Накануне собора свою точку зрения на положение со свободой совести в России, высказали правозащитники. В докладе, который вчера представили журналистам эксперты Информационно-аналитического центра "Сова", также шла речь о взаимоотношениях религиозных общин и государства и о судьбе многострадального курса "Основ православной культуры".
"Преподавание ОПК - вечная тема. По всей видимости, концепция, предложенная РПЦ руководству Минобрнауки, вряд ли будет принята в нынешнем варианте", - заметил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" директор центра "Сова" Александр Верховский. При этом он признал, что церковь в данном вопросе, несомненно, пошла навстречу пожеланиям педагогов. "Когда законодатели решили отменить региональные компоненты образовательной программы (в рамках которых в некоторых областях центральной России и велось преподавание ОПК), и это был достаточно неожиданный удар для церкви", - напомнил г-н Верховский. Нынешний вариант, озвученный митрополитом Калужским и Боровским Климентом, - вариативное преподавание блока предметов, касающихся "духовно-нравственного воспитания", по мнению правозащитников, сформулирован достаточно политкорректно: "Все вариативно и добровольно, можно избирать изучение основ любой религии без разделения на традиционные и нетрадиционные. Достаточно того, чтобы в классе было 12 человек, исповедующих определенную веру".
При этом, замечает эксперт, этот блок предметов будет занимать место в школьной программе и самим этим фактом вытеснит любое другое преподавание знаний о религии. "Скажем, ныне существующая альтернатива в виде курса религиоведения, которая нейтрально, со светских позиций рассказывает о разных верованиях, устраивает многих родителей, - считает Александр Верховский. - Но этот предмет не впишется в предлагаемый блок просто в силу того, что он не нацелен на воспитание морали, а двух предметов "про религию" школьная программа не выдержит". По мнению собеседника "Времени новостей", по всей видимости, и академики Российской академии образования не вполне одобряют вариант, предложенный церковью. Этим, возможно, и объясняется то, что академическая экспертиза затянулась на несколько месяцев. "Хотя предмет должен быть введен уже с начала нового учебного года, до сих пор нет ни учебников, ни методик его преподавания. Ситуацию иначе как аварийной не назовешь", - резюмирует г-н Верховский.
Если влияние РПЦ на общественные и государственные институты, несомненно, возрастает, то другие конфессии, по словам правозащитника, напротив, испытывают давление со стороны чиновников. "Появляются новые проблемы, - отмечает руководитель центра "Сова". - Скажем, в связи с активностью Федеральной регистрационной службы было закрыто большое количество религиозных организаций". Многие организации ликвидируются по причине "непредоставления отчетности". К примеру, в течение 2007 года в Тюменской области по иску регионального управления "Росрегистрации" было закрыто около 30 религиозных организаций, из них 25 - мусульманских. В Нижегородской области ФРС вынесла предупреждение 55 организациям. Александр Верховский подчеркнул, что некоторые организации, по его словам, при этом ликвидируются заочно, без предупреждения о допущенных нарушениях. "Объектом третирования, как правило, становятся небольшие организации. В основном это касается маленьких мусульманских групп, которые не входят в крупные муфтияты", - констатировал правозащитник.
Надо сказать, что в столице в нынешнем году проблем с юридическим оформлением деятельности религиозных организаций не возникает. "Даже злополучные кришнаиты получили разрешение на строительство своего культового здания", - отметил г-н Верховский. Религиозные организации, так же, как и "светские" НКО, могут решить проблемы только через суд, с одновременным привлечением внимания международной общественности, считает эксперт. Тенденция последних месяцев такова, что громкие судебные разбирательства, инициированные религиозными организациями, как правило, заканчиваются достижением компромисса с властями. "Так, российские баптисты оставили попытки договориться полюбовно и "вышли на тропу войны" с чиновниками - например, публикуют годовой отчет о том, как им несладко приходилось в разных регионах", - рассказывает г-н Верховский. За прошлый год религиозные организации трижды выигрывали дела против России в Европейском суде по правам человека. По крайней мере в одном случае из трех обращение в Страсбург принесло свои плоды: власти Астрахани отказались от планов снести мечеть, возводимую по инициативе местной мусульманской общины.
http://www.vremya.ru/2008/27/51/197979.html