Одним из главных пунктов программы в ходе посещения северной столицы стала радиолокационная станция нового поколения "Воронеж", расположенная в поселке Лехтуси.
Преимущество радиолокационной станции "Воронеж", относящейся к объектам высокой степени заводской готовности, заключается в том, что в отличие от прежних РЛС, для которых строились огромные капитальные сооружения, она гораздо компактнее без потерь в тактико-технических характеристиках. Предпосылками для строительства РЛС "Воронеж" стали высокая стоимость капитального строительства подобных объектов и значительные затраты на содержание и эксплуатацию действующих радиолокационных станций, особенно оставшихся на территории стран СНГ после распада СССР. Кроме того, быстрое развитие вычислительной техники и техники обработки радиолокационных сигналов, антенных систем и других технологий потребовало более гибкого подхода к модернизации подобных объектов.
Владимир Путин осмотрел РЛС в сопровождении командующего Космическими войсками Владимира Поповкина, командира части Константина Каменщика, директора агентства специального строительства Николая Аброськина, а также генерального директора "Концерна РТИ Системы" Сергея Боева.
Президент ознакомился с работой станции. Главе государства продемонстрировали действия в случае запусков баллистических ракет за рубежом. На командном пункте президент ознакомился с программой имитации космической обстановки. В ходе этой учебной программы РЛС "Воронеж" успешно обнаружила и оперативно предоставила данные по трем условным пускам баллистических ракет в направлении трех российских городов. Время и место запусков, район и время падения, а также данные о самих ракетах немедленно были доложены командующему.
Командующий Космическими войсками Владимир Поповкин подробно рассказал главе государства об особенностях создания и работы объекта. РЛС "Воронеж" построили всего за полтора года. В шесть раз быстрее, чем возводили подобные объекты во времена Советского Союза. Затраты оказались также многократно меньше. Плюс к этому станция потребляет в 50 раз меньше энергии, нежели ее предшественницы.
РЛС "Воронеж" входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В настоящее время она работает в режиме опытно-боевого дежурства. Зона ее ответственности охватывает пространство от Северного полюса до юга Африки с возможностью наращивания боевых и эксплуатационных характеристик. То есть в зависимости от обстановки станция может использоваться как для обнаружения боевых блоков межконтинентальных баллистических ракет, так и для контроля пусков оперативно-тактических, а также тактических ракет. Какой-то принципиальной и длительной переустановки техники для этого не надо.
Повышена и экологическая безопасность станции: уровень электромагнитного поля в окрестностях РЛС значительно ниже предельно допустимого.
В соответствии с планами строительства Космических войск аналогичная РЛС создается также в районе города Армавир. Как только она вступит в строй, российская цепочка СПРН замкнется.
"Это первый шаг в реализации крупной программы в этой сфере, рассчитанной до 2015 года. Приятно отметить, что все задачи решены не только в срок, но и на отечественном интеллекте и на отечественной производственной базе. Это и есть то, что мы называем современным инновационным развитием Вооруженных Сил. В разы дешевле, в разы эффективнее и надежнее. Сергей Иванов, будучи министром обороны, много времени и внимания уделял решению вопросов модернизации Вооруженных Сил. Я надеюсь, что и новое руководство оборонного ведомства сделает все, чтобы обеспечить реализацию всех планов по модернизации армии и флота", - подчеркнул Владимир Путин, который в ходе посещения РЛС провел совещание о состоянии дел в сфере военного космоса.
Примечательно, что весь субботний день на Северо-западе глава государства посвятил почти исключительно "оборонке". В Санкт-Петербурге Владимир Путин провел также совещание по вопросам развития авиационного двигателестроения в России и осмотрел продукцию ОАО "Климов".
Говоря о развитии авиационного двигателестроения, планах Объединенной авиастроительной корпорации и ситуации в вертолетостроении, Президент России, в частности, сказал:
- Сегодня конкурентоспособность выпускаемых в нашей стране авиационных двигателей, к сожалению, пока крайне низкая. Рентабельность отрасли сократилась в последние годы с 27 до 7 процентов, а прибыль снизилась почти вдвое. Об этом же говорит уровень продаж отечественных двигателей. Он, к примеру, в 15 раз меньше, чем у ведущих компаний мира, чем у лидеров, например компании "Дженерал электрик".
В России около 40 предприятий двигателестроения. Среди них семь - предприятия-финалисты. Причем производимые ими двигатели уступают мировым образцам практически по всем параметрам, во всяком случае сегодня: по ресурсу, по расходу топлива, по уровню шумности и экологичности. Наиболее значительное отставание имеют двигатели, выпускаемые для пассажирской и транспортной авиации.
Нынешнее технологическое, финансовое и структурное состояние отрасли не способно удовлетворить спрос, предъявляемый рынком (когда я говорю "рынок", то имею в виду, конечно, не только отечественный рынок, я имею в виду и международный рынок), причем как по объему, так и по качеству. Более того, накопившиеся здесь проблемы уже сегодня тормозят реализацию важнейших проектов в авиастроении.
