Военные против монахов

Почему буддийское духовенство стало во главе демонстраций в Мьянме?

Евгений Колесников 
0
05.10.2007 92
На минувшей неделе государство Мьянма (некоторые до сих пор называют ее Бирмой) оказалось в центре внимания мировой общественности, СМИ и Совбеза ООН. Армия и службы безопасности этой страны применили силу в отношении демонстрантов, выступавших за демократические реформы в стране, управляемой военной хунтой. В числе раненых и погибших - молодые буддийские монахи, фактически возглавившие акции протеста. У стороннего наблюдателя в России или на Западе возникает обоснованный вопрос: почему монахи оказались в авангарде борьбы за демократию? Неужели военная хунта в Мьянме состоит из атеистов и борцов с религией?

Вовсе нет. 80-90% жителей Мьянмы - буддисты, последователи школы Тхеравада. Традиционно именно сангха (буддийская община) здесь является источником легитимации власти. Военная хунта, пришедшая к власти в Бирме еще в 1988 году, всегда пыталась использовать буддизм в своих целях. Правительство финансировало строительство храмов и монастырей. По стране гуляла шутка: "Наши телевизоры передают только два цвета - зеленый и оранжевый". Зеленый - цвет военной формы, а оранжевый - цвет одежд буддийских монахов.

В 1999 году по решению хунты золотая пагода Шведагон, главная святыня Мьянмы, была украшена шпилем. По сути, это и был ритуал легитимации власти: согласно представлениям, распространенным среди буддистов Мьянмы, установить шпиль может только законный правитель. Параллельно власти пытались контролировать сангху, продвигая "своих людей" на ключевые "посты" в монашеском сообществе (например, ставя их во главе самых крупных монастырей). У монахов, как сообщил BBC бирманский историк Аунг Кин, есть богатый опыт посредничества между властями и народом: в годы монархии еще в XIX веке они активно продвигали непопулярные налоговые реформы среди крестьян.

Пожилые монахи, настоятели монастырей не вышли на улицы Янгона - крупнейшего города Мьянмы. Акции протеста стали уделом молодежи, для которой монашеская карьера, наряду с военной, - фактически единственное спасение от бедности в бирманском обществе. Молодой человек зачастую становится монахом, чтобы кормить свою многочисленную семью, которой достается часть получаемого им подаяния. Если старики в монастырях преимущественно конформисты, то молодежь остро переживает социальные неурядицы и не готова принимать ситуацию в сангхе как данность. Вмешательство властей в дела буддийского сообщества вызывают у нее гнев.

Между тем, как сообщает Al Jazeera, настоятели монастырей нашли способ поддержать молодых послушников, не выходя на улицы Янгона. Монахи требовали, чтобы правительство извинилось за разгон их мирного съезда в городе Пакокку 7 сентября. В противном случае они грозили "перевернуть чашу для подаяний вверх дном", т.е. отказаться принимать финансовую помощь от властей. Если же правитель не может выполнять свой священный долг, подавать милостыню монаху или поддерживать сангху, то это не законный правитель! Для общества, в котором сангха "делает власть", это сильная угроза. Без разрешения настоятелей монахи не могли бы объявить правительству бойкот такого рода.

Применяя оружие против монахов, власти серьезно рискуют своим положением. Авторитет монахов среди бирманцев предельно высок. Монастырь - фактический центр жизни бирманского общества. Каждый человек, вне зависимости от избранного им жизненного пути, какое-то время непременно проводит в монастыре, например, получая базовое образование. Монах - глава сельской общины (по аналогии с католическим священником в ряде латиноамериканских стран). По сути, монахи в Мьянме - своего рода интеллигенция, которая зачастую и делает революцию. В первой половине XX века, например, политическая активность буддийского духовенства немало способствовала освобождению Бирмы от английского колониального владычества.

В авторитетном для буддистов Тхеравады трактате "Абхидхармакоша" мудрец Васубандху произвел классификацию греховных деяний. Убийство монаха, обучающегося дхарме, он определил как грех, "близкий к смертному". Это деяние, по Васубандху, с необходимостью предполагает, что свое следующее рождение убийца обретает в аду. Более того, ни благотворительность, ни чистосердечное раскаяние уже не могут уберечь убийцу от такого перерождения. Нужно ли говорить, как должны воспринимать расстрел монахов на улицах Янгона бирманские буддисты?

http://religion.ng.ru/events/2007-10-03/3_voennye.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Евгений Колесников
"Недопонимание и предвзятость"
Время для встречи Алексия II и Бенедикта XVI еще не наступило
04.06.2008
Военные против монахов
Почему буддийское духовенство стало во главе демонстраций в Мьянме?
05.10.2007
Шило в мешке
В Турции опасаются прихода исламистов к власти
16.05.2007
Права одних - дискриминация других
Католические агентства по усыновлению детей в Британии могут закрыться
09.02.2007
Греко-римская борьба за душу Европы
Бенедикт XVI и православие: встречное движение с непредсказуемым результатом
22.12.2006
Все статьи Евгений Колесников
Последние комментарии
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
19.01.2022 01:19
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Константин В.
19.01.2022 01:04
Революция в Казахстане. Взгляд справа
Новый комментарий от Тимофей56
18.01.2022 23:53
Экс-президент Казахстана Назарбаев выступил
Новый комментарий от Адриан Послушник
18.01.2022 23:42
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от С. Югов
18.01.2022 20:31
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Серёга Чудиса
18.01.2022 20:00
Во имя Чести и Святого Духа
Новый комментарий от Наталья Сидорина
18.01.2022 19:44