейской внешней политики. "Антироссийскую неистовость" новоприсоединившихся странеще можно понять. Но странно, почему именно из их позиции выводится общий знаменатель европейской политики?

Теперь ведь речь идет о другой России. Теперь речь идет о России, которой порядком надоело, что ее постоянно подвергают экспертизам то на генетическую подходящесть демократии, то на европейскую идентичность.

Причем более всего по инициативе тех, кто такую идентичность еще не совсем обрел.

Еще сложнее будет совместить систему координат, в которых находятся Россия и ЕС. Москва и Брюссель до сих пор живут в разных "временных поясах" и по-разному, или с различиями, воспринимают такие понятия, как суверенитет, права человека, роль гражданского общества, вмешательство во внутренние дела. У них непохожие социально-экономические модели. Но это есть и в отношениях ЕС с США, с Японией. И почему-то лишь с Россией Европа пытается заключить соглашения, которые заставили бы ее "копировать" европейскую систему координат. Нам очень уж часто подсовывают вместо двусторонне согласованных документов версии внутренних документов ЕС или "инструкции" по адаптации России к нормам политической и экономической жизни Евросоюза. Почему-то европейцами считается обязательным юридически зафиксировать в договоре все, до самых крошечных, обязательств такого "внутреннего" рода, ратифицировать их и превратить, по сути, в нормы российского национального права.

Один из самых показательных и одиозных примеров этого - так называемое "приложение Литвиненко", включенное в мандат переговоров в части юридического и законодательного взаимодействия по настоянию Великобритании.

Оно должно закрепить обязательства сторон о взаимной выдаче преступников. Вряд ли Россия на такое пойдет.

Но при всем сказанном никакой позитивной альтернативы новому соглашению у России и ЕС нет. Их связывает слишком уж высокая степень взаимозависимости в двух важнейших областях жизни - экономике и безопасности, во всех нынешних смыслах этого слова. В перспективе 15-20 лет их взаимозависимость не уменьшится, а, скорее всего, возрастет.

Как сказал мне один из наших ведущих экспертов по Евросоюзу, профессор Юрий Борко из Института Европы РАН, документ нужен, чтобы отразить новые направления, формы и масштабы их взаимодействия.

- Ни Москва, ни Брюссель пока не были готовы идти навстречу друг другу в той мере, в какой это необходимо, - резюмировал он. - Может быть, официальное заявление о начале переговоров означает и готовность к поиску таких компромиссов. Если это так, то в базовом соглашении будут изложены принципы и цели стратегического партнерства, основное содержание и задачи строительства четырех "общих пространств" - экономического, внутренней безопасности, внешней безопасности, науки и образования, включая культурные аспекты - на основе принятых в 2005-м "дорожных карт". Несомненно, в рамочное соглашение войдет также раздел об институтах, обеспечивающих эффективность сотрудничества между Россией и ЕС.

Что касается будущих специализированных соглашений, то в Москве и Брюсселе некоторые варианты уже назывались, прежде всего, об энергетическом сотрудничестве, а также по науке и технологии, торговле и инвестициям (после вступления России в ВТО), о переходе к безвизовому режиму между Россией и ЕС и т.д. Не исключено, что некоторые секторальные соглашения будут готовиться параллельно с базовым документом, однако в целом создание комплекса таких документов будет следующим этапом формирования новой политико-правовой базы стратегического партнерства России и ЕС.

Начинающиеся переговоры будут сложными, так как они, несомненно, затронут три вопроса, по которым взгляды Москвы и Брюсселя резко расходятся.

Во-первых, в последние годы в странах ЕС и в его институтах осуждаются некоторые важные аспекты внутренней политики российских властей, интерпретируемые как отход от основных ценностей и принципов демократии. В общем, такую же оценку действиям властей дают оппозиционные партии и правозащитные организации в самой России. Но позиция российской делегации на переговорах, скорее всего, будет соответствовать подходу, который был недавно сформулирован министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Россия, заявил он, вступила на путь глубочайших и мирно осуществляемых преобразований. Она будет продвигаться "в рамках универсальных демократических ценностей", однако "собственным, а не навязанным извне путем, уважая и сохраняя свои вековые традиции".

Во-вторых, сложнейшей темой переговоров будут проблемы создания общего энергетического рынка и обеспечения равной энергетической безопасности в Европе. Пока энергетические стратегии, на которых настаивают Москва и Брюссель, носят взаимоисключающий характер. Ситуация осложняется тем, что фактически у Евросоюза нет единой концепции, и стратегия, предлагаемая Европейской комиссией, отвергается многими государствами-членами ЕС, в том числе Германией, Францией, Италией и другими. Для начала представляется разумным шагом к сближению позиций закрепление в новом базовом соглашении равного права стран-производителей и стран-потребителей осуществлять политику географической диверсификации направлений экспорта/импорта нефти и газа, а также путей их транспортировки.

В-третьих, одно из наиболее острых политических противоречий возникло в европейском и закавказском регионах СНГ. В сущности, Россия и ЕС выступают как конкуренты в борьбе за экономическое и политическое влияние в расположенных здесь странах. Москва и Брюссель по-разному оценивают внутриполитическую ситуацию на Украине, в Беларуси и Грузии. Резко расходятся их взгляды на методы урегулирования "замороженных конфликтов" (Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха). С этой точки зрения, одним из позитивных итогов состоявшегося саммита можно считать то, что его участники договорились сохранять существующие форматы решения замороженных конфликтов. Российский министр С.Лавров заявил, что Россия не возражает против более активного участия ЕС в решении этих конфликтов.

Таковы прогнозы. В отличие от ЕС, Россия считает, что излишне детальный проект соглашения было бы крайне сложно согласовать в разумные сроки. Москва выступает за подписание компактного соглашения, которое, с одной стороны, учитывало бы новые реалии и было ориентировано на углубленное партнерство, с другой стороны - давало бы сторонам достаточную гибкость в его реализации на практике. Этот "компакт" может дополняться более детальными договоренностями в отдельных областях сотрудничества. Такая модель уже успешно действует в отношениях Брюсселя и США.

В общем надо посмотреть, что получится из переговоров. Должно же что-то получиться.
Андрей Федяшин, политический обозреватель "РИА Новости"

http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/rossiya_i_evrosojuz_dorogo_dlinnoju_2008-07-01.htm
-
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Федяшин
Как Порошенко наставлял Джона Керри
«Манихейский бред» Киева уже начинает надоедать США и Европе Андрей Федяшин
22.05.2015
«Еврочекисты» шьют дела...
«Санкционные списки» Евросоюза начинают напоминать «черные списки» времен Гражданской войны
19.02.2015
Антипутинская истерика
Премьер-министр Австралии Тони Эбботт готовится повести «жесткий разговор» с президентом России
21.10.2014
Евросоюз задумался
В конце октября ЕС проведет «ревизию» пакета антироссийских санкций
17.10.2014
Все статьи Андрей Федяшин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06