Взгляд Василия Дворцова

Новости Москвы  Общенациональный Русский журнал 
0
676
Время на чтение 4 минуты
Вот и прошёл год Русского языка. Закрыты статьи бюджета, получены отчёты за гранты, архивированы программки проведённых мероприятий. Можно приступать к году Семьи. Что ж, нам, литераторам, филологам, логопедам, а также просто преподавателям родной речи и её употребителям остаётся лишь поблагодарить чиновную власть за труды и заботы и пожелать успеха в отчётности за очередную кампанию. Наступающую кампанию. Как благодарили её по окончании своего года сироты и беспризорные. Всё нормально, особых надежд и не питалось.

Обложка "Русского общенационального журнала" ? 2, 2008 Да и, вообще, что значит один год для истории, с истоком в четыре тысячи лет? Тогда протославянский язык вылущился из индоевропейской семьи, чтобы через десяток веков стать праславянским, а далее разделиться на три ветки - восточную (древнерусскую), западную (будущие поляки, чехи, словаки, лужичане, поморские славяне) и южную (ныне болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы). История продолжилась, когда, в свою очередь, древнерусский, к распаду Орды, сам лёг в основу языкам зарождающихся народов Руси Великой, Белой и Малой.

А ещё в своём повитии великорусский разливался, было, на южно-акающий Тмутараканский и северно-окающий Новгородско-Псковский потоки, но, слава Богу, наново сросся сложился посреди Московско-Окской Руси. Это то слияние можно считать ключевым моментом, поворотным, решительно судьбоносным. Ведь, собственно, вся наша современная речь с тех пор и есть возвратное движение множеств разбежавшихся языковых ручейков в единое русло.

С XIV - XV веков Москва приняла на себя имперское наследие Византии и стала средоточием притяжения народных множеств. Но нужно помнить, что к этому венцу её подвело Православие, с его великим даром всему славянскому миру - священной церковной письменностью. Сотворив на основе староболгарских диалектов язык общеславянского Евангелия, святые братья Кирилл (Константин) и Мефодий утвердили православную литургию центром для круговорота зарождающейся цивилизации Русского Слова. Круговорота, втянувшего и втягивающего не только славянские, но и угорские, тюркские, среднеазиатские, иранские, кавказские, монгольские, маньчжурские и кетские народы. Круговорота, втянувшего и втягивающего культовое многообразие Евразии в единость культуры России. С памятью, что на том самом священном языке "народ" и "язык" - синонимы. Кириллица... Чуткость, с коей Кирилл и Мефодий отнеслись не только к звукам, но и к их начертанию - в том числе с новопоместными "ж", "ч" взамен общих для прежних праславянских "dj", "tj", - обеспечила творческую свободу разнообразия развития азбук. С дальнейшим победоносным шествием знаковой системы, своей молодой напористостью раздвинувшей зоны, казалось бы, давно освоенные греческим, латинским, арабским, тибетским и китайским написанием. Кириллица на Руси...

Уже к XII веку от Остромирова Евангелия проросли "Слово о законе и благодати", "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве" и Русская Правда. Письмо, отделяя мысль от мыслителя, дарует ей самодостойную жизнь и силу воздействия на не предугадываемую автором аудиторию. Буквенная запись изречённого возводит частное мышление в общественное мнение. Письмо несёт приказ и закон от трона к границам, оно свидетельствует и учит, вдохновляет и побуждает. "Что написано пером..." уже неподвластно времени, не ужато пространством.

С возрастанием царства Руси в империю России в наше речевое русло потекли слова не только соседние и ясачные, но и немчинные, басурманские. Выходили мы в моря - палубы заполнялись голландско-английской перекличкой, совершали пехотные кампании - Германия и Франция озвучивали нам армейские чины и уставные отношения. Послепетровское окно в Европу вызвало прямой раскол взаимопонимания между классами правящим и правимым, а раздел Польши заполнил бурсы, семинарии и школы Греко-латинской зубрёжкой. Внешняя политика, союзы и войны, торговля, промышленность, наука, медицина, философия, культура - терминологическая и понятийная экспансия приняла ужасающие размеры.

Русское языковое начало XVIII века пенилось и бурлило несоединимостью лексики, разбродом стилей, ненормативной грамматикой. Почти вавилонское разногласие грозило расплеснувшейся уже на два континента империи административно-политической и юридической децентрализацией. И в критический момент государство срефлексировало - в 1735 году при Академии наук учреждается "Российское собрание", дабы заботиться о "дополнении российского языка, о его чистоте, красоте и желаемом потом совершенстве". Да, это вам не отошедший ныне "год русского языка", это более тридцати лет напряжённых целенаправленных трудов с участием национальных гениев - Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова, а следом и Карамзина. Язык - русский язык - изначально священен. И по сегодня церковно-славянский, на котором не написано ни одного безнравственного текста! - это его сердцевина, вокруг которой слоятся приказно-законнические, делопроизводные, поэтичные, эпистолярные и вульгарно-развлекательные формы.

Разработанное Ломоносовым учение о трёх "штилях": высоком, посредственном и низком - своей живучестью отразило надвременную реальность несмесимости трёх сословий, на иерархии которых утверждается государственность. Дело вовсе не в процентном соотношении церковных славянизмов и простонародностей, о нормах допустимости коих поэты спорили более полутора веков назад, а в доминировании в классовом сознании консерватизма или либерализма. Духовенство, служивые, крестьяне - в развитом государстве все имеют определённое право выражать свои мысли. Но если в юридическом плане что дозволено Юпитеру, не позволяется быку, то в нравственном - совершенно наоборот: Юпитер ограничен моральными запретами как ни одно земное существо. Покрывающие мир коммуникации с нарастающей скоростью рушат барьеры. И информационные прежде всего. Так что если когда-то "штилевое" речение определялось происхождением и сословным образованием, то теперь это стало неотъемлемо личностной характеристикой. Даже с утерей советских социальных достижений доступность по крайней мере самообразования даёт возможность судить о внутреннем мире человека с определённой достоверностью. "Что дозволено быку"...
Да, вот поэтому то нетленные перлы лидеров начала девяностых звучали приговором государству и обществу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Владимирович Дворцов
«Соловей… Соловьи…»
Именно по песням мы безошибочно распознаём своих-чужих
04.09.2024
Русский мир: Третий Рим или улус ромеев?
Доклад на 3-х Годеновских чтениях
10.06.2024
Доклад: «Роль литературы в сохранении чистоты
русского языка и духовно-нравственном созидании личности»
28.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Все статьи Василий Владимирович Дворцов
Новости Москвы
Все статьи темы
Общенациональный Русский журнал
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41