Случайный гость Замоскворечья

Новости Москвы 
0
305
Время на чтение 3 минуты
В Старосадском переулке, знаменитом историческом уголке старой Москвы (рядом Ивановская горка, Солянка, Кулишки, Хитровка), у дома N 10, где жил поэт Осип Мандельштам, установят его памятник

Осип Эмильевич Мандельштам - поэт известный, с трагической судьбой. Многие знают его лютую эпиграмму на Сталина, где вождь назван "усатым горцем". Мандельштама осудили на пять лет лагерей, он умер в пересыльной тюрьме и стал одним из символов жертв сталинских репрессий.

Вероятно поэтому вопрос о сооружении памятника решился очень быстро, в кулуарах, без широкого обсуждения. Я не против установки на этом доме памятной доски в честь поэта, но я против сооружения памятника ему в исторической части города. Ведь он будет стоять напротив Иоанно-Предтеченского монастыря и храма Святого князя Владимира в Старых садах. В древности здесь находились летние резиденции Московских Великих князей и митрополитов. Намоленные места. А поэт в своих стихах и очерках о Москве, на мой взгляд, оскорбительно искажал быт и образ жизни русских москвичей. "Низкие душонки", "убогая славянщина" - такие определения даёт Осип Мандельштам жителям Замоскворечья.

Уроженец Варшавы, иудей, ставший лютеранином, петербургский студент и ценитель красот Армении, он не понимает или не хочет понять, что "убогий" - от слова "у Бога", и означает "почтительный, смиренный". Сомневаюсь, что многие современные литераторы знают об этом! Первоначальный смысл этого слова искажён, что делает его уничижительным, пренебрежительным. В настоящем смысле слова "убогая Москва" не находит в сердце поэта отклик, скорее, наоборот. Почитатели его творчества на постоянных приятельских посиделках и междусобойчиках, в том числе и на телевидении, уверяют, что "сор московский", который так часто пытается изобразить поэт, превращается у него в "чистое золото поэзии". Они доказывают, что поэт создал "свой образ Москвы, никем не увиденный, неповторимый". Пусть меня назовут невеждой, но для меня этот "сор" - самый настоящий сор. И не превращается он в золото!

Читаем главу "Москва" из очерка "Путешествие в Армению": "Рядом со мною проживали суровые трудящиеся, Бог отказал этим людям в приветливости. Им не был чужд культ умерших, а также некоторое уважение к отсутствующим. Надеюсь, что эти люди со славянски пресными и жестокими лицами ели и пили в фотографической молельне". Мандельштам сомневается, что трудящиеся могли иметь фотографии своих предков. "И я благодарю своё рождение за то, что я лишь случайный гость Замоскворечья и в нём не проведу лучших своих лет. Нигде и никогда я не чувствовал с такой силой арбузную пустоту России... Кругом были не дай Бог какие весёленькие домики с низкими душонками и трусливо поставленными окнами". Поэт вправе сомневаться, но за "арбузную пустоту России", надеюсь, и сегодня получит достойный ответ. Когда он работал над этим очерком, в 1923 году, Третьяковская галерея не была закрыта для посещения, работали театры, проводились выставки. Культурная жизнь города бурлила и кипела. В тот год в Москве ещё не уничтожались храмы и памятники. В ней жили Сергей Есенин, Владимир Маяковский, другие знаменитые поэты и писатели. Разве может благородный человек выставлять на позор своё сокровенное, родное и близкое? Конечно, нет. А была ли родной для Мандельштама Москва, в отличие от Петербурга? Сомневаюсь. Поэт называл Первопрестольную - "буддистская Москва". О Замоскворечье восторженно писали русские классики-бытописатели. Они показывали нищету, изъяны общественной жизни и нравов горожан, но они любили этот город. Писатель Владимир Алексеевич Гиляровский - великий знаток столицы, оставил потомкам прекрасные воспоминания о старой Москве. Но нет в городе памятника этому замечательному патриоту-москвичу!

А какие воспоминания о Москве у Осипа Мандельштама? Читаем о Сухаревской башне: "Построил её Пётр с перепугу, после дурного сна". Там же, в главе "Сухаревка", читаем о посетителях и торговцах местного рынка (1923 год): "Это какая-то смесь хорька и человека, подлинно убогая "славянщина". Эти хитрые глазки, эти маленькие уши, эти волчьи лбы, этот кустарный румянец. Дикое зрелище базара... Здесь могут разорвать человека за украденный пирог и будут швыряться им, как резиновой куклой". Интересна ли поэту история города? Нет, она ему не нужна и не интересна - "не ищу следов старины: разве свадьба проедет на четырёх извозчиках - жених мрачным именинником, невеста белым куколем, разве на середину пивной, где к трёхгорному пиву подают мочёный горох с солёной корочкой, выйдет запевала, как дюжий дьякон, - и запоёт вместе с хором чёрт знает какую обедню... Это в Москве смертная скука прикидывалась то просвещением, то оспопрививанием". Отвратительно сравнение церковной службы с трактирным балаганом.

А в Старосадском переулке и на соседних с ним улицах проводились в те годы весёлые ярмарки. НЭП оживил жизнь Москвы, приезжие торговцы-крестьяне вскладчину заказывали молебны, милиция справно несла службу и следила за порядком. Об этом напишут историки и краеведы, а не бывший эсер-инородец Мандельштам. Указанные откровения поэта о Москве и её жителях не нашли отражения в книге "Мандельштам" из серии ЖЗЛ (автор Олег Лекманов). Очень жаль! Полуправда хуже, чем ложь. Народ должен знать правду о тех, кому на государственные деньги воздвигаются памятники.

http://www.rusdom.org/node/54
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Петрович Тюляков
Никогда не воюйте с русскими
Немцы вспоминают завещание великого Бисмарка?
03.03.2023
Могила сына Достоевского остаётся бесхозной
Потомки классика и руководители музеев его имени – бездействуют
21.06.2021
Новый конфликт и прежние распри
Нагорный Карабах и другие узлы старинной вражды
17.10.2020
Клеветническое нашествие
Пришло время непримиримой борьбы с фальсификацией истории
08.02.2020
Все статьи Сергей Петрович Тюляков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
О дарвинизме и эволюционной теории в школе
Новый комментарий от ОСт
09.10.2024 13:39
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от С. Югов
09.10.2024 12:35
Надежды на командира спецназа «Ахмат» обнулились
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.10.2024 11:17
Новое русское документальное кино
Новый комментарий от Владимир С.М.
09.10.2024 10:49
Быть от Бога или быть от мира
Новый комментарий от РОНОЛ
09.10.2024 09:25
Вопрос жизни и смерти
Новый комментарий от Алексей Петрович
09.10.2024 09:23