В основе этой традиции лежит правило древней византийской Церкви освящать на праздник Преображения виноград нового сбора, из которого готовится вино для совершения богослужений. Было принято не употреблять виноград и прочие плоды нового урожая до праздника Преображения, тем более что все они и созревали к началу августа. Поскольку на Руси виноград не так распространён, как в Греции, то место его заняли яблоки, росшие на российских просторах в изобилии. То, что в нашу страну будут завозить яблоки из Китая, могло присниться только в страшном сне.
До недавнего времени среди православного народа было распространено твёрдое убеждение не вкушать яблоки и прочие плоды нового урожая до праздника Преображения. Доходило до того, что некоторые не в меру благочестивые прихожане боялись оскоромиться вишней и черешней, которые, как известно, поспевают в начале лета. Но внимательное чтение Типикона, в котором говорится не столько о запрете вкушать фрукты до 19 августа, сколько не питаться теми фруктами и овощами, которые к этому времени не поспевают, всё поставило на свои места.
Единственное, от чего верующие воздерживаются, так это от ранних арбузов, но не потому, что их запрещает церковный Устав, а потому, что такого понятия как "ранний арбуз" не существует, а то, что лежит на прилавках в начале лета, есть опасно. А вот чтобы соблюсти некий компромисс между сложившейся традицией и успехами современной селекции, православные всё же воздерживаются от вкушения яблок в течение первых пяти дней Успенского поста, зато в сам праздник и все последующие дни поста яблоки - основная составляющая постного меню. В первые же дни поста православные налегают на мёд, поскольку с Медового Спаса этот пост и начинается. Откуда пошёл обычай в день праздника Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице освящать в храмах мёд нового сбора, не ясно, но такая традиция существует.
Сегодня, в первый день поста, верующие принесут в храмы небольшие баночки с мёдом, чтобы освятить его на молебне. После молебна эти приношения оставляют в храме, как жертву на Божьи дела с надеждой, что Бог так же, как мёд нового сбора, освятит все начинания тех, кто эту жертву принёс. Другое значение этой жертвы - надежда на то, что загробная жизнь жертвователей будет такая же сладкая, как этот мёд. Правда, современные россияне норовят после молебна свою жертву забрать обратно, поскольку не очень-то надеются на райскую загробную жизнь, а хотят жить сладко уже сейчас.
http://www.vn.ru/14.08.2007/home/87598/