"Мы воссоединяемся вокруг престола"

Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан размышляет над тем, что изменится в жизни нашей Церкви после подписания Акта о каноническом общении и какой результат может дать общение каждой из воссоединяющихся частей

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
450
Время на чтение 3 минуты
Владыка, семнадцатого мая, даст Бог, будет подписан Акт о каноническом общении. Вместе с каноническим общением должно наступить, наверное, и чисто человеческое - взаимные поездки, обмен студентами, научные встречи. Клирики и миряне РПЦЗ будут чаще приезжать сюда, архиереи - участвовать в Архиерейском соборе. Но что изменится в жизни нашей Церкви? Какой результат может дать наше общение каждой из ее воссоединяющихся частей?

Главное, что произойдет при восстановлении общения,-это наше совместное участие в Божественной евхаристии. Если мы воссоединяемся, то воссоединяемся вокруг престола. В остальном сами вы уже ответили на свой вопрос. Будет сотрудничество, разные совместные проекты. Приведу пример из жизни моей епархии. Два года назад мы заключили с Германской епархией РПЦЗ договор. По этому договору архиепископ Берлинский и Германский Марк передал частицы мощей преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары в Аланский Богоявленский женский монастырь. Теперь им поклоняются многочисленные прихожане и паломники. Также мы вместе строим реабилитационный центр для детей, пострадавших в Беслане в 2004 году. Вы говорите, что будут поездки. Вот, например, в декабре прошлого года мы с проректором Ставропольской духовной семинарии архимандритом Романом были на съезде Германской епархии Зарубежной Церкви в Мюнхене. Я рассказывал об опыте взаимодействия с исламом в епархии с большой долей мусульманского населения. Архимандрит Роман прочел доклад о канонизации новомучеников и исповедников Российских. Многие задавали вопросы, вообще был большой интерес. Поэтому мы, совместно молясь, должны взаимно обогащаться опытом друг друга.

У вас, должно быть, есть большой опыт общения с клириками и мирянами Зарубежной Церкви. Бытует мнение, что среди них господствует традиционалистский настрой, очень большая строгость в следовании всем канонам и обычаям. Так ли это, на ваш взгляд, а если так, то как вы можете оценить такое традиционалистское влияние на церковную жизнь внутри России?

На мой взгляд, в самой традиционности нет ничего плохого. Другое дело, что я бы не стал говорить, что только Зарубежная Церковь хранит все древние традиции, а мы как будто уже отошли от них. И там, и в России есть разные течения. Поэтому в наших отношениях самое главное теперь - это взаимодополняемость. Я бы обратил внимание на то, что у РПЦЗ есть богатый опыт служения в нехристианском мире, а также в протестантских странах. Он очень важен для всей нашей Церкви.Конечно, не нужно думать, что Зарубежная Церковь принесет сюда свою закваску, светоч, и после этого здесь все преобразится. В нашем общении возможно только взаимное обогащение.

Есть еще один аспект. РПЦЗ в 1981 году экуменизм был признан ересью. У нас это учение ересью не считают, хотя и признавать его также никто не собирается. Не стоит ли поставить вопрос об экуменизме на общецерковное обсуждение?

Этот вопрос и так в Церкви постоянно обсуждается. Вопрос в том, что следует понимать под экуменизмом. Ведь четкого определения этого слова нет.

В Зарубежной Церкви осуждают экуменизм как объединение всех христианских конфессий с признанием равной истинности каждой из них.

Но ведь такая позиция не признана ни в одном официальном документе Московского Патриархата! Наоборот, Священноначалие Московского Патриархата и я лично как архиерей против того, чтобы Всемирный Совет Церквей был некой суперцерковью. Также недопустимы совместные богослужения. С другой стороны, Православная Церковь должна свидетельствовать о вере во всем мире. От проповеди Православия мы не можем отказываться. Вот вы считаете себя православным?

Да.

А среди тех, с кем вы общаетесь, все православные?

Нет.

Вот видите, раз мы позволяем себе общаться с атеистами, чтобы как-то помочь им прийти к истинной вере, то почему такое общение невозможно с инославными христианами?

После воссоединения в составе единой Русской Церкви образуются две "зарубежных части": РПЦЗ и иностранные епархии МП. У каждой из этих частей свой особый, очень непохожий один на другой путь. Какая задача теперь стоит перед Русской Церковью в мире, во всех тех странах, где есть ее храмы и епархии?

Вообще-то, это вопрос не ко мне, а к членам комиссий Московского Патриархата и Зарубежной Церкви по переговорам. Все должно идти своим чередом. Главное сейчас - достичь евхаристического общения. А вопросы сотрудничества, совместного служения между нашими приходами и епархиями будут решаться постепенно, без спешки. Будут собираться комиссии, разбирать отдельные проблемы.

Как вы считаете, сохранится ли у РПЦЗ особая миссия, как раньше, - хранение русской церковной традиции? Или же ее задачи теперь другие?

Главная миссия Зарубежной Церкви - проповедь, несение православной веры во всем мире. В этом основной смысл жизни всей Церкви.

Владыка, что для вас лично значит скорое воссоединение?

Я помню, когда я был в Иерусалиме в семидесятые-восьмидесятые годы, мне было очень грустно, что я не мог пойти в Елеонский монастырь, в Гефсиманию и послужить там вместе с такими же русскими священниками из Зарубежной Церкви. Это разделение ощущалось как нечто очень неестественное. Сейчас же преграды, препятствующие евхаристическому общению между нами, будут преодолены. Мы вместе сможем совершать наше общее церковное служение, проповедуя Православие во всем мире.

Подготовил Николай Бобринский

http://www.taday.ru/text/43156.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)
Все статьи Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Аксиос. Достоин!
К вопросу о канонизации брата-мученика Иосифа Муньоса
01.11.2024
Архиепископ Канадский Гавриил о канонизации святых в РПЦЗ
«Святые для нас являются примером»
08.10.2024
Один из ярчайших проповедников восстановления Самодержавной Монархии
Сегодня мы вспоминаем видного монархического деятеля времен Гражданской войны протоиерея В.И.Востокова
05.08.2024
Святитель Иоанн Шанхайский. Прижизненная
видеозапись. Редчайшие кадры
05.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 15:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
20.11.2024 15:16
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Константин В.
20.11.2024 14:33
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 14:28