"Вместо кадила у нас был ботинок". Воспоминания священников

Воспитание детей в вере - задача со многими неизвестными. Своими воспоминаниями с нами поделились священники, выросшие в глубоко церковных семьях

0
454
Время на чтение 5 минут

Прочти молитву под одеялом

Иерей Кирилл КАЛЕДА, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, сын протоиерея Глеба Каледы, внук новомученика о. Владимира Амбарцумова:

- Какого-то одного наставления, способного сохранить большую семью в Церкви, не существует. Это цепочка, состоящая из маленьких звеньев. Для меня звенья этой цепи - общая молитва и детские походы в церковь вместе с крестной, осознание того, что папа работает над книгой "Малая Церковь", и сохранение в семье памяти о дедушке Володе. Иногда мне казалось, что папа излишне ортодоксален: слишком строго следит за тем, с кем я дружу, во что играю; теперь мой жизненный опыт свидетельствует о том, что папа был прав, иначе и поступать нельзя. При всем существовании семейной дисциплины и уважении к старшим в моем детстве было многое, в чем отказывают своим детям многие современные прихожане. Нас водили в Третьяковскую картинную галерею и в консерваторию, мы ходили с папой на лыжах. Родителям удалось донести до нас, что жизнь - она и есть жизнь, со своими делами, привычными вещами, но в ней есть нечто главное - Церковь. Папа всегда говорил, что детей надо готовить к жизни. Мне запомнилось, как, отправляя меня в санаторий, он наставлял: "Надо оставаться христианином всегда. Конечно, ты не сможешь там открыто молиться на ночь. Но, ложась спать, прочти молитву под одеялом".

Должно быть согласие между родителями

Иерей Федор КРЕЧЕТОВ, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах, сын протоиерея Валериана Кречетова, духовника Московской епархии, настоятеля храма Покрова Божией Матери в селе Акулове, внук иерея Константина Апушкина:

- В нашей семье никакого принуждения идти в церковь не было. Для меня было даже что-то особенное в том, чтобы вставать рано утром (полседьмого, в семь) и с братьями, сестрами и мамой идти в храм. Успевали мы обычно к Евангелию. Часть службы, конечно, пропускали, мама переживала, но терпела. Дома мама готовила что-нибудь вкусное, праздничное, так что воскресный день запоминался. Помню, был только один случай, когда мы с братом хотели посмотреть фильм в кинотеатре, который шел единственный раз и именно утром, сразу после литургии, но так как ехать было далеко, то на службу мы не успевали. И тогда мама скрепя сердце сказала: ну ладно, раз уж вы так хотите, идите в кино. Ей было трудно отпустить нас, но я теперь думаю - это было правильное решение. Если бы она запретила, то запретный плод мог оказаться сладок. Интересно, что, когда я вернулся домой из кинотеатра, на душе у меня было неуютно. Я чувствовал пустоту, несмотря на исполнение желания.

Но были вопросы, когда мама проявляла бескомпромиссную твердость. Так, во время поста никаких поблажек нам, старшим детям, она не делала. Например, положено сегодня кашу без масла есть, значит, каша будет без масла. Маленьким можно поблажку, а старшим - нет. Надо сказать, что в школе нам, после разговора отца с директором, разрешили не ходить в столовую. Мама давала нам с собой яблоки, иногда бутерброды, и у нас не было соблазна нарушить пост.

В то же время на вечернюю службу мы в основном ходили только в каникулы. Да и то могли какую-то часть времени провести на улице. Но мама всегда нас звала во время чтения Евангелия и на помазание (она хорошо знала богослужение и те моменты, на которых детям обязательно нужно присутствовать). Если мы куда-то убежим - нам, конечно, делалось внушение, но никакого наказания и принуждения в стиле "стой рядом со мной" не было. Впервые полностью стоять на всенощной я начал где-то с пятнадцати лет.

Дома перед сном мы все обязательно собирались на краткое молитвенное правило. От "Царю Небесный" до "Отче наш", потом молитва Богородице, святым, за живых и усопших. Я не могу вспомнить момент, когда я, уже подростком, перешел от чтения кратких молитв к молитве по молитвослову, но это было естественно.

Детские Пасхальная и Рождественская службы, несмотря на то что мы временами засыпали на них (что не возбранялось), остались в памяти каким-то особенным переживанием.

