К примеру, академики "Золотого орла" не удостоили даже одной номинации фильм президента "Ники" Эльдара Рязанова "Андерсен". А на "Нике" "Андерсену" досталось два приза - лучшему костюмеру (Наталья Иванова) и лучшему художнику- постановщику (Людмила Кусакова). На "Орле", которым рулит Никита Михалков, награду за лучшую женскую роль получила Анна Михалкова, а "Ника" ее даже не номинировала. Между тем и роль Михалковой, и дизайн "Андерсена" - замечательные работы.
"Остров" почти официально причислен к святым киноработам. Между тем этот новый образец российского кино так же произвольно обращается с историей, очевидцы которой еще живы, как голливудский "пеплум" вроде "Гладиатора" или "Александра" - с историей Рима или Древней Греции. И появление фашистского военного корабля у пустынного побережья Белого моря, и наличие монастыря в прибрежной пограничной зоне, и наличие в монастыре котельной, и отсутствие на экране советской власти в 1973 году, и свободное паломничество к юродивому целителю - все это сказки, в которых не было никакой художественной необходимости. Монастырский быт вместе с историей греха-покаяния можно было показать на более достоверном материале, не путая зрителей своими выдумками. Что касается трех актерских наград Мамонову ("Золотой орел", "Белый слон" и "Ника") и двух - Сухорукову ("Орел" и "Ника") за роли в "Острове", то обидно за Дмитрия Дюжева, чья роль отца-эконома осталась не только без наград, но и без номинаций, хотя он решил не менее сложную актерскую задачу, почти без слов выразив противостояние между официальной и неофициальной церковью.
В номинации "Лучший фильм стран СНГ и Балтии" победила картина неувядающей Киры Муратовой "Два в одном" (Украина), опередившая и литовскую притчу "Гетто", и хулиганскую виньетку из Азербайджана "Три девушки", и премированные в Ханты-Мансийске на фестивале "Дух огня" казахские "Записки путевого обходчика", и эстонскую комедию "Сыт по горло".
В свой юбилейный год "Ника" выдала сразу три почетных приза. Первый из них получил Александр Белоусов, при ректорстве которого скромный Ленинградский институт киноинженеров превратился в громкозвучный Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, причем лауреат несколько преувеличил резонанс этой награды, назвав его "радостью для миллиона человек".
Второй приз был вручен 90-летнему классику российской анимации Федору Хитруку, создателю "Каникул Бонифация" и эпопеи о Винни-Пухе. Хорошо еще, что не стали дожидаться столетия Мастера, чей вклад в российское кино был более чем очевиден уже в год зарождения "Ники".
С некоторым запозданием вручили почетную "Нику" ("За честь и достоинство") и Эльдару Рязанову, но на то была уважительная причина - последние 6 лет наш выдающийся комедиограф возглавлял академию "Ника". Теперь он торжественно сдал пост Алексею Баталову (лучшей замены было не найти) и получил заслуженные почести.
Из фирменных призов "Ники" следует отметить награду "Открытие года", которая по справедливости была отдана Ивану Вырыпаеву ("Эйфория"), а также приз за телевизионное достижение года, присужденный Юрию Грымову за сериал "Казус Кукоцкого".
"Ника" за лучший документальный фильм была вручена ленте Евгения Цымбала "Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи". Фильм хороший, но настораживает тенденция последних пяти лет - награждать "архивные" просветительские ленты, игнорируя документальное кино, сделанное в контакте с современностью.
Что касается самой церемонии, прошедшей в Театре Российской армии, то она получилась изрядно затянутой, особенно в первой части. Виноваты в этом Юлий Гусман, из которого наряду с удачными шутками сыпался ходовой словесный "наполнитель", плохо срежиссированное чествование Рязанова, а также группы "Уматурман" и "Космос", подготовившие слабенькие концертные номера. Зато во втором отделении зрителей порадовали традиционным кинокапустником Инина-Вонсовича-Воловича-Якубовича, блестящим выступлением Максима Галкина, который спародировал сразу весь политический бомонд, и весьма язвительным стихотворным памфлетом Дмитрия Быкова.
Наконец, удачную точку в церемонии поставил глава Роскультуры Михаил Швыдкой, который выразил решительное несогласие с первой фразой из фильма Кирилла Серебренникова "Изображая жертву" ("Российское кино - в ж..."). Однако где именно находится российское кино, экс-министр культуры не уточнил.
http://www.newizv.ru/news/2007-03-26/66280/