Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования

Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)

Иеромонах Никанор (Лепешев) 
0
14.08.2007 155
Для людей, знакомых с историей освоения российского Дальнего Востока, не является секретом, что Русская Православная Церковь сыграла огромную роль в закреплении этих земель за нашим государством. Духовенство, проповедники Евангелия всегда шли в авангарде первопроходцев. Характерно, что кроме миссионерства религиозного, православное духовенство занималось также и миссионерством культурным, обучая местное население медицине и ведению сельского хозяйства, делясь с ним всеми достижениями светской учености. Оно стремилось образовать свою паству не только духовно, но и душевно, интеллектуально. Именно священнослужители первыми принесли в этот край лучшие достижения русской и европейской науки и культуры.

Так, если говорить о сфере образования, первыми учебными заведениями Дальнего Востока стали инородческие школы, которые начали открываться на Камчатке с 1742 г., благодаря трудам архимандрита Иоасафа (Хотунцевского). А в 1816 г. в Петропавловском порту было создано двухгодичное духовное училище.

Невозможно представить себе историю развития просвещения и образования на Дальнем Востоке без имени первого архиерея этих земель - святого равноапостольного Иннокентия (Вениаминова), в последствии - митрополита Московского. Территория епархии, которую он окормлял, включала в себя Аляску и Алеутские острова, Камчатку, Сахалин, Чукотку, Якутию, Приамурье и Приморье. Он был добрым пастырем для своих духовных чад, чутким и ревностным проповедником слова Божия для непросвещенных народов, мудрым наставником и педагогом для новопросвещенных и их детей. Он явился создателем письменности для аборигенов российских окраин и переводчиком для них текстов Священного Писания, катехизиса и молитв. Он был сподвижником таких великих государственных мужей, как граф Н.Н. Муравьев-Амурский и адмирал Г.И. Невельской. Его научные наблюдения и исследования в области этнографии и естествознания по сей день представляют большую ценность.

Начиная свои труды на Алеутских островах в 20-х годах XIX, будущий святитель Иннокентий в первую очередь озаботился открытием воскресных и церковно-приходских школ для местных жителей. И впоследствии на всех местах своего служения он создавал школы, составлял учебники, сам организовывал учебно-воспитательный процесс и лично занимался преподаванием церковных и светских дисциплин, а также ремесел.

В 1840 году святым Иннокентием было открыто духовное училище, расположенное в Ново-Архангельске, на острове Ситха, у берегов Аляски. Обучались в нем по преимуществу креолы и туземцы. Вскоре Ново-Архангельское духовное училище было преобразовано в семинарию - первое учебное заведение такого уровня на восточных окраинах Российской Империи.

С 1850 года святитель Иннокентий все свое основное время проводил в Восточной Сибири, избрав местом жительства Якутск. Туда в сентябре 1958 года им была переведена с Аляски и духовная семинария. Здесь святитель также продолжил труды по переложению Священного Писания и богослужения на языки местных народов Якутии и Камчатки. По свидетельству современников, все выпускники организованной им семинарии прекрасно владели якутским и тунгусским наречиями. В Якутской семинарии готовились священнослужители также из числа коренных национальностей. Не все они избирали затем стезю священнослужителя. Например, в семинарии получили образование многие известные якутские интеллигенты.

В 1859 г. святитель Иннокентий переносит архиерейскую кафедру на берега Амура, в Благовещенск, ставший центром обширных земель, возвращенных России Китаем по Айгунскому договору 1858 года. В 1862 году святитель благословил открытие в Благовещенске духовного училища.

Став в 1868 году митрополитом Московским, святитель Иннокентий не оставил попечения о духовных школах Приамурья. Его заботами в Благовещенске была устроена духовная семинария. Это произошло в 1871 году, при его преемнике по Приамурской кафедре епископе Вениамине (Благонравове).

Плодом трудов святителя Иннокентия явилось то, что в XIX - начале XX века, православные образовательные учреждения стали основным источником формирования интеллигенции на Дальнем Востоке. К 1914 г. в дальневосточном регионе около 80% учителей общеобразовательных школ различных ведомств являлись выпускниками духовных учебных заведений. Все это говорит об очень высоком уровне преподавания в дальневосточных духовных семинариях и училищах.

К слову, святитель Иннокентий был убежденным сторонником женского образования. Ему принадлежит целый ряд концептуальных идей в этой сфере. Благодаря святителю по всему российскому Дальнему Востоку открывались училища для девушек.

