Троице-Одигтриева Зосимова пустынь |
Ревностно и смиренно исполняя все послушания, даваемые ему, юноша заслужил любовь братии и сподобился принять иноческий чин от старца Адриана, получив при постриге имя Зосимы.
В 1789 году Зосима вместе со своим наставником старцем Василиском удалился в пустынный скит неподалёку от Коневского монастыря. Вскоре, однако, о богоугодной жизни отшельников стало известно в округе и к ним потекло множество людей искать совета и утешения. Не терпя людской славы, Василиск и Зосима с благословения старца Адриана отправились в холодную и далёкую Сибирь. После различных мытарств, едва не погибнув в тайге, подвижники устроили себе кельи в пустынной, тяжёлой для человеческого обитания местности. Но и сюда вскоре устремились люди за словом истины.
Старец Зосима |
Через некоторое время, однако, из-за клеветы отец Зосима покинул Туринский монастырь и прибыл в Москву. [1]
Митрополит московский свт. Филарет (Дроздов) предоставил Зосиме келью в Чудовом монастыре, а по прибытии духовных чад старца из Сибири благословил открытие новой обители уже в пределах Московской епархии.
На предоставленной благочестивой москвичкой Бехметьевой земле отец Зосима собственноручно построил небольшую деревянную часовню и освятил её в честь Смоленской иконы Божией Матери, называемой Одигитрией, которую сам старец, уроженец Смоленска, особенно почитал.
Трудно приходилось новой обители. Крайне скудное, болотистое место, отсутствие хороших дорог и населённых мест делали жизнь сестёр и их старца неимоверно тяжелой. Но сколько раз в истории Церкви обители, основанные в пустынных и непроходимых дебрях, превращали их в ухоженные и прекрасные для жизни места. Под мудрым управлением старца молодая община стала постепенно обустраиваться. Возвели деревянный корпус для жилья и ограду, выкопали колодец. Сам отец Зосима подавал пример трудолюбия, работая мотыгой и топором.
Свт. Филарет Московский |
Рукотворным памятником старцу стала его обитель, Троице-Одигитриева Зосимова пустынь,(2) открытая, однако, только через десять лет после его кончины. В 1838 году на средства грузинского царевича Ираклия и царевны Фамари над его гробом был воздвигнут храм во имя Святой Живоначальной Троицы.
В 1841 году по ходатайству покровительствовавшего обители митрополита Филарета, повелением императора Николая I Троице-Одигитриева женская община была утверждена на правах общежития. Вскоре на средства купца С.П.Лепёшкина и других благочестивых мирян в обители возвели каменную ограду и несколько келейных корпусов. В 1852 году в честь Смоленской иконы Божией Матери был освящён второй храм общины, куда перенесли чтимый образ Пресвятой Девы. Во время наполеоновского нашествия крестьяне расположенного в пяти километрах сельца Архангельского скрывали эту икону в густом лесу, как раз в том месте, где старец Зосима впоследствии положил начало своей обители.
Первой начальницей общины стала племянница отца Зосимы Вера.
Под её началом количество насельниц обители достигло ста монахинь и послушниц, и в 1856 году община была возведена в ранг монастыря. В день торжества Божественную литургию совершил сам митрополит Филарет. Игуменья Вера сумела сохранить и упрочить в обители тот истинно монашеский дух, который придал ей старец-основатель. Вот что писал о посещении Зосимовой пустыни епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) архиепископу Тверскому Савве (Тихомирову): "Был 27 сентября в Зосимовой пустыни и понял, почему Вы были так расположены к этой святой обители. Таковых бо есть Царствие Божие, и они хранимы Богом для распространения на земле даров благости Божией. Я не служил там, но пробыл 24 часа в общении молитвенном и бесед душеполезных с матушкою и "старшими сёстрами".
Троице-Одигтриева Зосимова пустынь |
В 1869 году после долгого управления обителью скончалась игуменья Вера. Новой настоятельницей стала мать Афанасия, в миру Наталья Григорьевна Качалова. Родиной новой игуменьи было село Стрельна, расположенное невдалеке от величайшей святыни русского Православия знаменитой Оптиной Пустыни. Духовным отцом Натальи Качаловой был оптинский старец схимонах Антоний, который и направил её в 1845 году в обитель отца Зосимы. До своей кончины в 1881 году игуменья Афанасия постоянно посещала Оптину, где получала духовные наставления старцев. Любовь сестёр к матушке Афанасии была столь сильна, что, когда епархиальное начальство хотело перевести их игуменью в более благоустроенный монастырь, они умолили оставить им их настоятельницу.
