itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Запад: неверующие богословы

0
262
На Западе не было религиозных гонений, не закрывались религиозные школы. Тем не менее налицо упадок веры. В чем тогда смысл преподавания религии в школе? Комментирует Андрей ЗУБОВ, доктор исторических наук, профессор истории религии в МГИМО:

- В большинстве европейских стран вера стала тем, чем она была в первые века, - верой небольшого меньшинства. Особенно это характерно для Франции, Германии, Бельгии. Активных верующих там примерно 10-12 процентов (в Германии чуть больше, во Франции - чуть меньше), но это глубокие и серьезные христиане, понимающие смысл своей веры.

Несмотря на секуляризацию общества, у родителей в этих странах есть возможность давать своим детям религиозное образование. В Германии основы религии по желанию родителей преподаются и в государственных школах (альтернатива для тех, кто не хочет, - основы этики), во Франции это по закону запрещено, но там конфессиональные школы (католические, протестантские, мусульманские) по статусу приравнены к государственным. Выйдя из этих школ, одни сохраняют полученные знания на всю жизнь, приумножают их, другие стараются как можно быстрее выбросить все это из головы и стать людьми совершенно нерелигиозными. Факт - на Западе религия стала проблемой личного выбора, сознательного и очень ответственного.

Между знанием и верой огромное зияние, которое преодолевается только Божией благодатью и личной волей человека. Можно все знать, но... На Западе немало абсолютно неверующих богословов. Они занимаются христианством как культурой, историей философии, но не веруют во Христа. И должен вам сказать, что это же было характерно для некоторых русских дореволюционных богословов. В восьмидесятые годы XIX века наша духовная академическая наука вышла на европейский уровень. Наши профессора богословия прекрасно знали первоисточники, древние и новые языки, современное западное богословие. Но книги многих из них (не хочу называть имен) читать скучно. Вроде все правильно написано, но нет главного - христианского духа, горения веры.

На Западе сейчас распространена так называемая удобная религия. То есть человек хочет иметь надежду на вечность, атеистическая идея ухода в небытие его не устраивает. Но быть нравственно ответственным перед Богом, ощущать, что жизнь дана свыше и есть Тот, Кто с нас взыщет за то, как мы распорядились ей, тоже не хочется. Хочется жить в свое удовольствие, считать себя хозяином жизни и верить, что независимо от того, как ты жил, тебя ждет хорошее будущее. Такая религиозность характерна для отсталых неписьменных народов, ее идеи хорошо увязываются с шаманизмом, колдовством. И сегодня такой тип примитивной, деградировавшей религиозности характерен и для большинства европейского общества. Это находит отражение и во многих произведениях современной культуры, где много игры в мистику, но нет подлинной церковной глубины. Однако меньшинство на Западе все же сохраняет и углубляет свою церковную традицию, так что я не согласен с мнениями о тотальном упадке веры у европейцев.

Когда мы говорим о вере и Церкви, людей в первую очередь не слова наши интересуют, а кто мы, как мы живем. Ведь до революции многие семинаристы и дети священников стали воинствующими безбожниками в том числе и потому, что видели несоответствие жизни своего окружения (часто отцов и их друзей) с тем, что они говорят. Это, пожалуй, главный урок, который мы должны извлечь из нашей трагической недавней истории.

Записал Леонид ВИНОГРАДОВ

В России 65-70% граждан называют себя при опросах православными, но реально воцерковленных - 15-17%. Еще 5-6% ходят в храм и причащаются раз в году или даже в два года. В начале 1980-х годов средний возраст верующих россиян был более 60 лет, сегодня - 48 лет, притом что средний возраст в стране - 44 года. Соотношение мужчин и женщин было в 1980-е годы 9:1, сегодня - 4:1.

Данные исследований двухлетней давности, проведенных отделом социологических исследований Института общественного проектирования, предоставил руководитель отдела Михаил Тарусин.


http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=9999&article=896
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Зубов
Интервью с профессором Зубовым Андреем Борисовичем
Интервью с заведующим кафедрой Истории религий Российского Православного Института св. ап. Иоанна Богослова философско-богословского факультета, доктором исторических наук, профессором Андреем Борисовичем Зубовым
17.09.2007
Вера и воссоздание общества в России
Доклад на конференции "Россия 2017 года", организованной Союзом правых сил, Институтом экономики переходного периода и фондом "Либеральная миссия"
21.06.2006
Все статьи Андрей Зубов
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31