Уроки отца Пимена

О незабываемой встрече с иеромонахом Пименом, служившим в 50 - 60-е годы в г. Алейске Алтайского края после долгих лет ссылки на Колыму, рассказывает в своей удивительной книге "На земле мы только учимся жить" протоиерей Валентин Бирюков

0
404
Время на чтение 5 минут
Протоиерей Валентин Бирюков
Протоиерей Валентин Бирюков
Услышал я о нем в декабре 1965 года от женщины, которую встретил в Барнауле, в доме у Клавдии Устюжаниной, к которой я приезжал узнать о случившемся с ней чуде исцеления. Спросил у нее адрес этого священника да прямо и поехал к о. Пимену в Алейск. Я сам тогда еще не был священником - пел в церковном хоре в селе Тогур. На станции в справочной еще спросил, когда пойдет поезд на Барнаул. Оказалось, через три часа. Ну, думаю, слава Богу, времени хватит. Пришел к нему на квартиру. Выходит келейница батюшки, Мария Яковлевна, старушка-монашка: "Батюшка, гость к нам приехал..." - "Знаю, матушка, знаю", - отвечает он.

Смотрю - идет худенький священник лет 50, бородка наполовину седая. Подходит ко мне, снимает пальто, берет меня под локоток: "Пойдем. Будем водосвятный молебен служить. Сейчас мать приедет, у нее сын Анатолий как пришел из армии, так два месяца в больнице пролежал. Но не помогла ему больница ничем. Святой водички ему надо". А сам готовит все для молебна - стоит ждет. Ну, я думал, они уже договоренные с той женщиной, которую мы ждали. Наконец она приходит: "Батюшка! Можно вас попросить..." - "Ну, давай, давай, мать, раздевайся, бидон давай сюда... Вода уже налита, все приготовлено:"

Сотворили водосвятный молебен. Отец Пимен сам попил святой водички, мне дал, пришедшей к нему женщине в бидон вылил воду. "Батюшка! Когда еще приходить?" - "Никогда! Сын твой духовно больной, но сейчас ему уже получше. Пусть по ложечке или по полстаканчика святой водички пьет натощак, молитвы читает - вот и поправится. Будет работать, хорошая работа у него будет, он у тебя молодец".

Я же - за той женщиной. Спрашиваю: "Вы уже были сегодня у батюшки?" - "Нет. Никогда прежде не была! В первый раз пришла". Я сразу понял: правду говорили мне, что он прозорливец, иеромонах Пимен. Только скорей, скорей отхожу от той женщины. Думаю: "Сейчас батюшка меня увидит, неудобно будет, что такой я любопытный". Тут батюшка идет, сразу ко мне: "Ну вот, теперь будешь знать..." Я покраснел до пяток. Как он узнал, что я полюбопытствовал у этой женщины?.. "Ну, ничего, пойдем..."

В горницу зашли, где совершали молебен. "Батюшка, обед готов, - говорит матушка Мария Яковлевна. - Приглашайте гостя!" Помолились мы, сели за стол. Я хоть и не хотел есть, хлебнул супа - и так он мне понравился. Начал есть быстро, а сам думаю: "Какой вкусный суп!" А батюшка мне и говорит на ухо: "Да вот потому и вкусный, что матушка Мария Яковлевна готовит. Она монашка, все монашеские правила вычитывает. И все с молитвою делает - зажигает от лампадки огонек, от лампадки печку зажигает. Вот она чистит картошечку - "Господи, благослови". Все крестит, все с молитвой. Она без молитвы не живет. Вот поэтому и вкусный суп". Я только на него посмотрел и думаю: "Как он жил, что все мои мысли знает?" Он мне сразу отвечает: "А вот сейчас покушаем - я и расскажу, как я жил".

Эх ты, Господи! Опять попался! Я тогда понял, что он вправду прозорливый. Видит меня насквозь. Это какую духовную силу надо! Сижу, боюсь шелохнуться. Наконец закончили трапезу, поблагодарили Господа. Я иконам поклонился, хозяевам: "Спаси Господи, дай Бог здоровья!" "Ну, пойдем в горницу, - говорит мне батюшка, - будем беседовать". И начал он рассказывать, как прожил свою жизнь.

"Ну, слушай. В миру звали меня Мишей. В детстве служил пономарем, службу отлично знал - читал, пел. Шло время. Я подрос, уже парнем стал. В армию меня не брали, потому что я слабый, комиссию не прошел. Мои друзья все поженились, у них уже дети, да по двое. А я еще один. У меня подруги не было. Мне и говорят: "Миш, ну что ж ты? Вон, Мария-то Панова - смотри, девица какая! Женись, хорошая у вас семья будет. Детки хорошие будут".

Я знал Марию прекрасно. Хорошая девушка. Проводил ее раз до дома, потом другой раз - только как друга проводил, не коснулся даже ее никак... А потом вернулся в храм, зашел в алтарь, сто поклонов земных сделал, так что даже рубашка взмокла... Пришел домой, со скотиной убрался, поужинал и лег спать. Утром встаю - слабость какую-то ощущаю. День, неделя - не могу кушать, аппетит потерялся. Водички попью - и все. А ничего не болит. Усталость какая-то - и все. Мама переживает: что с сыном?.. Пока еще крепость была, ходил, управлялся с делами. А потом уже и ходить не могу. Тогда мамка пригласила священника - поисповедовал он меня, причастил, месяц спустя пришел еще раз - пособоровал. На прощание батюшка сказал мамочке: "На все Божья воля". Тогда мама поняла. Уж раз батюшка так сказал: на все Божья воля, - значит, дело худо. Мать вернулась - бух на колени. Поклоны, слезы. Папка пришел, рядом встал и плачет. Давай с матерью вместе молиться. А я лежу в лежку. До того истощал, что понял - мне уже не жениться. Какой я жених - сам себя не таскаю. И понял я, что нет мне благословения на женитьбу. "Господи, оставь меня живым, - прошу, - маму жалко, как она плачет... Если я умру - не знаю, останется ли мамочка в живых".

