Не следует думать, что на "Золотом Минбаре" показывают в основном "религиозные" фильмы - их там не больше, чем на фестивале славянского и православного кино "Золотой витязь". В обоих случаях критериями отбора являются национальная окраска, соблюдение определенных этических норм ("нет" сексу и насилию) и художественное качество.
Впрочем, качество - тот фактор, которым "селекционеры" жертвуют чаще, чем прочими двумя. Если приходится выбирать из трех хороших иранских фильмов и одного среднего, но из Катара, то одной из отобранных почти наверняка станет катарская лента как более редкая. Стремление к многонациональной представительности программы вместе с интересом к "экзотическим" кинематографиям сделает свое дело.
То же самое случается и на международных фестивалях общего профиля: при прочих равных условиях в Канне предпочтут занзибарский фильм российскому (но не французскому), зато Венеция охотнее возьмет марокканскую картину, чем равную ей по качеству французскую. Исключение составляют фильмы с голливудскими звездами, чей приезд желателен для фестиваля, так что у средненькой американской картины с Робертом Де Ниро может оказаться больше шансов, чем у хорошей польской.
В итоге конкурс "Золотого Минбара" географически вполне репрезентативен - Иран, Ирак, Египет, Алжир, Тунис, Бахрейн, Палестина, Индонезия, Индия, Босния, Хорватия, Алжир, Татарстан, Башкортостан, Узбекистан, Азербайджан, Северная Осетия и Саудовская Аравия. А также картины на мусульманскую тему совместного франко-германского, американо-канадского, англо-голландского и прочих производств.
Среди конкурсных картин есть несколько уже известных - таких, как удостоенная нескольких фестивальных наград "Грбавица" Жасмилы Жбанич (Босния), но большинство составляют новые ленты, только начинающие свой фестивальный путь. Как обычно, для некоторых он окажется длинным, так как "попавший в струю" фильм может объехать несколько десятков фестивалей в разных странах мира, для других - начнется и окончится в Казани.
Символично включение в "мусульманский" конкурс северо-осетинской картины, снятой певцом, телеведущим, актером, продюсером и режиссером Акимом Салбиевым и рассказывающей об интернатском мальчике, который пишет Всевышнему. Называется она "Одиннадцать писем к Богу", но "конфессиональной" определенности этого Бога не придается значения. В этом можно усмотреть жест, указывающий на то, что Бог един и над "Золотым Минбаром, и над "Золотым витязем". И что все фильмы, кроме тех, которые сеют межнациональную, межрелигиозную и межклассовую рознь, в равной мере являются посланиями к Богу и посланиями от него.
Жюри главного конкурса возглавит известный кинодраматург Одельша Агишев, работающий в игровом и документальном кино ("Нежность", "Влюбленные", "Голоса" и др.). В его судейской команде - эстонский режиссер Арво Ихо ("Только для сумасшедших", "Кружовник"), звезда египетского кино Аль-Амри Сафия и другие кинематографисты. Впервые на фестиваль приглашено жюри Гильдии киноведов и кинокритиков России, в которое вошел и кинообозреватель "Новых Известий".
http://www.newizv.ru/news/2007-09-03/75343/