На Западе не было религиозных гонений, не закрывались религиозные школы. Тем не менее налицо упадок веры. В чем тогда смысл преподавания религии в школе? Комментирует Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор истории религии в МГИМО:
- В большинстве европейских стран вера стала тем, чем она была в первые века, - верой небольшого меньшинства. Особенно это характерно для Франции, Германии, Бельгии. Активных верующих там примерно 10-12 процентов (в Германии чуть больше, во Франции - чуть меньше), но это глубокие и серьезные христиане, понимающие смысл своей веры.
Несмотря на секуляризацию общества, у родителей в этих странах есть возможность давать своим детям религиозное образование. В Германии основы религии по желанию родителей преподаются и в государственных школах (альтернатива для тех, кто не хочет, - основы этики), во Франции это по закону запрещено, но там конфессиональные школы (католические, протестантские, мусульманские) по статусу приравнены к государственным. Выйдя из этих школ, одни сохраняют полученные знания на всю жизнь, приумножают их, другие стараются как можно быстрее выбросить все это из головы и стать людьми совершенно нерелигиозными. Факт - на Западе религия стала проблемой личного выбора, сознательного и очень ответственного.
Между знанием и верой огромное зияние, которое преодолевается только Божией благодатью и личной волей человека. Можно все знать, но... На Западе немало абсолютно неверующих богословов. Они занимаются христианством как культурой, историей философии, но не веруют во Христа. И должен вам сказать, что это же было характерно для некоторых русских дореволюционных богословов. В восьмидесятые годы XIX века наша духовная академическая наука вышла на европейский уровень. Наши профессора богословия прекрасно знали первоисточники, древние и новые языки, современное западное богословие. Но книги многих из них (не хочу называть имен) читать скучно. Вроде все правильно написано, но нет главного - христианского духа, горения веры.
На Западе сейчас распространена так называемая удобная религия. То есть человек хочет иметь надежду на вечность, атеистическая идея ухода в небытие его не устраивает. Но быть нравственно ответственным перед Богом, ощущать, что жизнь дана свыше и есть Тот, Кто с нас взыщет за то, как мы распорядились ей, тоже не хочется. Хочется жить в свое удовольствие, считать себя хозяином жизни и верить, что независимо от того, как ты жил, тебя ждет хорошее будущее. Такая религиозность характерна для отсталых неписьменных народов, ее идеи хорошо увязываются с шаманизмом, колдовством. И сегодня такой тип примитивной, деградировавшей религиозности характерен и для большинства европейского общества. Это находит отражение и во многих произведениях современной культуры, где много игры в мистику, но нет подлинной церковной глубины. Однако меньшинство на Западе все же сохраняет и углубляет свою церковную традицию, так что я не согласен с мнениями о тотальном упадке веры у европейцев.
Когда мы говорим о вере и Церкви, людей в первую очередь не слова наши интересуют, а кто мы, как мы живем. Ведь до революции многие семинаристы и дети священников стали воинствующими безбожниками в том числе и потому, что видели несоответствие жизни своего окружения (часто отцов и их друзей) с тем, что они говорят. Это, пожалуй, главный урок, который мы должны извлечь из нашей трагической недавней истории.
Записал Леонид ВИНОГРАДОВ
В России 65-70% граждан называют себя при опросах православными, но реально воцерковленных - 15-17%. Еще 5-6% ходят в храм и причащаются раз в году или даже в два года. В начале 1980-х годов средний возраст верующих россиян был более 60 лет, сегодня - 48 лет, притом что средний возраст в стране - 44 года. Соотношение мужчин и женщин было в 1980-е годы 9:1, сегодня - 4:1.
Данные исследований двухлетней давности, проведенных отделом социологических исследований Института общественного проектирования, предоставил руководитель отдела Михаил Тарусин.
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»;
Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»;
Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.
Интервью с заведующим кафедрой Истории религий Российского Православного Института св. ап. Иоанна Богослова философско-богословского факультета, доктором исторических наук, профессором Андреем Борисовичем Зубовым