Об ушедшем митрополите Лавре

Новости Москвы 
0
266
Время на чтение 5 минут
А.К. Светозарский, профессор МДАиС: "увидел Владыку Лавра - тогда тот, конечно, был значительно моложе, это было лет двадцать назад - и он смиренно шёл вместе с другими иноками и студентами, ссыпал овощи в мешки, точно так же, как это делали они сами". А.Б. Зубов, профессор МГИМО Ничто, кроме скорби за слабости и грехи многих, не напоминало в нём "великого князя Церкви". Он ничего не искал для себя, ни славы, ни роскошных хорoм, ни покоя, ни какого-то особого стола...

Алексей Константинович Светозарский, профессор Московской Духовной Академии

С Владыкой Лавром я познакомился прошлой осенью, когда был на конференции в Джорданвилле, посвящённой наследию митрополита Антония (Храповицкого), и впервые посетил центр Русской Православной Церкви Заграницей. О том, что такой человек есть, я узнал гораздо раньше, в самом начале восьмидесятых годов, когда в период острого дефицита духовной литературы в Россию приходили книги, которые издавали по его благословению, а также и его труды, но личная встреча состоялась совсем недавно, когда Владыка Лавр был уже человеком очень пожилым. Моё первое впечатление при общении с ним - это человек с очень большой монашеской школой, настоящий инок в белом клобуке.

Эти впечатления были неожиданно дополнены рассказом одного из выпускников Джорданвилльской Свято-Троицкой семинарии, который теперь занимает там начальствующее положение, о том, как он, выходец из русской семьи, приехал в Джорданвилль с тем, чтобы получить духовное образование и в перспективе - рукоположение. Его первое воспоминание было о том, как их повезли "на картошку", и это вызвало в его душе некий ропот, потому что приехал он отнюдь не собирать корнеплоды, а учиться! И вдруг его снимают с занятий и вместе с другими студентами отправляют в поле (в Джорданвилле довольно большие земельные угодья, и монастырь кормится от этих урожаев). Но его ропот совершенно прошёл, когда он на грядке увидел Владыку Лавра - тогда тот, конечно, был значительно моложе, это было лет двадцать назад - и он смиренно шёл вместе с другими иноками и студентами, ссыпал овощи в мешки, точно так же, как это делали они сами. Этот рассказ показался мне удивительно близким, так как в советское время нас так же отправляли "на картошку". По существующей в монастыре традиции - а это не только традиция, но и насущная необходимость - послушание в трапезной и на кухне несут по очереди все насельники и студенты. До недавнего времени Владыка Лавр это послушание тоже осуществлял, так же готовил ежедневную трапезу для братии, но потом уже характерные для его возраста недуги этому воспрепятствовали.

В плане человеческого впечатления могу сказать, что как Первоиерарх Зарубежной Церкви он был совершенно чужд какой-либо помпе. На богослужении всё было по уставу, но не было ощущения нарочитой парадности, торжественности. Владыка был прост и естественен во всём.

Что же касается того вклада, который он внёс во взаимоотношения разделившейся по разным обстоятельствам Русской Церкви, то он, конечно же, вошёл в историю как объединитель. И, наверно - об этом уже многие говорят - его кончина на Торжество Православия неслучайна. Преодоление раскола, разделения, которое так трудно врачуется в церковной истории, совершилось, и я полагаю, в этом есть огромная его заслуга. Православные москвичи могли тоже узнать его, когда он бывал здесь, служил вместе со Святейшим Патриархом в Храме Христа Спасителя; это видели все, была трансляция, когда подписывался Акт об объединении. Но ещё были и впечатления клириков, когда митрополит прибыл в район бывшего Бутовского полигона на закладку Храма Новомучеников и исповедников Российских. Священники, которые в тот день совершали своё служение, видели то огромное впечатление, которое произвело на него служение десятков священнослужителей, собравшихся почтить память мучеников. Для Владыки это явно было очень важным, знаковым событием, в котором он также принимал участие.

Теперь он упокоится в усыпальнице Свято-Троицкого Собора в Джорданвилле, где по-монашески избрал себе место, а мы будем молиться о упокоении его души. Вечная ему память.