Папочка с мамочкой поплакали, а все-таки надо и со скотиной управляться... Вернулись, покушали, помолились, спать легли. Тут я мамочке говорю: "Мам, дай пить". Ох как она обрадовалась. Поняла, что аппетит возвращается.

После этого я помаленьку стал кушать и поправляться. Потом папе и говорю: "Пап, запрягай лошадку, вези меня в церковь". Папа меня под руку, мать под вторую - из саней вытаскивают, в церковь ведут. А люди смотрят, шепчутся: "Миша приехал! Слава Богу!" А Мария стоит, нос повесила - не знает, куда определить себя. И Мария осталась одна, и я один. Вот так. Вот такая судьба... Потом, когда уже стал я снова служить, батюшка спросил меня: "Ну что, Миша, жениться будешь или как?" - "Нет, какое там! Какой я жених..."

Стал пономарем в Алейске. А потом рукоположили в дьякона, через два месяца - в священника. Стал иеромонахом Пименом. Два года прослужил - увидел во сне: нашу церковь ломать будут. И показано было, кто именно из нашего села будет храм ломать. И через два года пришло это время. Те самые люди, которых я во сне видел, которых хорошо знал, церковь - на замок, меня - за бороду (а борода-то еще была - три волосинки), в вагон - и на Колыму. Ну, как везли - известно. В телячьих вагонах. В чем захватили, в том и поехали. Хлебушка не дали с собой даже!

Привезли нас на Колыму, а там уже тысячи людей работают. Много накопилось "врагов советской власти". Мы - пополнение "врагам". Заставили меня рыбу чистить. Разговаривать запрещено было как на работе, так и за столом. И часовой стоит ночью, чтобы не было никакого разговора. Заговорил - бунтовщик.

Кормили нас одними вареными рыбьими головками. Полный таз этих головок принесут, кружка или две кипятка без варки, без сахара (сахар и не спрашивай!) - вот и все пропитание. Все обовшивели, грязные-прегрязные, уставшие. Жили в казармах. На нары из бревен веток накидают - вот и постель. Одежды никакой не давали. В чем приехали, в том и работали, одежда наша - и постель нам, и подушка. Мыла когда дадут по кусочку, когда не дадут. Зато кипятка сколько хочешь. Ну ладно, мы хоть этими головами наедались. Рыбу же солили и в бочках катили на пароход.

Работали только заключенные, а конвоиры были гражданские. Вооруженные. И плетки у них были. Работали буквально до смерти. Кто не может - расстреливали и забивали, как собак... И вот я насмелился, сказал как-то вслух: "Вот нас пасут, как скотинушку, и кормят, как скотинушку". А часовой хоть и у двери стоял (а я шестой был от края), услышал. "Кто это говорит?!" Подошел. За руку меня поймал, руки как клещи: "А ну-ка, бунтовщик! Выходи!" Вытащил на улицу, шапку снял с меня. С крыши капель - снег и дождь. Поставил под капель. Каплет мне прямо в темечко. Я стою. Чувствую - голова совсем замерзает. А часовой мне кричит: "Стой!" Хотел прикладом меня ударить, размахнулся. Думаю: будь что будет: Потом голова закружилась, закачался я, упал - не помню как. Когда очнулся, уже лежал на кровати в больнице. Голова как будто в огне горит и кажется огромной, как бочка. Температура страшная. Аппетит исчез. Долгое время даже слова сказать не мог - такая адская боль была. Потом узнал, что у меня менингит - страшная болезнь. В это время на Колыму привезли пополнение, и конвоирам, когда они направлялись обратно, велели: "Возьмите вон того мальчика, который все кричит: "Мама, мама!" Увезите его, он еще молодой..."

Продолжение следует

Протоиерей Валентин Бирюков. "На земле мы только учимся жить" Непридуманные рассказы - М.: Даниловский благовестник, 2006 г.

http://www.russned.ru/stats/944
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Валентин Бирюков
Протоиерей Валентин Бирюков: Нужна вера
Проповедь протоиерея Валентина Бирюкова, ветерана Великой Отечественной Войны и автора книги "На земле мы только учимся жить", произнесенная 9 мая 2015 года в Преображенском соборе г. Бердска.
14.05.2015
Все статьи Протоиерей Валентин Бирюков
Последние комментарии
Нотр-Дам перестала быть христианской церковью?
Новый комментарий от Александр Волков
30.12.2024 20:44
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
30.12.2024 20:37
Новый год встречает нас своею неопределённостью
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:57
Золотой клинок Империи и «сабля Мазепы»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
30.12.2024 19:51
Может ли еще Индия стать православною?
Новый комментарий от JG
30.12.2024 19:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
30.12.2024 19:23
Борьба с Антихристом и Его Антицерковью
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.12.2024 16:22