Начало церковной жизни в Хабаровске

Иеромонах Никанор (Лепешев) 
0
26.04.2007 178
Говоря о трудах одного из отцов нашего города капитана Якова Васильевича Дьяченко, нельзя обойти стороной того факта, что одним из первых зданий, сооружённых первостроителями под его руководством в 1858 году, была часовня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Строилась она нижними чинами 2-й роты 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Мы видим, что молитва в храме, участие в церковных Таинствах были естественной потребностью для основателей Хабаровска.

Есть мнение, что воздвигнута она была на том месте, где четырьмя годами ранее, 5 июня 1854 года, высаживался генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев со своими соратниками, и где ими был совершён благодарственный молебен по случаю благополучного окончания первого амурского сплава.

Память святой Марии празднуется Православной Церковью 3 августа. Возможно, в этот день и была заложена часовня или же завершено её строительство. Она была срублена из дерева, расположилась на склоне горы, близ солдатских казарм, в нынешнем городском Центральном парке культуры и отдыха, и видна была издалека. Михаил Иванович Венюков, посетивший пост Хабаровка через три месяца после его закладки, застал часовню святой Марии уже построенной (4, с. 5-6).

Топограф капитан Гамов так описывает первый хабаровский храм: "...Взор путешественника, вступающего сюда с Амура, с особенным удовольствием устремляется влево и останавливается на небольшом, но изящном здании церкви Божией, с зелёной крышей". Он сравнивал часовню со "стройным симметричным кристаллом", встроенным в груду каменного холма (4, с. 9).

Есть основания считать, что часовня равноапостольной Марии Магдалины была освящена святителем Иннокентием (Вениаминовым) - первым архиереем Приамурья. По крайней мере, заложена она была по его благословению. Биограф святителя В. Крылов приводит данные, согласно которым в 1858 году, во время пребывания святого Иннокентия на Амуре, было решено выстроить в Амурском и Приморском краях 12 храмов, в числе которых - часовня равноапостольной Марии Магдалины в Хабаровке (1, с.116). Когда именно она была освящена полным архиерейским чином, сказать пока трудно. Известно только, что произошло это не сразу после завершения строительства, ибо осенью 1858 года в Приамурье было освящено только четыре церкви: в Мариинском, в Михайловском селе, и две в Николаевске (3, с. 113, 141). Вероятно, владыка Иннокентий освятил часовню в Хабаровке во время одного из своих летних миссионерских путешествий по Амуру в 1860 или 1861 годах (3, с. 140-141, 241). До этого она, скорее всего, была освящена малым чином, который совершил священник, командированный на служение в Хабаровку.

Хотя первый хабаровский храм и числился часовней, в нём совершались все основные службы. Подобное практиковалась во всех новопостроенных городах и весях нашего края. Как писал об этом в одном из своих писем святитель Иннокентий, "у нас на Амуре, в селениях будут устраиваться часовни, в которых будут отправляться и литургии; потому они будут устраиваться наподобие церквей" (т.е. с алтарной частью, с престолом и жертвенником - и/м. Н.) (3, с. 411).

Далее святитель продолжает: "следовательно, нужны иконостасы; а заводить настоящие иконостасы нам теперь и думать нечего; а между тем, бумажные иконы, если их наклеить на доски, долго могут заменять иконы, писанные на холсте или на досках" (3, с. 411). На основании этих строк можно составить представление о внутреннем убранстве хабаровской часовни святой Марии Магдалины. Скорее всего, оно состояло именно из таких наклеенных на дерево бумажных икон - раскрашенных литографий.

Богослужебные принадлежности и священнические облачения для первой часовни нашего города были, видимо, пожертвованы благотворителями. Из переписки равноапостольного Иннокентия мы узнаём, что в 1858 году "Преосвященный Иркутский Евсевий сделал предложение настоятелям всех церквей со старостами поделиться утварью и ризницей с новосозидаемыми на Амуре церквами, и слышно, что и господа директоры Амурской компании в Санкт-Петербурге делают сбор в пользу тамошних церквей" (3, с. 141). Сын святителя Иннокентия, протоиерей Гавриил Попов-Вениаминов, совершая в 1865 году паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, посетил Москву и Петербург, где делал сборы деньгами и облачениями для Амурских церквей (3, с. 493). Итак, можно сказать, что часовня святой Марии Магдалины была обеспечена всем самым необходимым для совершения богослужений и треб, для полнокровной литургической жизни.

Таким был храм, в котором молились, исповедовались и причащались основатели Хабаровска, и среди них - капитан Яков Дьяченко. В этой небольшой деревянной церкви они крестили своих детей - первых урождённых хабаровчан. Здесь же отпевали своих соратников-первостроителей, закончивших земной путь.

