Хитрые сети

Ольга Сидловская 
0
03.03.2007 112
"Есть пороки, которые не меньше пьянства растлевают душу народную, заражают духовную атмосферу на Руси и иногда становятся прямо нетерпимыми. Таков порок сквернословия и "черного слова", - писал в 1915 году известный пастырь Русской Православной Церкви архиепископ Никон (Рождественский). - На улицах совершенно безнаказанно звучит скверно-матерное слово. Даже пословицы есть: "Ругается, как ломовой, как извозчик, как сапожник".

Изменилось ли с тех пор что-либо в нашей жизни? Увы, состояние, возможно, еще более усугубилось. Сегодня матерное слово проникло не только в постмодернистские тексты и политические романы, на экраны телевизоров и кино, но даже в детскую литературу. По крайней мере, у нас в Карелии.


Впрочем, еще в начале прошлого века архиепископ Никон обращал внимание своих читателей на то, что "Порок этот - как ни странно это сказать - довольно распространен и среди наших интеллигентов. Если не скверно-матерное, то "черное" слово получает даже право гражданства в самой печати...

С горечью писал Владыка о том, что "присущее очень многим сквернословие, особенно развито среди военных. Многие нижние чины, учителя новобранцев и ополченцев, унтер-офицеры и фельдфебели, на всяком слове сквернословят, как будто не могут обойтись без крепких слов. И даже пред глазами смерти не могут расстаться с пагубною привычкою. Уж не за то ли нас Господь наказывает на войне и не дает успеха, что весь воздух заражен сквернословием, как бы удушливым газом, и помощь Божия и благословение отгоняется таким, почти общим, грехом наших воинов? И не есть ли сквернословие измена русских людей православной вере и учению христианскому?"

Ну, чем не наши дни! Грязно ругаясь сами, взрослые заражают этим пороком и своих детей, калечат их юные души, пробуждают в них греховные страсти. Разве дети будут слушаться и уважать таких родителей! Не удивительно, что сегодня ругань из детских уст все чаще слышится на улице, в школе и дома. А затем с этой скверной привычкой языка молодежь приходит в армию. Вспоминая свою солдатскую службу, один молодой прихожанин петрозаводского храма рассказывал, как был поражен обыденному армейскому языку - "сплошные маты и ругань" и обещанию сослуживцев, что, в скором времени, и он привыкнет пить, курить и сквернословить. Не привык и не научился, однако! О том же писал на страницах "Сретения" и петрозаводский священник Леонид Леонтюк, побывавший на подводной лодке, - о пристрастии моряков и офицеров к матерному слову.

В тяжелые военные годы, перед революционной грозой Владыка Никон призывал русских людей, и в частности воинов, "оставить пагубную привычку, оскорбляющую Господа и отвращающую милость Его от нас". "Порок сквернословия, - писал он, - сквернит, и душу, и тело, отгоняет Ангела хранителя от человека, отнимает покров Матери Божией".

"Но уже и то хорошо, - увещевает Владыка, - если человек будет почаще упрекать себя за привычный порок: сознание во грехе - уже начало его исправления. Совесть верующего воина, ввиду постоянной опасности смерти, бывает особенно чутка. Офицеры должны бы прийти на помощь пастырям в борьбе с этим пороком. К сожалению, и сами они, многие из них, сквернословия за грех не считают. Надо помнить религиозную природу русской души: она не может жить без мистики, она черпает силы в мистических, религиозных настроениях, в молитве, в покаянии, в чистой совести. Она, слава Богу, чутка к требованиям совести. Она верует, что Бог помогает тем, кто помнит заповеди Божий, лишает благодатной помощи тех, кто оскорбляет Его грехом. Она смиренна по духу нашей матери-Церкви".

Пишет о распространении порока сквернословия в наши дни и архимандрит Рафаил (Карелин). Брань "загрязняет наши улицы и дома, так, как будто пробилась система канализации, и ее содержание льется под наши ноги. "Сквернословие, - говорит он, - это попытка низших душ уравнять себя с теми, которые выше их, а, с другой стороны, убить в себе собственное духовное достоинство, которое заключается в умении уважать другого человека". "Надо отметить, - продолжает отец Рафаил, - что сквернословие пытается унизить самое святое для человека, оплевать, втоптать в грязь, поэтому в скверной брани часто упоминается имя Бога, а еще чаще имя матери, которое дорого для каждого человека, кроме законченных подонков...Есть вид психического заболевания, когда человек мажет свое лицо собственными нечистотами и пожирает их. Таким видом сумасшествия, например, страдал известный писатель Ги де Мопассан, который от литературной грязи перешел к фекалофагии. Сквернословие чем-то напоминает это психическое заболевание. Человек освобождается от чувства стыда и видит в этом также свободу... Сквернослов, в сущности, обнажается перед всеми, как будто говорит: "Посмотрите, какой я герой, во мне не осталось даже капли стыда".

"В мистическом смысле сквернословие, - пишет архимандрит Рафаил, - это вид призывания темной силы. Человек, выругавшись всеми нецензурными словами, чувствует на какое-то время прилив энергии. Это и есть приближение к душе человека демонов. Через некоторое время у него появляется потребность опять посредством сквернословия включить себя в какую-то электрическую сеть. Даже когда нет поблизости людей, которых можно оскорбить, он произносит вслух самому себе скверную брань, не соображая, что это - формула призывания адской силы".

"Удушением своей собственной совести" называет порок сквернословия архимандрит Рафаил. Он напоминает о том, что слово - великий дар Божий человеку, словом человек отличается от других земных существ, которые могут общаться друг с другом только сигналами и знаками. Сам Христос назван Божественным Словом - Логосом..." и призывает не отдавать человеческое слово демону.

http://eparhia.onego.ru/mat.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ольга Сидловская
Все статьи Ольга Сидловская
Последние комментарии
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15
Догматическое единство и раскол Церкви
Новый комментарий от р.Б.Алексий
22.01.2022 21:30
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Сант
22.01.2022 21:28
«Они понимают только язык закона и силы»
Новый комментарий от prot
22.01.2022 18:28