Оглядываясь назад, я думаю, что наиболее правильным в воспитании у нас веры было мамино отношение, общая атмосфера в семье и согласие в этих вопросах между родителями. Веруя глубоко и искренне, мама не навязывала нам веру, но старалась приучать к ней мудро и с любовью. Может быть, потому, что и ее приучали к вере с детства, и для нее вера была естественным элементом жизни.

Из раннего детства мне запомнился такой случай. Однажды, когда мы возвращались домой после литургии, мама забыла в троллейбусе сумку с ключами. Бабушка была дома, поэтому мы смогли зайти в квартиру. Мама и брат побежали искать этот троллейбус. А я так разволновался, что всеми силами своей детской души стал молить Бога, чтобы сумка нашлась. Молился до тех пор, пока они не вернулись. Троллейбус доехал до конечной, развернулся и поехал в обратную сторону. Брат по внешнему виду передней кабины узнал "наш" троллейбус. Никем не тронутая, сумка лежала на передней сиденье, словно ждала свою хозяйку. Для меня это было первым чудом, я понял, что Бог слышит нас.

Вместо кадила у нас был ботинок

Протоиерей Николай СОКОЛОВ, декан миссионерского факультета ПСТГУ, настоятель храма cвт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Первый священнослужитель в роду отца Николая был рукоположен 300 лет назад и с тех пор преемственность не прерывалась:

- Я был первым ребенком, самым старшим в семье. Всего детей было пятеро: я, брат Серафим (будущий епископ Новосибирский и Бердский Сергий), брат Федор (ставший впоследствии протоиереем) и две сестры Екатерина и Любовь (они руководят церковными хорами). Мы ходили в храм Ильи Обыденного и в Богоявленский Елоховский собор. Хорошо помню, что никто меня в храме не одергивал и не делал замечаний, хотя я продолжал в храме жить своей детской жизнью и, возможно, мешал взрослым молиться. Очень важно не заставлять ребенка ходить в храм, не гнать его. Иначе потом он и вовсе не придет, когда повзрослеет! Господь призовет, когда это будет нужно, и никакого насилия со стороны родителей быть не должно. Мне "не идти сегодня в храм" не приходило в голову. Просто я знал, что "в воскресные дни и в праздники я буду в храме", так же как "в обед я буду кушать суп", а "летом поеду на дачу".

Церковная жизнь органично вписывалась в наш быт. Дома мы подражали церковным службам. Одевали на шею что-то наподобие епитрахили, на голову кастрюлю и махали ботинком на шнурке - как бы кадилом. Мы знали, что "в причастие" играть нельзя, а во все остальное играли. И родители не были против, наоборот, даже подсказывали, как и что лучше делать, а папа смастерил нам детское "кадило" из лампадки. Многим действиям, которые я сейчас произвожу как священник, я научился в детстве, вот в этих играх дома, а семинария только дополнила мое образование.

Обязательной в семье была общая молитва. Хотя "обязательной" она была условно, просто нам, детям, даже в голову не приходило, что можно проснуться и не читать правило. Раз уж открыл глаза утром или садишься за стол кушать - надо помолиться Богу. Наше детское правило обычно возглавляла мама или бабушка, так как папа рано уходил в храм. Мы читали молитвы "Отче наш", какую-нибудь одну молитву из утреннего (или вечернего правила), молитву Божией Матери, Ангелу Хранителю, а потом молились за близких. Так и говорили своими словами: "Помилуй, Господи, бабушку, маму, папу, братика Симу" - и так далее. Вспоминали друзей, родных, соседей, за кого хотели бы помолиться сегодня. Когда мы пошли в школу, к этому правилу добавилась молитва перед учением. Первые молитвы, которые я осознанно читал сам, были благодарственные молитвы после причастия. Лет в пятнадцать я постепенно начал понимать эти молитвы, а читать полное правило к причащению с канонами я стал только в студенческие годы.

Подготовили Ольга БЕЛЯЕВА, Екатерина СТЕПАНОВА, Алексей РЕУТСКИЙ

http://www.nsad.ru/index.php?issue=39§ion=9999&article=585
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Соколов
Все статьи Протоиерей Николай Соколов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
22.11.2024 22:03
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23