Такую "ставку на образование" у святого Иннокентия переняли и его ученики, продолжатели его служения. Например, приамурские миссионеры священники Михаил и Прокопий Протодиаконовы содействовали открытию в стойбищах аборигенов не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа, интернатов для одаренных детей и церковно-приходских школ. Обучение аборигенов велось на их родном языке. Для православной миссии школа стала заботой первой важности, ибо, по словам святителя Иннокентия, "школа есть преддверие церкви".

Необходимо сказать и о письменном вкладе святого Иннокентия в педагогическую науку. Будучи педагогом от Бога, святитель сформулировал основные принципы воспитания и образования в своих работах "Записка о детском воспитании", "Духовенство и народное образование", "Несколько мыслей касательно воспитания духовного юношества". Эти его труды стали основополагающими в образовательной политике Российской Церкви не только на Дальнем Востоке, но и по всей стране. Данные работы святителя Иннокентия сохраняют актуальность по сей день.

В своей переписке с обер-прокурором Толстым святитель Иннокентий высказал массу ценных идей о духовном образовании в Российской Православной Церкви. Ему принадлежит разработка целого ряда значимых концепций реформирования духовных ученых заведений.

Можно выделить ряд основных педагогических принципов святителя Иннокентия. Так, он был против обучения воспитанников путем зубрежки, разумно предполагая, что результаты таковых методов будут обратны ожидаемым. Вместо этого, он хотел, чтобы преподаватели говорили с ними просто и по-домашнему, а атмосфера на уроках была семейная и доверительная. Святитель всегда старался сделать учебу живой и интересной. В частности, он сам не раз ходил со своими учениками в пешие походы, во время которых в занимательной форме передавал своим воспитанникам знания.

Крайне важным святитель Иннокентий считал, чтобы интеллектуальное образование детей сочеталось с их духовным воспитанием. Воспитанники должны иметь не только богатую эрудицию, но и сердце, горящее любовью к Богу и людям. За годы обучения каждый из них должен приобрести не только определенный набор умственных знаний, но и живой духовный опыт. "Чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца", пишет святитель Иннокентий, поэтому учеба должна помогать юношеству в стяжании глубокой сердечной веры. По словам святителя, "только тот, кто избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость...".

Святитель Иннокентий не обходил вниманием трудовое воспитание и физическое развитие своих воспитанников. Он считал, что юные ученики для их полного становления непременно должны получать не только умственную, но и телесную нагрузку, приобретая при этом важные трудовые навыки. В качестве средства достижения этих целей святитель предлагал регулярное занятие плотничеством и другими видами ремесел, требующими значительных физических усилий и способствующими гармоничному развитию разных групп мышц. Живя на Алеутских островах, святитель часто вместе со своими и местными детьми играл в мяч.

Святитель Иннокентий писал также, что все учебные труды будут иметь успех в том случае, "если только учащие и учащиеся будут начинать с благословения Божия". Эти принципы он вполне воплотил в жизнь в основанных им учебных заведениях. И его опыт и наследие могут и должны быть востребованы нами сегодня, в период поисков новых ориентиров в сфере российского образования.

Об авторе: иеромонах Никанор (Лепешев), секретарь Ученого совета Хабаровской духовной семинарии

http://pravostok.ru/ru/journal/society/?id=403
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Иеромонах Никанор (Лепешев)
Новомученики Дальнего Востока: из земного ада - в Небо
О полковом священнике Рафаиле Воецком
30.06.2008
Новомученики Дальнего Востока
Новые священномученики Приамурья, пострадавшие за Христа в 20-е - 30-е гг. ХХ столетия
18.04.2008
Хочешь воспитывать молодежь - начни с себя
Доклад секретаря Ученого совета Хабаровской духовной семинарии иеромонаха Никанора (Лепешева) на Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь Востока России: история и современность"
24.11.2007
Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования
Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)
14.08.2007
Все статьи Иеромонах Никанор (Лепешев)
Последние комментарии
В России готовятся к сбору биометрии в единую систему в МФЦ
Новый комментарий от Константин В.
25.01.2022 19:38
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от Русский Иван
25.01.2022 19:32
Поправляя Дугина
Новый комментарий от Ладога
25.01.2022 18:19
Губернатор Шапша запутался в сторонах
Новый комментарий от Русский Иван
25.01.2022 17:45
Кто стравил Россию и Украину, кто заработает
Новый комментарий от Сант
25.01.2022 15:49
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
25.01.2022 14:55
Хотят ли русские войны?
Новый комментарий от ОСт
25.01.2022 14:17