itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иван Роса о дискуссии по еп. Диомиду

Епископ Диомид 
0
165
Время на чтение 6 минут
Весь март на нашем портале живо обсуждались материалы о "послании епископа Диомида". И вот, один из наших авторов Иван Роса предложил поразмышлять над сложившейся ситуацией.

МОЛИТВА И РАССУЖДЕНИ, РАССУЖДЕНИЕ И МОЛИТВА
(о дискуссии по поводу "обращения епископа Диомида")

Когда ты стоишь и молишься, и сердце твое горит от любви ко Христу и трепещет от этого, и умиляется, ты видишь тогда, хоть немного чувствуешь, как может любить Бог свою Церковь, которая есть вся совокупность людей, объединенных верой во Христа и причастием Его Плоти и Крови. Вот тогда и "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3, 28), и, самое главное, нет разделения, этой ненавистной розни и пустых споров, этих ярлыков, отдаляющих и озлобляющих людей. И все равно тебе, в "московскую" ли церковь ходит человек или в зарубежную, новостильник он или старовер, ты же видишь его красоту, сияние его бессмертной души, ее невыразимое величие и ценность в очах Божиих, и понимаешь, в своей мере, слова Апостола, желающего даже быть отлученным от Христа за братьев своих, лишь бы они спаслись. И тогда те, которых ты видишь и так чувствуешь, чувствуют и тебя, и вы понимаете, что вы - не разное, вы едины, едино что-то очень глубокое, очень важное и драгоценное в вас, то, что ближе и роднее всего, и вы - одно, поскольку это родное и драгоценное - Христос, живущий в вас. И после этого невозможно спорить, невозможно поучать, невозможно даже помыслить что-либо дурное, а тем более сказать о ком-то, ведь это все равно, что сказать о Христе...

Рассуждение - великий дар. Но он, как и любой Божий дар, неразрывно связан с молитвой, с мирным духом, с любовью, без которой, как известно, все - ничто. Без молитвы рассуждение, в лучшем случае, всего лишь суждение, а часто и осуждение. И вот именно поэтому хочется попросить редактора сайта и вообще всех авторов и читателей, помнить об этом и по возможности избегать желания спровоцировать кого-либо на такие резкие высказывания, какие присутствуют на обсуждении. Ведь сам тон этой дискуссии задан таким названием, которое, наверное, не должно появляться, по крайней мере, в оглавлении, на страницах сайта, создаваемого и поддерживаемого православными людьми,- "Неправда епископа Диомида". Такие кричащие заголовки - удел желтой прессы, а не православного ресурса, направленного на общение и обмен мнениями людей, стремящихся жить в мире с Богом. Часто такая провокация (в чем, несомненно, большой мастер о.Андрей Кураев) приводит к желанию и навязыванию своей "правды", исканию все новых и изощренных аргументов в ее поддержку, а тогда услышать другого уже невозможно. Помню, на Афоне один из монахов мне как-то сказал по этому поводу, не без юмора, - "если ты приехал сюда свою правду искать, так это ты зря, это тебе не на Афон, это тебе в Гаагу надо..."

Конечно, обсуждения и дискуссии очень нужны. Есть много крайне болевых т.н. "вызовов времени" - проблем, стоящих как перед всей Церковью, так и каждым христианином, нуждающихся в осмыслении или переосмыслении. И каждый христианин не то что имеет право, а должен, если чувствует такую потребность, высказаться. Может, именно его мнение будет ценным вкладом в общее дело - понимание и правильное устроение жизни христианина в современном обществе. А к пониманию этого - молитва и рассуждение, рассуждение и молитва.

На размышления Ивана Росы отвечает редактор "Русской недели" Мирослав Бакулин.

ОБСУЖДЕНИЕ - ЭТО УЖЕ СОБОРНОСТЬ

Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем,
что Христос умер за нас,
когда мы были еще грешниками. (Рим.5,8)

Действительно, во Христе нет ни эллина, ни иудея, но они есть ВНЕ Христа. Кто из нас, многогрешных может в полной мере вместе с Апостолом сказать, что "и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2.20)? Молитва как раз и рождается от чувства моей отчужденности от источника жизни, отчужденности от другого человека, иногда отчужденности даже от истинных желаний моего сердца, потому что делаю то, чего не хочу. Поэтому ВНЕ Христа есть и эллин, и иудей, и русский с его проблемами. А у него, у русского проблем не просто много. Его история - это прекрасная, но катастрофическая история. И сегодня ему нужно делать выборы, которых не смогли сделать его родители, обрекшие страну на многие десятилетия духовного голода блудного сына. Сегодня мы возвращаемся в дом Отца, и нам нужно ВНОВЬ привыкать к правилам жизни здесь. Русский возвращается в храм, а как вести себя здесь, как жить здесь, пока не знает. Тем более, что и домов вдруг оказалось много. И зазывают бедного русского в истинную, катакомбную, автономную, автокефальную, независимую, подвальную и прочая, и прочая... А как же быть со своей Родной Матерью-Церковью Московского Патриархата, которую обливают сегодня ушатами помоев со всех сторон? Как относиться к столь долгожданному воссоединению с Церковью Зарубежною, которая комфортно отделилась, комфортно существовала на Западе, когда ЗДЕСЬ Церковь умывалась кровью своих новомученников и исповедников? И как быть с тем, что зарубежники до последнего времени обвиняли нас в сергианстве, сотрудничестве с ГБ, экуменизме и т.д.?

