Если дети уходят из Церкви

0
378
Время на чтение 3 минуты
Отец Николай, Вы воспитывались в православной семье. Довольно часто дети, которые растут в православии, в какой-то момент отходят от Церкви. Были ли у Вас сомнения, сложности, искушения? Как поступать родителям в подобной ситуации?

Сейчас вопрос, который вы поставили, очень остро стоит во многих православных семьях, так как дети, получая, православное образование и церковное воспитание, видят Церковь несколько однобоко, не так, как родителям хотелось бы. И конечно, когда дети возрастают, у них получается свое видение мира. Естественно, они проявляют свою свободную волю, которая часто не совпадает с мнением родителей, с мнением Церкви. Почти каждый ребенок, я считаю (не хочу говорить за всех), должен пройти этот период испытаний, искушений, без них не бывает жизни. И не стоит ужасаться тому, что ребенок на какое-то время охладевает к церковной жизни, к исполнению церковных правил, к послушанию родителям, которые заставляют его ходить в церковь. Этот период неизбежен почти для каждого человека.

В большинстве случаев, если в основу воспитания положено истинно христианское миросозерцание, если ребенка научили общаться с Богом не формально, а именно как с любящим Творцом, как с самым близким существом на свете, то тогда этот период рано или поздно заканчивается. Детские желания, юношеские вольности уходят на второй план, встают серьезные жизненные проблемы, и человек понимает, как говорит русская поговорка, без Бога не до порога. И он вновь возвращается к тем истокам, которые были даны ему в детстве: в воспитании, в образовании, в духовном развитии. Иногда это случается гораздо позже, когда человек уже прошел какой-то жизненный путь.

Господь сказал такие слова: не вы Меня избрали, Я вас избрал. Поэтому в любом сердце человеческом можно увидеть Промысел Божий. Не следует никого осуждать, если человек живет хорошей, светлой жизнью, если он служит добру, старается делать добро, живет не для себя, а для других, то так или иначе Господь приводит его к себе.

Другой вопрос, когда человек уходит от Церкви через греховную жизнь, через искушения, через соблазны и ему трудно вернуться обратно, так как он не готов расстаться с порочной жизнью. Это тоже очень важный жизненный вопрос, который подчас решается трагически для человека. Он зависит не только от воспитания, но и от того, как человек отвечает на вопрос: для чего он живет на этой земле. Людей, которые не грешат, нет. Все святые часто считали себя великими грешниками. И чем выше человек поднимается по духовной лестнице, тем ясней он видит, насколько несовершенен. Но это не дает ему повода ему отчаиваться. Важно, чтобы человек не отчаялся и люди его сами не оттолкнули от духовной жизни, от своего общества. Часто близкие люди, те же отец и мать, видя грехи человека, отворачиваются от него, и этим они еще больше отворачивают его от Бога, от Церкви, от того спасительного мира, к которому он в детстве получил прививку. И тут от Промысла Божьего очень много зависит. Если за человека молятся, то очень часто бывает, он уходит от греховной жизни и возвращается на светлый путь покаяния, спасения.

В моей жизни такие вещи тоже бывали, когда мне было лет 14-15. Из Церкви я милостью Божьей никогда не уходил, всегда у меня были очень мудрые духовные отцы, наставники: протоиерей Александр Егоров, протоиерей Владимир Смирнов. Все эти батюшки давно умерли. Когда я к ним приходил, они, видя, мое юношеское несовершенство, мою определенную греховность, никогда не говорили: столько-то раз причащайся, столько-то раз ходи в церковь, столько-то поклонов клади. Важно, что они могли выслушать меня и действовали большой любовью. Когда чувствуешь, что тебя принимают с любовью, хотя ты не был несколько месяцев в церкви и пропустил какие-то дни, знают, что ты пришел неподготовленный, и относятся со снисхождением к твоей немощи, это заставляет тебя вновь вернуться как блудному сыну. И, конечно, эти периоды проходили: сначала юношеский, потом студенческий, были и увлечения и падения, как у любого человека в жизни бывает. Слава Богу, если человек проходит по жизни как святой. Но бывает, что человек через какие-то ошибки свои учится, старается их больше не делать. Опять-таки здесь многое зависело от того, что мои родители с пониманием относились к этому охлаждению. Будучи из семьи священнослужителя, я видел переживания отца, матери, но они не были связаны со злобой, с ненавистью, с каким-то прещениями, с отторжением от любящего родительского сердца, наоборот, - с увещеванием, с любовью, с лаской, со слезами, с молитвой. И вот такое отношение всегда заставляло пересмотреть себя и милостью Божьей по молитвам родителей, своих духовных отцов, становиться опять на путь покаяния, исправления. Со временем, когда человек возрастает, он понимает, для чего живет, к чему стремится. И тут-то духовное воспитание, полученное в детстве, должно сыграть свою роль.

Беседовала Анна Кастарнова

http://www.pravmir.ru/article_2189.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Соколов
Все статьи Протоиерей Николай Соколов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23