Кто же были первые хабаровские священнослужители? В одном из своих писем конца 1858 - начала 1859 года святой равноапостольный Иннокентий пишет, что в Хабаровке уже есть священник, временно командированный туда из Николаевска - отец К. Коллегов, "который может там остаться и на будущую зиму" (1, с. 114). (К слову, "Коллегов" - фамилия весьма распространённая среди дореволюционного духовенства Камчатки и Приамурья)

В своей переписке за 1861 год святой Иннокентий также описывает один очень неприятный случай, связанный с первыми годами церковной жизни нашего города. Из Якутска на Амур приехал выпускник тамошней семинарии священник Константин Рождественский, страдавший недугом пьянства. "В Хабаровке, куда уехал самовольно, - пишет святитель, - после гулянки (он) стал сначала молиться с жаром, потом соскочил и бросился в окно с двумя рамами, вышиб их или нет, не знаю, но перерезал себе руки". После этого инцидента о. Константин Рождественский был удалён из Хабаровки и помещен под надзор в Благовещенске (3, с. 340).

Не смотря на общественное смущение, наверняка внесённое недостойным поведением священнослужителя, церковная жизнь в Хабаровке развивалась. Не в малой степени благодаря тому, что будущий город не раз посещал сам святой равноапостольный Иннокентий (Вениаминов). Он побывал здесь летом 1860 и 1861 годов, когда, путешествуя по Амуру, по его словам, "приставал ко всякому селению" (3, с. 140-141, 241). А летом 1863 года, совершая миссионерское путешествие по Уссури, святитель посетил Хабаровку дважды (3, с. 314, 388). Несомненно, в эти свои посещения нашего города, святой Иннокентий совершал богослужения в часовне равноапостольной Марии Магдалины. (И, к слову, наверняка имел общение с воспоминаемым нами сегодня Яковом Васильевичем Дьяченко - первым управляющим Хабаровки).

О том, что церковная жизнь в Хабаровке не стояла на месте, говорят следующие факты. В ведомости о жителях, населявших её в 1864 году, кроме купцов, мещан, крестьян, поселенцев и военнослужащих, указаны и служители Церкви: из 51 хабаровского дома 1 принадлежал духовенству (2, с. 263). Т.е. у часовни святой Марии Магдалины в то время уже появился свой постоянный, а не временно командированный, клир. Известно, что с 1868 года в Хабаровке проживал знаменитый миссионер и просветитель священник Иоанн Гомзяков.

А к 1868 году первый хабаровский храм уже не мог вместить всех прихожан, так что возникла необходимость в ещё одной церкви. К тому же часовня святой Марии изрядно обветшала. Так что было принято решение её разобрать, а пригодный материал использовать для строительства новой церкви. И так в 1870 году было построено первое деревянное здание храма во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского. На месте же алтаря упраздненной церкви Марии Магдалины был сооружён деревянный памятник в виде часовни, где выставлялся часовой из солдат местной постовой команды. Приамурский генерал-губернатор барон Андрей Николаевич Корф в конце XIX века намеревался восстановить храм равноапостольной Марии Магдалины, но проект так и не был осуществлён (4, с.9). А в июне 1929 года, уже в новую эпоху, и памятная часовня в городском парке, сооружённая на его месте, была разобрана по распоряжению атеистических властей.

Со временем число церквей в Хабаровске росло, появились каменные красавцы-храмы. Но мы не должны забывать, с чего именно начиналась церковная жизнь нашего города. И не пришло ли время ещё раз поднять вопрос о восстановлении первого хабаровского храма - часовни святой равноапостольной Марии Магдалины? Думается, она послужит лучшим памятником первостроителям нашего города, в том числе и капитану Якову Дьяченко, которому и посвящена нынешняя конференция.

Доклад на научно-практической конференции, посвященной 190-летию Я.В. Дьяченко.



Использованная литература.

1. Административные документы и письма Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Камчатского, за 1846 - 1868 гг. Сост. Крылов В. Казань, 1908.

2. Косицина Т.И. История города Хабаровска в документах личного фонда В.И. Чернышовой //Духовная жизнь Дальнего Востока России. Материалы региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 24-26.10.2000 г. Х., "Частная коллекция", 2000.

3. Письма Высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2, СПб, 1898.

4. Православные храмы Хабаровска - свидетели истории. Х., ГАХК, "Частная коллекция", 2003.

http://pravostok.ru/ru/journal/jhistory/index.php?id=292
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Иеромонах Никанор (Лепешев)
Новомученики Дальнего Востока: из земного ада - в Небо
О полковом священнике Рафаиле Воецком
30.06.2008
Новомученики Дальнего Востока
Новые священномученики Приамурья, пострадавшие за Христа в 20-е - 30-е гг. ХХ столетия
18.04.2008
Хочешь воспитывать молодежь - начни с себя
Доклад секретаря Ученого совета Хабаровской духовной семинарии иеромонаха Никанора (Лепешева) на Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь Востока России: история и современность"
24.11.2007
Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования
Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)
14.08.2007
Все статьи Иеромонах Никанор (Лепешев)
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15