Игуменья Афанасия заботилась и о материальном положении обители. Она завела при монастыре скотный двор и конюшню, а средства, получаемые от них, тратила на ремонт монастырских построек и на помощь нуждающимся.
Сразу после кончины матушки Афанасии находившийся в обители настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря архимандрит Сергий спросил у сестёр: "Не беспокоили ли вы её чем ?", на что монахини ответили: "Мы её ничем не беспокоили, но её поразила весть о смерти царя, (3)с тех пор она закрыла глаза и замолчала". На отпевании архимандрит Сергий, утешая плачущих сестёр, сказал: "Не унывайте, а молитесь за неё, она за вас будет молиться у престола Всевышнего, и Он не оставит вас Своей милостью".
Господь не оставил обитель Своей милостью. Новой настоятельницей стала внучатая племянница старца Зосимы Магдалина. Она оказалась достойной преемницей игуменьи Афанасии. Любя и ценя церковное пение, Магдалина пригласила в обитель преподавателей обучить сестёр, многие из которых до поступления в монастырь были простыми крестьянками, правильному и стройному церковному пению. Будучи суровой подвижницей, игуменья Магдалина старалась оградить монастырь от мирского шума. Заботясь в тоже время и о его материальном процветании, она приобрела в окрестностях пустующие земли для монастырского хозяйства. Любя чтение, матушка Магдалина приучала к нему и сестёр обители. При ней особенно сильно выросла монастырская библиотека с великолепным выбором книг духовно- нравственного содержания.
После двадцатилетнего управления обителью, 27 ноября 1901 года, игуменья Магдалина скончалась. Её заменила игуменья София. Трудами новой настоятельницы в обители возвели новый храм, в честь Рождества Иоанна Предтечи. Расходы на строительство в значительной мере покрывались за счёт возрастающей доходности монастырского хозяйства ибо русские иноки и инокини трудились много и хорошо. Обитель владела шестьюстами десятинами земли и имела большое хозяйство, что позволяло поддерживать монастырские строения и обеспечивать всем необходимым сестёр, число которых непрерывно росло и к началу ХХ века приблизилось к трёмстам.
В Зосимовой пустыни имелись странноприимный дом, где кормили всех приходящих к святыням обители богомольцев, больница и богадельня, содержавшиеся на средства монастыря. Значительные суммы тратились на помощь неимущим крестьянам, на милостыню нищим и всем нуждающимся. Кроме того, в принадлежащем монастырю московском доме, на Плющихе, жили бедные девочки и девушки, получавшие от монастыря средства к существованию.
Террор обрушившийся на Церковь после победы большевизма, не миновал, конечно, и Зосимовой пустыни. Под видом женской трудовой коммуны обитель сумела просуществовать до 1928 года. Были репрессированы монастырские священники: отец Михаил и отец Дмитрий, а также последняя настоятельница обители игуменья Афанасия. На территории монастыря разместились инвалидный дом и клуб "Смычка". Погибли иконы, колокола и книги, было разорено монастырское хозяйство. В тридцатые годы разрушили храм Смоленской иконы Божией Матери. В храме Рождества Иоанна Предтечи устроили водонапорную башню и склад, а главный собор обители -Троицкий - обезглавили и превратили в клуб. Мощи старца Зосимы были перезахоронены на монастырском кладбище, которое впрочем, тоже оказалось полуразрушенным.
В 1968 году в бывшем монастыре разместился пионерский лагерь "Бекасово".
Хотелось бы верить, что обитель старца Зосимы - Троице-Одигитриева Зосимова пустынь возродится к жизни и в её стенах вновь начнётся Божественная служба.
[1] Подробности гонений на старца, устроенных дворянами Васильевыми, можно узнать из книги "Зосимова пустынь" (М.,1903).
http://www.pravaya.ru/side/14/12068