Начало церковной жизни в Хабаровске

Говоря о трудах одного из отцов нашего города капитана Якова Васильевича Дьяченко, нельзя обойти стороной того факта, что одним из первых зданий, сооружённых первостроителями под его руководством в 1858 году, была часовня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Строилась она нижними чинами 2-й роты 13-го Восточно-Сибирского линейного батальона. Мы видим, что молитва в храме, участие в церковных Таинствах были естественной потребностью для основателей Хабаровска.

Есть мнение, что воздвигнута она была на том месте, где четырьмя годами ранее, 5 июня 1854 года, высаживался генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев со своими соратниками, и где ими был совершён благодарственный молебен по случаю благополучного окончания первого амурского сплава.

Память святой Марии празднуется Православной Церковью 3 августа. Возможно, в этот день и была заложена часовня или же завершено её строительство. Она была срублена из дерева, расположилась на склоне горы, близ солдатских казарм, в нынешнем городском Центральном парке культуры и отдыха, и видна была издалека. Михаил Иванович Венюков, посетивший пост Хабаровка через три месяца после его закладки, застал часовню святой Марии уже построенной (4, с. 5-6).

Топограф капитан Гамов так описывает первый хабаровский храм: "...Взор путешественника, вступающего сюда с Амура, с особенным удовольствием устремляется влево и останавливается на небольшом, но изящном здании церкви Божией, с зелёной крышей". Он сравнивал часовню со "стройным симметричным кристаллом", встроенным в груду каменного холма (4, с. 9).

Есть основания считать, что часовня равноапостольной Марии Магдалины была освящена святителем Иннокентием (Вениаминовым) - первым архиереем Приамурья. По крайней мере, заложена она была по его благословению. Биограф святителя В. Крылов приводит данные, согласно которым в 1858 году, во время пребывания святого Иннокентия на Амуре, было решено выстроить в Амурском и Приморском краях 12 храмов, в числе которых - часовня равноапостольной Марии Магдалины в Хабаровке (1, с.116). Когда именно она была освящена полным архиерейским чином, сказать пока трудно. Известно только, что произошло это не сразу после завершения строительства, ибо осенью 1858 года в Приамурье было освящено только четыре церкви: в Мариинском, в Михайловском селе, и две в Николаевске (3, с. 113, 141). Вероятно, владыка Иннокентий освятил часовню в Хабаровке во время одного из своих летних миссионерских путешествий по Амуру в 1860 или 1861 годах (3, с. 140-141, 241). До этого она, скорее всего, была освящена малым чином, который совершил священник, командированный на служение в Хабаровку.

Хотя первый хабаровский храм и числился часовней, в нём совершались все основные службы. Подобное практиковалась во всех новопостроенных городах и весях нашего края. Как писал об этом в одном из своих писем святитель Иннокентий, "у нас на Амуре, в селениях будут устраиваться часовни, в которых будут отправляться и литургии; потому они будут устраиваться наподобие церквей" (т.е. с алтарной частью, с престолом и жертвенником - и/м. Н.) (3, с. 411).

Далее святитель продолжает: "следовательно, нужны иконостасы; а заводить настоящие иконостасы нам теперь и думать нечего; а между тем, бумажные иконы, если их наклеить на доски, долго могут заменять иконы, писанные на холсте или на досках" (3, с. 411). На основании этих строк можно составить представление о внутреннем убранстве хабаровской часовни святой Марии Магдалины. Скорее всего, оно состояло именно из таких наклеенных на дерево бумажных икон - раскрашенных литографий.

Богослужебные принадлежности и священнические облачения для первой часовни нашего города были, видимо, пожертвованы благотворителями. Из переписки равноапостольного Иннокентия мы узнаём, что в 1858 году "Преосвященный Иркутский Евсевий сделал предложение настоятелям всех церквей со старостами поделиться утварью и ризницей с новосозидаемыми на Амуре церквами, и слышно, что и господа директоры Амурской компании в Санкт-Петербурге делают сбор в пользу тамошних церквей" (3, с. 141). Сын святителя Иннокентия, протоиерей Гавриил Попов-Вениаминов, совершая в 1865 году паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, посетил Москву и Петербург, где делал сборы деньгами и облачениями для Амурских церквей (3, с. 493). Итак, можно сказать, что часовня святой Марии Магдалины была обеспечена всем самым необходимым для совершения богослужений и треб, для полнокровной литургической жизни.

Таким был храм, в котором молились, исповедовались и причащались основатели Хабаровска, и среди них - капитан Яков Дьяченко. В этой небольшой деревянной церкви они крестили своих детей - первых урождённых хабаровчан. Здесь же отпевали своих соратников-первостроителей, закончивших земной путь.

Кто же были первые хабаровские священнослужители? В одном из своих писем конца 1858 - начала 1859 года святой равноапостольный Иннокентий пишет, что в Хабаровке уже есть священник, временно командированный туда из Николаевска - отец К. Коллегов, "который может там остаться и на будущую зиму" (1, с. 114). (К слову, "Коллегов" - фамилия весьма распространённая среди дореволюционного духовенства Камчатки и Приамурья)

В своей переписке за 1861 год святой Иннокентий также описывает один очень неприятный случай, связанный с первыми годами церковной жизни нашего города. Из Якутска на Амур приехал выпускник тамошней семинарии священник Константин Рождественский, страдавший недугом пьянства. "В Хабаровке, куда уехал самовольно, - пишет святитель, - после гулянки (он) стал сначала молиться с жаром, потом соскочил и бросился в окно с двумя рамами, вышиб их или нет, не знаю, но перерезал себе руки". После этого инцидента о. Константин Рождественский был удалён из Хабаровки и помещен под надзор в Благовещенске (3, с. 340).