Андрей Борисович Зубов, профессор МГИМО

Владыка Лавр, первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, отошёл ко Господу 16 марта 2008 г. в первый воскресный день Великого Поста, наименованный днём Торжества Православия. Торжеством Православия стал и жизненный путь этого замечательного русского архиерея, свершившего великое для нашего народа дело - соединение двух частей Русской Церкви. Русская Церковь раскололась в 1920-е годы происками безбожной коммунистической власти, утвердившейся на пространствах России. Русская Церковь триумфально воссоединилась в день Вознесения Господня в минувшем 2007 г. и митрополит Лавр возглавлял собор архиереев, священников и мирян Русского Зарубежья на этих торжествах. Но путь к воссоединению был исключительно труден, омрачен взаимным непониманием, порой злобной клеветой, порой вполне искренним упорным неприятием того курса на единство Церкви и народа русского, который избрало соборно большинство Русского Зарубежья в середине 2000-х годов. Митрополиту Лавру тоже были свойственны и опасения, и сомнения, но, преодолевая их, он всё более утверждался в мысли, что без единства Русской Церкви не восстановится единство народа, расторгнутого и угнетенного лихолетьем ХХ века. А без воссоединения народа не будет и его возрождения. Перефразируя слова Спасителя можно так определить принцип владыки Лавра - "дом, обитатели которого нашли в себе силы преодолеть разделение, восстановится". С этим чаянием возрождения России жил владыка Лавр долгие годы и ему посчастливилось утвердить свое упование делом и увидеть плоды трудов своих.

Буквально за несколько недель до кончины он объехал многие европейские приходы Русской Церкви Заграницей, воссоединил несколько общин, до того пребывавших в нерешительности - стоит ли идти путем воссоединения, в том числе и общину знаменитого русского храма в Каннах. Эту свою поездку он завершил в Москве сердечной встречей со Святейшим Патриархом Алексием. Дело всей жизни было исполнено, трудный, порой, тяжкий путь - пройден до конца.

Как истинный служитель Господа Иисуса, владыка Лавр принял на себя многие скорби и болезни, исцеляя тем свою паству, очищая народ Божий от грехов и скверн. Исполняя закон Христов, он брал на себя тяготы и бремена многих и нёс их в монашеском смирении и простоте, укрепляемый силой Духа Святого. В его немощной плоти, изнуренной бесчисленными телесными страданиями, горело пламенное сердце христианина и самоотверженного русского человека, без какого-либо пафоса жертвовавшего собою для каждого, кто в нём имел нужду.

Мне посчастливилось встретиться и несколько дней прожить близ владыки Лавра Великим Постом 2006 года. Быть единым с ним в евхаристическом общении в день Благовещенья, удостоиться часовой беседы с глазу на глаз и даже маленькой рюмочки узы в знак нашего знакомства. Меня поразила скромность жизни, простота быта этого воистину мудрого и удивительно доброго человека. Ничто, кроме скорби за слабости и грехи многих, не напоминало в нём "великого князя Церкви". Он ничего не искал для себя, ни славы, ни роскошных хорoм, ни покоя, ни какого-то особого стола... Он жил в братском корпусе, в маленькой трехкомнатной келье (кабинет, спальня, приемная), обедал вместе с братией той же пищей (в пределах, которые позволяла тяжелая форма диабетической болезни), старался участвовать во всех уставных монастырских богослужениях, беседовал с седовласыми архимандритами и молодыми семинаристами равно благожелательно, ровно, по отечески тепло. Его уставно называли "владыко", но он, скорее, был для всех мудрым и добрым дедушкой. "Я монах, - сказал он во время нашей беседы, - всё остальное - монашеские послушания, не более, хотя порой и очень тяжелые".

И вот эти послушания исполнились. Торжество Православия стало и торжеством владыки Лавра, услышавшего именно в этот день столь желанные им слова Господа: "Добрый и верный раб,... войди в радость Господина твоего".

http://www.taday.ru/text/99674.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Борисович Зубов
Интервью с профессором Зубовым Андреем Борисовичем
Интервью с заведующим кафедрой Истории религий Российского Православного Института св. ап. Иоанна Богослова философско-богословского факультета, доктором исторических наук, профессором Андреем Борисовичем Зубовым
17.09.2007
Вера и воссоздание общества в России
Доклад на конференции "Россия 2017 года", организованной Союзом правых сил, Институтом экономики переходного периода и фондом "Либеральная миссия"
21.06.2006
Все статьи Андрей Борисович Зубов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06