Именно поэтому провокация с текстом епископа Диомида стала информационной бомбой, которая была выгодна, конечно, именно врагам Церквей и их воссоединения. Разве все это происходит во Христе? Нет. Поэтому сама проблема заключается в том, что отсутствует не просто молитва и рассуждение, а СОБОРНОСТЬ этой молитвы и этого рассуждения.

Просто говоря, Зарубежная Церковь, оказавшись в инославном мире, стала на позиции охранительные, она сохраняла свою Традицию, свое культурное и церковное преемство, чтобы остаться Той, Кем она была изначала. Поэтому-то на этом охранительном принципе и строились ее обвинения к Церкви Московского Патриархата. Нас обвиняли в принятии чего-то "принципиально нового и чуждого древней традиции": сотрудничестве с властями и экуменизме.

Но если мы вспомним времена первых христиан, то увидим, что и они могли не идти проповедовать всему миру, они могли создать малую счастливую общину, в которой бы "в радости каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа" (Деян. 2,47). Но нет, они почему-то пошли проповедовать всюду, мученически исповедали Христа, неся христианскую закваску всему миру. На этом исповедническом несении веры в 20 веке и стояла наша Церковь в России. И когда безбожная власть канула в лету, миссионерский посыл несения веры остался важным и насущным. В соединении двух Церквей встретились эти два вектора - "охранительный" в Зарубежной и "миссионерский" в России. Но не нужно думать, что векторы эти - разнонаправлены. Сохранение Церковного предания, молитвенной традиции и несение слова Божия современному миру на понятном и доступном ему языке - имеют один корень - веру в Бога, который из любви к человеку Сам стал Человеком - Христом. И евхаристическое соединение Церквей - это как раз восполнение взаимных недостатков - изоляционизма "охранителей" и излишнего экуменизма "миссионеров".

Поэтому-то использование текста епископа Диомида как "послания к соборной пастве" и стало не просто провокацией, но именно неправдой, потому что не просто обострила проблемы, но вдруг представила их будто бы непреодолимыми.

Церковь совсем недавно перестала быть гонимой, мы совсем недавно начали ходить в храм, совсем мало прошло времени, чтобы родилась настоящая СОБОРНОСТЬ. Мы из года в год молимся в храме рядом с людьми, у которых не то что не были в гостях на святки, но даже часто и не знаем, как их зовут. О каком церковном соборном обсуждении проблем (а их невероятное множество, потому что приходящему в храм нужно менять не только внешнее, но и весь строй своей жизни) можно говорить?

Поэтому живое, пристрастное, честное обсуждение провокации с текстом владыки Диомида и есть полигон (да, весьма болезненный для многих) рождения истинной церковной СОБОРНОСТИ. И нет в этом духа желтой прессы и скандальности. В этом - сама жизнь, в этом - понимание, КТО рядом с тобой хотел бы стоять перед Христом, КТО хотел бы быть христианином.

Господь дает нам великий дар: воссоединение Церквей, в Господе все едины. И это единение, несомненно, поможет нам осознать все наши ошибки и заблуждения, если мы захотим обсуждать их трезво и нелицемерно.

И еще о молитве и рассуждении. Молитва - это всегда молитва двух или трех: "Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них" (Мат. 18, 20). Даже когда вы молитесь в одиночку в своей комнате, вместе с вами молится Ангел-Хранитель, вашей молитве внимает Христос, вы не одиноки, и это - самая малая соборность. Истинная же глубина молитвы там, где наш голос сплетается с сотнями других в пении Символа Веры. Так и с рассуждением. Один может только судить и осуждать, рассуждение возможно там, где есть друг - другой, не такой, как ты, но любящий тебя, когда ваши точки зрения отличаются хотя бы даже физическим местоположением. И если между вами рождается единомыслие, то действие, произведшее это единомыслие, мы и можем назвать рассуждением.

Итак, природа молитвы и рассуждения - единение в соборности. А соборности нам только предстоит учиться. И апостол Павел не хвалил спорящих, но понимал, что разномыслиям надлежит быть, дабы открылись искусные (1 Кор. 11, 17).

Церквам только надлежит соединиться, и мы, конечно, встретимся с разномыслием. Нам нужно учиться быть единомысленными, вот поэтому сегодня в таких тяжелых муках рождается настоящая соборность.

http://www.russned.ru/stats/938
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Роса
Все статьи Иван Роса
Епископ Диомид
Как правильно вести борьбу с «отступлением»?
Послесловие к гибели епископа Диомида
06.12.2021
Фейк-ньюс по-русски
Как телеграмм «Незыгарь» организует церковную провокацию
16.11.2020
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Эта провокация усилит позиции либералов и модернистов в Церкви и обществе
24.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40