Сразу по прибытии в зону конфликта комбат-сменщик майор Александр Сметанников рассказал корреспонденту "Красной звезды" о напряженной трехмесячной подготовке в Майкопском учебном центре, об особенностях комбинированного марша своего батальона...
Наша справка. Российские миротворцы введены в зону грузино-абхазского конфликта в июне 1994 года в соответствии с Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года. Зона безопасности, контролируемая Коллективными силами по поддержанию мира (КСПМ) - это полоса протяженностью 65 километров и шириной 24. По12 км на абхазской и на грузинской сторонах реки Ингури, разделяющей Абхазию и Грузию. Еще по 12 километров с обеих сторон являются зоной ограничения вооружения. С 1994 года российские военнослужащие в зоне конфликта обнаружили и обезвредили более 20 тысяч взрывоопасных предметов. За это же время погибли 112 миротворцев. Такова цена тринадцати лет мира.
Хотя и без того подготовка ощущалась "весомо, грубо, зримо". Погрузка-разгрузка эшелонов, движение автомобильных колонн в точки дислокации - дело весьма хлопотное и сложное. Подразделения действовали, как часы. И это закономерно, ведь у многих воинов-северокавказцев имеется опыт боевых действий в Чеченской Республике и в ходе миротворческих операций. Люди прибыли с хорошим настроем на службу. А служба здесь несравнимо суровее абхазского субтропического климата.
Жизнь Коллективных сил по поддержанию мира жестко расписана по дням и часам, служебные нагрузки ненормированны. Бытовая инфраструктура лаконична... Общественно-политическая обстановка неоднозначна. Не случайно, обращаясь к "свежему" батальону, заместитель командующего войсками СКВО генерал-лейтенант Александр Беспалов отметил: "Вы будете буфером между сторонами, у которых есть противоречия, поэтому при выполнении миротворческой миссии необходимо быть последовательными, принципиальными и беспристрастными. А для этого потребуются высочайшая бдительность, дисциплина и организованность". В этих словах глубокий смысл...
Когда в синих вечерних сумерках под пальмами летит-колышется ковер из светлячков, а в теплом море лунная дорожка зовет в неведомое, миротворцам снятся жены и дети... Только снятся, ведь долгие месяцы командировки руки их прикасаются лишь к оружию, а лица обласканы лишь солнцем и ветром... Отпусков здесь нет, не положено.
При всей эффективности довольствующих служб СКВО и Сочинской КЭЧ, постоянном совершенствовании инфраструктуры КСПМ некоторые посты расположены в совершенно глухих уголках. Другие оказались к цивилизации поближе, и все-таки повсеместно обстановка весьма сложная и напряженная. И каждый год не похож на предыдущий.
У сегодняшней Абхазии множество бед и проблем: низкий уровень жизни населения, бюджетная недисциплинированность, плохие дороги, строительный беспредел, экстенсивное сельское хозяйство, подзапущенное правовое поле... К примеру, нашу машину (скромный "жигуленок" с российскими номерами) за три дня обкрадывали дважды - на стоянке близ Ново-Афонского монастыря и на склоне священной Иверской горы. В первом случае Новоафонское отделение милиции, которым руководит подполковник милиции Рубен Зантария, поразило оперативностью: преступника взяли по горячим следам, похищенные из салона деньги вернули. Затем бесследно исчезла автомагнитола... Тенденция неприятная, однако вполне объяснима сложным социально-экономическим положением. Туристам, осторожность не повредит. В Абхазии и сегодня ощутимо тяжелое наследие войны.
Немолодая женщина на вокзале Очамчиры рассказывала, каким был этот потрясающе красивый, благополучный город до 1993 года. И сколько горя принесла война, как трудно выживать одной с четырьмя внучатами на пенсию в две тысячи рублей. Всякий вечер опасаясь незваных гостей - молодых людей без определенного рода занятий, обирающих стариков. Действительно, город производит гнетущее впечатление - заброшенный, полуразрушенный, почти безлюдный...