Не смотря на общественное смущение, наверняка внесённое недостойным поведением священнослужителя, церковная жизнь в Хабаровке развивалась. Не в малой степени благодаря тому, что будущий город не раз посещал сам святой равноапостольный Иннокентий (Вениаминов). Он побывал здесь летом 1860 и 1861 годов, когда, путешествуя по Амуру, по его словам, "приставал ко всякому селению" (3, с. 140-141, 241). А летом 1863 года, совершая миссионерское путешествие по Уссури, святитель посетил Хабаровку дважды (3, с. 314, 388). Несомненно, в эти свои посещения нашего города, святой Иннокентий совершал богослужения в часовне равноапостольной Марии Магдалины. (И, к слову, наверняка имел общение с воспоминаемым нами сегодня Яковом Васильевичем Дьяченко - первым управляющим Хабаровки).

О том, что церковная жизнь в Хабаровке не стояла на месте, говорят следующие факты. В ведомости о жителях, населявших её в 1864 году, кроме купцов, мещан, крестьян, поселенцев и военнослужащих, указаны и служители Церкви: из 51 хабаровского дома 1 принадлежал духовенству (2, с. 263). Т.е. у часовни святой Марии Магдалины в то время уже появился свой постоянный, а не временно командированный, клир. Известно, что с 1868 года в Хабаровке проживал знаменитый миссионер и просветитель священник Иоанн Гомзяков.

А к 1868 году первый хабаровский храм уже не мог вместить всех прихожан, так что возникла необходимость в ещё одной церкви. К тому же часовня святой Марии изрядно обветшала. Так что было принято решение её разобрать, а пригодный материал использовать для строительства новой церкви. И так в 1870 году было построено первое деревянное здание храма во имя святителя Иннокентия, епископа Иркутского. На месте же алтаря упраздненной церкви Марии Магдалины был сооружён деревянный памятник в виде часовни, где выставлялся часовой из солдат местной постовой команды. Приамурский генерал-губернатор барон Андрей Николаевич Корф в конце XIX века намеревался восстановить храм равноапостольной Марии Магдалины, но проект так и не был осуществлён (4, с.9). А в июне 1929 года, уже в новую эпоху, и памятная часовня в городском парке, сооружённая на его месте, была разобрана по распоряжению атеистических властей.

Со временем число церквей в Хабаровске росло, появились каменные красавцы-храмы. Но мы не должны забывать, с чего именно начиналась церковная жизнь нашего города. И не пришло ли время ещё раз поднять вопрос о восстановлении первого хабаровского храма - часовни святой равноапостольной Марии Магдалины? Думается, она послужит лучшим памятником первостроителям нашего города, в том числе и капитану Якову Дьяченко, которому и посвящена нынешняя конференция.

Доклад на научно-практической конференции, посвященной 190-летию Я.В. Дьяченко.



Использованная литература.

1. Административные документы и письма Высокопреосвященнейшего Иннокентия, архиепископа Камчатского, за 1846 - 1868 гг. Сост. Крылов В. Казань, 1908.

2. Косицина Т.И. История города Хабаровска в документах личного фонда В.И. Чернышовой //Духовная жизнь Дальнего Востока России. Материалы региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 24-26.10.2000 г. Х., "Частная коллекция", 2000.

3. Письма Высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 2, СПб, 1898.

4. Православные храмы Хабаровска - свидетели истории. Х., ГАХК, "Частная коллекция", 2003.

http://pravostok.ru/ru/journal/jhistory/index.php?id=292
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Никанор (Лепешев):
Новомученики Дальнего Востока: из земного ада - в Небо
О полковом священнике Рафаиле Воецком
30.06.2008
Новомученики Дальнего Востока
Новые священномученики Приамурья, пострадавшие за Христа в 20-е - 30-е гг. ХХ столетия
18.04.2008
Хочешь воспитывать молодежь - начни с себя
Доклад секретаря Ученого совета Хабаровской духовной семинарии иеромонаха Никанора (Лепешева) на Третьей Всероссийской научно-практической конференции "Молодежь Востока России: история и современность"
24.11.2007
Деятельность апостола Дальнего Востока святителя Иннокентия (Вениаминова) в сфере образования
Доклад на научно-практической конференции "Основы русской педагогики. Нравственный потенциал русского языка" (28 мая 2007 г., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск)
14.08.2007
Все статьи автора
Последние комментарии
«Корона» против семьи – кто победит?
Новый комментарий от София7
2020-05-30 21:35
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-05-30 21:24
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от София7
2020-05-30 21:18
Не ожидал
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-30 21:00
Игра в Церковь закончилась
Новый комментарий от электрик
2020-05-30 20:59
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от романтик
2020-05-30 20:54
Улыбка Чеширского кота
Новый комментарий от электрик
2020-05-30 20:47