Имею в виду в первую очередь планы Объединенной авиастроительной корпорации. Перед ней стоит задача достичь к 2025 году выпуска трехсот пассажирских самолетов ежегодно. Что касается военной авиации, то здесь планируется практически удвоить ее ежегодный выпуск. Подчеркну, что реализация этих планов значительно приблизит к мировым стандартам саму структуру продукции авиационной промышленности.
Такие прорывные проекты в авиастроении требуют принятия и соответствующей стратегии развития газотурбинного двигателестроения. Ее разработку надо как можно быстрее закончить. И определять действия в этой сфере не только на среднесрочную перспективу - до 2015 года, но и на более поздний срок - до 2025 года как минимум.
Просил бы сегодня остановиться на ее основных направлениях: на вопросах технического перевооружения отрасли, ее финансового обеспечения и на проблемах реструктуризации. При этом подчеркну, что главной целью интеграционных преобразований является создание двигателей нового поколения. Сегодня мною подписан указ об организации первой такой интегрированной структуры на базе Федерального государственного унитарного предприятия "Салют".
Хотел бы также остановиться на необходимости развития отечественного вертолетостроения. Для нашей страны с ее географическими и климатическими условиями значение вертолетов трудно переоценить. Они широко используются в труднодоступных местах и на малонаселенных территориях, для нужд военных, нефтяников и газовиков, при тушении пожаров, в ходе исследовательских экспедиций.
В этой отрасли уже сделаны первые шаги к системной интеграции. Создано крупное вертолетостроительное объединение, куда вошли конструкторские бюро и предприятия, как выпускающие основные агрегаты, так и работающие на финальной сборке. Это уже позволило объединить возможности, увеличить объемы выпуска продукции, повысить финансовую устойчивость и управляемость всей отрасли.
Сейчас завершается подготовка ко второму этапу интеграции, который даст возможность создать единую научно-техническую и производственную систему в области вертолетостроения.
Мною также подписан указ о передаче акций ряда предприятий в этой области в Объединенную промышленную корпорацию "Оборонпром".
Однако основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие отрасли, является отсутствие в России, как я уже сказал, серийного производства современных двигателей, отвечающих требованиям рынка. Хотя мы в состоянии выпускать их сами. И сегодня мы в этом убедились здесь, на этом предприятии, на заводе имени Климова. В связи с этим рассчитываю услышать конкретные и обоснованные предложения о создании условий для выпуска отечественных продуктов подобного рода. Целесообразно рассмотреть и вопрос о лицензионном производстве зарубежной техники.
ОАО "Климов" - одно из ведущих предприятий в России по производству авиационных и танковых двигателей. Накануне Первой мировой он создавался как "русский "Рено". Собирал автомобили и выпускал двигатели для первых в мире тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец". Позже на его базе фактически создавалась отечественная реактивная авиация. Сейчас завод - поставщик двигателей для огромного количества боевой техники, вплоть до танков Т-80. 95 процентов вертолетов, производимых в России, в воздух поднимают двигатели этого предприятия. В том числе все вертолеты кремлевского парка. Есть у климовцев и другие заслуги перед Отечеством.
После совещания Владимир Путин в сопровождении генерального директора ОАО "Климов" Александра Ватагина и генерального конструктора Алексея Григорьева осмотрел продукцию, которую выпускает завод. На выставке представлено пять двигателей, находящихся в стадии испытаний. В частности, это турбореактивный двигатель РД-33МК, который будет устанавливаться на истребителях МиГ-29К и МиГ-35, турбовинтовой двигатель ТВ-7-117СТ для Ил-112В, турбовальный двигатель ВК-2500 для вертолетов "Ми" и "Ка", турбовальный двигатель ВК-800, а также турбовальный двигатель РД-33, имеющий сопло с отклоняемым вектором тяги. Планируется, что этот двигатель поступит в серийное производство в 2009 году, им будет оснащаться МиГ-29ОВТ.
Кстати, Климовский завод, входящий в корпорацию "МиГ", в этом году на авиасалоне в Ле Бурже представил первый разработанный с нуля в постсоветское время отечественный авиадвигатель ВК-800, характеристики которого позволяют устанавливать его и на иностранные вертолеты.
После осмотра выставки гендиректор ОАО "Климов" от имени сотрудников предприятия подарил Владимиру Путину один из факелов, которые завод выпускал по спецзаказу к московской летней Олимпиаде 1980 года.
Завершилось пребывание Владимира Путина в северной столице рабочей встречей с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, которая проинформировала главу государства о демографической ситуации в городе, а также о подготовке к новому учебному году. По просьбе президента губернатор рассказала о том, как решается жилищная проблема в Санкт-Петербурге.
http://www.redstar.ru/2007/08/14_08/1_02.html