Хочешь воспитывать молодежь - начни с себя

Доклад секретаря Ученого совета Хабаровской духовной семинарии иеромонаха Никанора (Лепешева) на Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь Востока России: история и современность"

Говоря о духовно-нравственном потенциале молодёжи, мы подразумеваем те созидательные силы и способности, которые заложены Богом в каждом человеке. Раскрываются они в нас постепенно, и будут они реализованы или нет, зависит во многом от воспитания, которое мы получаем в детстве и юности. А также от самовоспитания, которым мы начинаем заниматься, входя в сознательный возраст. Не менее важна и забота государства о том, чтобы каждый его гражданин имел возможность в полной мере реализовать себя, мог найти достойную точку приложения своих сил и способностей. В этом, в создании условий для правильного духовно-нравственного самораскрытия, нам видится ещё одно обоснование необходимости чёткой государственной молодёжной политики.

Почему мы можем говорить о духовно-нравственном потенциале молодёжи, как об особом явлении? Потому что именно в юношеском возрасте заложенные в нас силы и способности начинают раскрываться в полной мере. Это период, когда человек начинает сознательно искать себя и смысл своей жизни, сознательно работать над своей душой, сознательно реализовывать свой потенциал. В связи с этим в нём происходит сильный духовный всплеск, сопровождающийся мощным выделением душевной энергии.

И задача старших помочь молодому человеку направить её в правильное созидательное русло. Без верных жизненных ориентиров у него легко может возникнуть соблазн обратить эту энергию на разрушение и самого себя, и общества. За примерами далеко ходить не надо: сводки новостей пестрят сообщениями о всё новых акциях юных экстремистов разного толка, о злодеяниях малолетних преступников и т.д. Говоря расхожей фразой, в этом возрасте все наши проявления, и позитивные, и негативные, умножаются на юношеский максимализм.

И здесь нам не обойтись без опыта Русской Православной Церкви. Именно она на протяжении тысячи лет была главной воспитательницей русского духа. Насколько Церковь успешно справлялась и справляется с этой своей задачей, можно судить по принесённым ею обильным плодам. Вспомним имена хотя бы нескольких великих русских святых, воспитанных ею: Александр Невский, Сергий Радонежский, Димитрий Донской, Серафим Саровский, Феодор Ушаков, Иоанн Кронштадтский... - и этот список можно продолжать очень и очень долго, он включает в себя десятки тысяч подвижников. Они - это вершина раскрытия и реализации духовно-нравственных сил и способностей, дарованных нам. Раз Церковь способна в своём лоне взращивать таких людей, значит просто невозможно пройти мимо её многовекового опыта.

В основе христианской нравственности лежит жертвенная любовь к Богу, к людям, к Отечеству. И именно молодёжь, как показывает история, более всего способна на бескорыстное самопожертвование. Даже если рассмотреть только новый период жизни нашей страны, там мы найдём множество таких примеров. Хотя в ХХ веке Россия и оказалась оторванной от своих духовных корней, душа нашего народа, веками воспитывавшаяся в Православии, ещё долго сохраняла в себе основы христианской нравственности. Отсюда и горячее стремление российских юношей и девушек на фронт в годы Великой Отечественной Войны, и удивительный энтузиазм молодёжных стройотрядов.

Поэтому если мы не хотим потерять сегодняшнее поколение молодых людей, нам необходимо на государственном уровне противопоставить современной западной идеологии потребления, эгоизма и вечного развлечения - традиционную российскую идеологию служения и самопожертвования. Только в отдаче себя другим личность может раскрыть свой духовно-нравственный потенциал. В противном случае талант заложенных в нас сил и способностей окажется зарытым в землю.

Для молодёжи важны живые примеры жертвенной любви и самоотверженного служения. Их мы можем в изобилии найти в российской истории, и в гражданской, и в церковной. Некоторые имена подвижников были уже названы нами выше. Если мы постараемся, чтобы именно они, вместо персонажей боевиков и сериалов, стали ориентирами для российских юношей и девушек, мы значительно облегчим задачу воспитания подрастающего поколения. Необходимо, чтобы молодёжь имела возможность узнавать о них не только из узкоспециализированных изданий, но и на уроках в школе и вузе, из теле- и радиопередач, из молодёжных газет и журналов.

Важным вопросом является и возрождение системы внешкольного образования, организации здорового досуга молодёжи. Без государственной поддержки детско-юношеских клубов, секций и кружков для наших детей так и останется любимой формой досуга бесцельное сидение в парке с бутылкой пива в руке и сигаретой в зубах.

И, главное, сами люди, занимающиеся молодёжной политикой, должны постараться воплотить в собственной жизни те идеалы, к которым призывают других. По словам преподобного Макария Оптинского, "поучение без личного примера - это обед, нарисованный на стене: красиво, но не насыщает". Если мы не учтём этого, наша молодёжная политика потерпит провал, ибо у молодёжи обострённое чутье на фальшь, неискренность и лицемерие.

Потому каждый из нас, кто хочет помочь подрастающему поколению в раскрытии духовно-нравственного потенциала, должен начать с воспитания самого себя, с работы над собственной душой. В чём всем нам да поможет Бог.

http://pravostok.ru/ru/main_theme/?id=493&theme=78
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Никанор (Лепешев):
Новомученики Дальнего Востока: из земного ада - в Небо
О полковом священнике Рафаиле Воецком
30.06.2008
Новомученики Дальнего Востока
Новые священномученики Приамурья, пострадавшие за Христа в 20-е - 30-е гг. ХХ столетия
18.04.2008
Хочешь воспитывать молодежь - начни с себя
Доклад секретаря Ученого совета Хабаровской духовной семинарии иеромонаха Никанора (Лепешева) на Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь Востока России: история и современность"
24.11.2007
Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования
Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)
14.08.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-01 00:19
Не ожидал
Новый комментарий от В.Р.
2020-05-31 22:26
COVID-19: От Поветрия до Пурги.
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 22:01
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 21:47
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 21:36
Где грань между доносом и борьбой за чистоту Церкви?
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 21:31