Режиссер - не пастырь

В Москве решают, что такое православное кино

0
395
Время на чтение 3 минуты
В российской столице в разгаре второй кинофестиваль духовно-нравственного кино "Лучезарный ангел". По ходу фестиваля было организовано много "круглых столов", посвященных отношениям искусства и религии, которые вызвали не меньший интерес, чем собственно кино. Должен ли кинематограф воспитывать людей, как согласуются между собой эстетические и этические оценки фильмов - на эти и другие "вечные" вопросы пытались вчера ответить участники кинофорума.

Как сказано в пресс-релизе фестиваля, несколько лет назад его организаторы обратили внимание на возникший в России "духовный голод" и "решили вступить в спор с коммерциализацией искусства". Для этого и был создан кинофорум, обязанный показывать только те фильмы, которые выдержат проверку на духовность.

Отборочная работа, по признанию инициаторов "Лучезарного ангела", была непростой. Осложнялась она, в частности, "возникшими спорами в среде кинематографистов, которые решили, что церковь стремится ограничить свободу творчества, привнося новый критерий нравственности для оценки фильмов". Более того, разногласия обнаружились и в самой церковной среде. Так, отец Иоанн (Охлобыстин) высказался в духе Оскара Уайлда: "Нет фильмов православных и неправославных, благочестивых и неблагочестивых, а есть фильмы хорошие и плохие". Он же выразил мысль о своеобразной терпимости православия, сославшись на то, что оно не вступало в конфликт с наукой, поскольку разделило сферы компетенции: наука ведает законами материального мира, а религия - душами людей.

Учитывая эти православные традиции, следовало бы ожидать, что церковь будет толерантно относиться к "неправославному" искусству. Она может осуждать его с высоты своего авторитета, предупреждать паству о нежелательности контактов с неблагочестивыми произведениями (как это делает Минздрав относительно курения и употребления спиртного) и даже настаивать на корректировке законодательства в области культуры, но не призывать к возвращению неправовых институтов вроде цензуры. Хотя лучшая тактика - содействовать увеличению количества и распространению "православных" фильмов, в том числе при помощи кинофестивалей.

К сожалению, некоторые православные священнослужители уверены в том, что "Россия - православная страна". Отсюда совсем немного до утверждения, что в России все должно быть православным - искусство, мораль, право, образование, законодательство и сами люди.

Определенные противоречия имеются также между религией и кинематографом. Не будем вспоминать, что церковь когда-то осуждала лицедейство как таковое, и актеров наряду с самоубийцами хоронили вне кладбищенской ограды. Суть в другом - в том, что у церкви есть паства, а у кинематографа - зрители, а это далеко не одно и то же. Долг церкви - наставлять на путь истинный, а об искусстве этого сказать никак нельзя. Художник - не пастырь, и принимать его за наставника иногда просто опасно. Кто-то сказал: "Он не лекарь, он - боль". Лермонтов был более сух: "Болезнь указана, а уж как ее лечить - Бог знает". Иронический Чехов советовал Короленко изменить жене, чтобы лучше писать. Высокоморальные люди обычно никудышные писатели и режиссеры, а художественные шедевры создаются грешниками, притом не слишком кающимися.

Так или иначе, понятие "православное кино", коли уж оно появилось на свет, имеет право на существование. Что в него вкладывать - другое дело. Одна из монахинь - участниц "круглого стола", обратившись к известному канону "Мадонны, кормящей младенца", назвала его "неправославным", поскольку он показывает плоть, тогда как в православии плоть - только форма для духа. Вроде бы четкий критерий, но ведь, с другой стороны, за плотскими проявлениями стоит человеческая психология, которая имеет отношение к душе, а через нее и к духу. Максимально общее из предлагавшихся определений звучало так: "Православное искусство христоцентрично". Красиво сказано, но и тут возникает вопрос - а католическое искусство - оно что, "христобежно"? Сколько людей - столько мнений.

В чем сходились все участники прений, так это в отношении к нескольким фильмам последнего времени, лучше всего выражавшим дух фестиваля. Это документальная лента "Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи" Валерия Залотухи и Галины Леонтьевой о женщине, вышедшей замуж за советского живописца, который стал священником. Это "Холодная оттепель 1961 года" Виктора Белякова о возобновившихся при Хрущеве гонениях на церковь. И, конечно, памятный "Остров" Павла Лунгина, который, при всех своих досадных неточностях, приблизил священнослужителей к зрителям как никакой другой российский фильм.

http://www.newizv.ru/news/2007-11-08/79409/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Матизен
Письма к Всевышнему
На фестивале мусульманского кино покажут фильмы, в которых нет секса и насилия
03.09.2007
Снова "Остров"
На церемонии премии "Ника" подвели окончательные итоги киносезона
26.03.2007
Все статьи Виктор Матизен
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
25.04.2024 20:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
25.04.2024 19:57
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
25.04.2024 18:36
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 16:56
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 16:47