Судьба Православия на Украине не может не заботить нас и как христиан, и как русских. Древний Киев, где совершил крещение Руси святой равноапостольный князь Владимир, увы, оказался в центре расколов и разделений, ещё не уврачёванных Церковью. Между тем, сама история украинских «церквей» с неоспоримой подлинностью показывает, что их корни находятся в ненависти к истинному православию, а также в политиканствующей русофобии.
Культурное и политическое ренегатство привело к измене Православию и появлению множества раскольнических и еретических сект, нагло именующих себя церквями. Началось это еще в XVI веке с отпадения части иерархии в пресловутую унию с папским Римом. Жестоко, даже свирепо, насаждавшаяся униатчина встретила яростное сопротивление жителей Западной Руси. Насильственно-коварная политика поляков привела к полной неразберихе в управлении церковью на Украине. В защиту Православия выступили некоторые аристократы, такие, как князья Острожские и бояре Ходкевичи, а главное - союзы горожан, известные как братства, причем наиболее влиятельным из этих братств было Львовское. Вообще, первый униатский епископ смог утвердиться в Львове лишь в 1700 году, более чем через век после заключения унии.
Можно представить, с какой горечью смиренно-стойкие жители тогдашнего Львова посмотрели бы на агрессивное ренегатство своих наследников.
Само униатство, в сущности, нелепый латино-православный гибрид, совершенно лишен смысла в историко-экклесиологическом плане, но зато вполне удачен в плане культурно-политическом. Папа Иоанн-Павел II, правда, посетив Львов, покаялся перед православными за бесчисленные насилия и зверства, совершенные униатами, но храмов, захваченных у православных силой, вернуть не обещал. Вообще, сопротивление украинцев культурно-религиозной экспансии Запада - один из самых драматических периодов нашей истории. Уже в 1299 году Киевские митрополиты перенесли свою кафедру во Владимир. Попытка Галицко-Волынских князей утвердить особую митрополию в Галиче провалилась, ибо посланный из Галича в Царьград игумен Петр был посвящен в митрополиты всея Руси. Именно он переехал на постоянное жительство в Москву. Ныне посох святителя Петра Московского - важнейший символ патриаршей власти.
Под давлением Литовских великих князей Константинопольский патриарх несколько раз ставил в Киев самостоятельного архиерея, но до 1458 года так и не произошло разделения двух кафедр. Воссоединение Украины с Россией привело и к восстановлению церковного единства. Но, увы. В годину страшной смуты начала XX века на Украине появилась новая ересь-раскол, известная как «самосвяты». В 1921 году эти раскольники объявили о выходе из юрисдикции Русской православной церкви. Не имея канонического епископата, они «рукоположили» лжеархиереев через возложение рук на священников и мирян. Возглавил эту квазиправославную секту самозванный «митрополит» Василий Липкивский. Собственно, первоначально «самосвяты» представляли из себя украинский вариант обновленчества и их каноническая практика почти полностью повторяла «достижения» приверженцев Александра Введенского. Когда шефы из НКВД убедились в неэффективности своих подручных из Украинской автокефальной православной церкви (официальное наименование самосвятов ), то в 30-х годах они ее быстро уничтожили.
Но самосвятские «архипастыри» уже успели обосноваться среди малороссийской эмиграции в США и Канаде. Там эту «церковь» возглавил «епископ» Иван Теодорович. Еще одну «украинскую церковь», во время германской оккупации, попытался организовать настроенный крайне националистически епископ Поликарп (Сикорский). В оккупированном гитлеровцами Пинске Поликарп и еще один коллаборационист Александр (Иноземцев), уже лишенные архиерейского сана, «рукоположили» еще трех «архиереев». Заодно, в лоно новой «церкви» вошли остатки самосвятов. В 1944 году эти «друзья новой Германии и ее вождя Адольфа Гитлера» в обозах немецкой армии бежали на Запад. В годы войны Поликарп сделал «епископом» племянника Симона Петлюры - Мстислава Скрипника, которого он послал в Канаду договариваться об объединении с главой американских самосвятов Иваном Теодоровичем. Вскоре Скрипник заменил Теодоровича, за которым осталось лишь несколько приходов в США. Впрочем, после смерти Теодоровича, американские приходы возглавил тот же Скрипник, изгнанный своей паствой из Канады за воровство. А в 1989 году появившиеся на Украине новые раскольники во главе с бывшим священником Владимиром Яремой избрали своим «первоиерархом» этого же «маститого архиерея».
Вся эта отвратительная чехарда с украинскими «церквами», оказалась особенно пагубной в наше духовно слабое время.
Само понятие «иерархия», дискредитировалось скандальными подробностями «подвигов» нового «священноначалия» украинских «церквей». Архиереями и клириками этих «церквей» становились подчас совсем уж фантастические персонажи. Так «катакомбный епископ» Викентий, рукоположивший множество «клириков», оказался лишенным сана бывшим тульским диаконом Виктором Чекалиным. А после разоблачения он стал «епископом и первоиерархом Русской католической церкви» (чего, впрочем, Ватикан все же не признал). В числе «самостийных епископов» побывал в свое время и Фотий Тимощук, бежавший в 1932 году в Польшу из СССР и выдававший себя за священника. Позже выяснилось, что это агент НКВД Николай Автономов, который, к тому же, при переходе границы убил поляка-пограничника.
В «православных церквях» Украины находят себе убежище бесчисленные отступники и авантюристы со всего православного мира. Чего стоит принятый под крыло лжепатриарха Филарета (Денисенко) «священник-диссидент» Глеб Якунин, который в свое время обвинял Русскую православную церковь, в частности, и в том, что в составе её священноначалия есть дурные архиереи, из коих самым дурным назывался как раз Филарет (надо отметить, редкий случай правоты господина Якунина). В 90-е годы к многочисленным «православным церквам» на Украине добавилась еще одна, в которой, уже открыто, отказались поклоняться Христу и стали поклоняться «рiдным богам» Сварогу и т.д. К довершению конфуза, эту самую «церковь» возглавила женщина - Галина Лозко.
Бесчисленные «рiдные церкви» выглядели бы почти комедией, если бы их адепты при первой же возможности не совершали насилия и убийств над православными клириками и мирянами. Так, на западе Украины в 40-х годах погибли православные архиереи митрополит Алексий (Громадский) и епископ Мануил (Тернавский). А сколько простых людей пало от рук отступников и предателей...
В мою задачу не входит подробное рассмотрение в целом интересной темы церковных расколов и измен православию на Украине. Важно отметить, что религиозное и политическое ренегатство основано на лжи и служит духу злобы и разделения, коего Спаситель назвал «отцом Лжи». Ложь и измена, в конечном счете, проникают из сугубо практической и прагматической сферы политики в область духа.
Украинская самостийность, естественным образом, стала не только изменой по отношению к «большой России», не только изменой собственным корням, но стала, что гораздо страшней, изменой Христу.
На место Святой Соборной и Апостольской Церкви самостийники захотели поставить полные мелочной злобы самозваные секты, поклоняющиеся сгнившим идолам захолустного национализма. Именно национализм, растоптавший прекрасное чувство патриотизма и даже простой здравый смысл привёл к отвержению «небесного Града» и торжеству Ваала материального успеха и псевдоевропейской идентичности.
http://www.stoletie.ru/slavyanskoe_pole/duh_istiny_i_duh_razdelenija_2010-03-26.htm