В последние годы правительство Абхазии старается развивать восточные районы. Об уровне рыночной экономики говорит хотя бы тот факт, что здесь можно купить в долг все, кроме бензина. В 2007 году лидером по привлечению иностранных инвестиций обещает стать перерабатывающая промышленность. И в частности, Скурчинский карьер в Очамчирском районе, где будет добываться сырье для производства стройматериалов. А пока трудовые ресурсы невостребованы, многие мужчины добывают с утра бутылочку крепкого напитка и неторопливо беседуют в дружеской компании о политике и экономике. Женщины в это время неутомимо заботятся о хлебе насущном, хлопочут по хозяйству.
Большие надежды здесь возлагают на Россию. В недавнем ежегодном послании президент Сергей Багапш отметил: "Россия была и остается нашим главным партнером". И все же в Абхазии трудно отрешиться от ощущения, что партнерство это какое-то пассивное. А вот совместные действия географически отдаленных от Абхазии США и активно поддерживаемого заокеанскими партнерами грузинского президента имеют серьезную экономическую основу, динамизм, внутреннюю логику и напоминают многоходовую шахматную комбинацию. То "абхазское правительство в изгнании" организуют, то объявят, что Косово не может быть прецедентом для Южной Осетии и Абхазии, то захватят руководителя избиркома Гальского района, то под прикрытием молодежного лагеря очаг напряженности в зоне безопасности создадут... Словом, не позволяют скучать ни политикам, ни миротворцам. Где же вы, российские авторы прорывных геополитических идей? Или так и будем стоять на Ингури до второго пришествия?
Майская встреча заместителя министра иностранных дел России Г. Карасина со спецпредставителем Генерального секретаря ООН по Грузии Ж. Арно прошла под флагом озабоченности неблагоприятным развитием ситуации в зоне конфликта. Грузино-абхазские переговоры не ведутся с июля 2006-го, после ввода грузинских воинских формирований в верхнюю часть Кодорского ущелья (по базовому Московскому соглашению о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года, территория Кодорского ущелья является демилитаризованной зоной).
Президент Абхазии Сергей Багапш уже не раз заявлял: контакты сторон могут быть восстановлены как в четырехстороннем формате, так и на более высоком уровне лишь после выполнения Грузией Резолюции Совета Безопасности ООН N 1716 относительно верхней части Кодорского ущелья в полном объеме. Поэтому до вывода из ущелья "марионеточного правительства" переговоры не возобновятся.
Что это: бескомпромиссность обеих сторон, ведущая в тупик, или тупик, в котором не может быть компромисса? Как бы то ни было, в этих условиях главную роль продолжают играть Коллективные силы по поддержанию мира. Российские военнослужащие по обе стороны Ингури - словно весы Добра и Зла. И единственная реальная сила, сдерживающая до поры тлеющую вражду.
Находясь "между двух огней", многие миротворцы поневоле становятся философами. Иначе не понять, почему каждый из "разделенных" народов относится к российским военнослужащим дружественно (на постах в зоне безопасности это очевидно), а между двух берегов Ингури - все же бездонная пропасть... И по дну ее течет не вода, а безумие начала 90-х годов ХХ века, разорвавшее два народа, веками живших в мире, решавших проблемы сообща, плечом к плечу защищавших нашу общую страну и в 1812-м, и в годы Великой Отечественной...
Подрастает поколение абхазских и грузинских детей, не знакомых с ужасами вооруженного конфликта, дефинициями кровной вражды. Возможно, в будущем им и предначертано разрешить конфликт мирным путем. Время покажет. Хотя и с земли, и с воздуха поражает количество полуразрушенных зданий, большинство полей возделываются. Жизнь медленно, но все же неуклонно входит в нормальное русло.
Об этой вечно окутанной цветением стране можно писать, как о любимой женщине, бесконечно, бережно и нежно. Она, как руки любимой, дарит необъяснимое ощущение счастья, которое не отнять силой оружия. Земля эта всей своей сутью учит человека любить жизнь и отдавать тепло. Вот и на прощание Страна Души, будто торопясь, дарила нам с запасом солнечную щедрость, открытость лиц, буйство тропических красок и аромат кофе...
А потом, словно ангел белокрылый, долго еще не отпускала, смотрела вслед заснеженной горной грядой. И в душе воцарялось столь же высокое, ясное спокойствие. И надежда...
Абхазия, храни тебя Бог, судьба и российские миротворцы!
http://www.redstar.ru/2007/06/15_06/4_01.html