itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Потерянное наследство

0
303
Время на чтение 5 минут
Любой человек, если бы хоть раз проехал мимо живописной деревни Вехручей в бывшей Вепсской волости Карелии, удивился бы развалинам храма, чьи крепкие каменные стены хранят следы былой красоты - первоначальный белый цвет с изящной темной окантовкой поверху.

Бывшая церковь Рождества Христова в ВехручееБросая беглый взгляд из окна своей машины на старый храм, современный человек даже представить себе не может, что построили эту красивую каменную церковь жители небольшой деревеньки на свои собственные деньги, полученные от продажи леса. Да такой большой храм возвели, какой в наши дни, к сожалению, и в крупном городе нелегко построить. Но самое удивительное то, что церковь в самом центре вепсской деревни у широкой дороги, соединявшей губернский город Петрозаводск и село Вознесенье, строилась накануне первой мировой войны и была освящена в 1914 году.

Ревностное желание прихожан Брусенского прихода построить большую каменную церковь в деревне Вехручей особо отметил олонецкий епископ Никанор (Надежин), когда 16 ноября 1913 года освящал каменный храм в соседнем селе Бережное Шелтозеро. Впрочем, по современным понятиям деревенские жители храм могли бы и не строить. На небольшом острове Брусно стояла их главная приходская церковь во имя свт. Николая Чудотворца, а в самой деревне - возведенный в 1861 году небольшой деревянный храм во имя святого апостола Фомы. Но уж слишком неудобно было священникам и прихожанам, жившим на берегу Онежского озера, добираться до Никольского храма через пролив. А в те, как известно, времена почти вся деревня собиралась в сельской церкви на воскресную службу. С любовью служили крестьяне Богу, несмотря на то, что в кипящих новыми прогрессивными идеями городах передовая интеллигенция старательно сеяла в народе плевелы неверия. А в годы революции все те же "друзья народа" ринулись в крестьянскую среду, чтобы порушить все, что создавалось самоотверженным народным трудом во славу Божию.

Новую большую крестообразную в плане церковь построили у дороги рядом с деревянным храмом и расположили церковное здание так, что оно стала главной архитектурной доминантой деревни Вехручей. Но важнее всего для прихожан было то, что освященная в честь великого православного праздника - Рождества Христова, церковь входила в Брусинский приход, образованный на месте древнего мужского Николаевского Брусинского монастыря, который был основан в XVI веке иеромонахом Вениамином. К этому же приходу относились еще и две деревянные часовни, построенные местными жителями в 1853 году "по обету вследствие холеры", - свт. Модеста, Патриарха Иерусалимского, при деревне Вехручей-Ростани и Введения во храм Пресвятой Богородицы при деревне Вехручей-Печийручей. Вот такими богатыми на православные храмы и часовни были когда-то захиревшие ныне вепсские села.

В 1990-х годах в старинном доме, расположенном в Вехручье напротив разграбленного храма у автодороги, жила старушка, отец которой в начале века работал на строительстве храма десятником, по-современному - прорабом. Ни имя, ни отчество этой женщины, встреченной нами случайно, к сожалению, в памяти не осталось. Помнится только, что уже тогда ей было лет за восемьдесят. Строительство каменной церкви она хорошо помнила и рассказывала об этом с большой теплотой. Эта прекрасная церковь, ныне лежащая в руинах, озаряла самые дорогие для нее воспоминания о детстве и юности.

В просторном двухэтажном деревянном доме было уютно и чисто. Старушка завела нас в небольшую комнатку с окном во двор, где была ее спаленка с иконами на стене. На столике у кровати лежали старые книги - Библия, молитвослов, видимо, изданные еще до революции. Откуда-то из глубины повидавшего виды шкафа она достала еще одну книгу. Это был старый художественный альбом, его пожелтевшие листы местами уже выпали. Женщина осторожно открыла книгу, и на ее цветных иллюстрациях мы с удивлением увидели знакомые настенные росписи Владимирского собора в Киеве. Альбом был издан в 1910-х годах - в то же самое время, когда строился храм в Вехручье.

Оказалось, что строители церкви в Карелии ориентировались на далекий киевский храм. Северные крестьяне настолько ценили высокое мастерство южных - киевских - иконописцев, что иконы храмового иконостаса для их сельской церкви были написаны по образцам росписей Владимирского собора. Чтобы сегодня увидеть эти святые лики, перед которыми вехручейцы молились накануне страшного революционного пожара, надо побывать в Екатерининской церкви. Именно в этот небольшой деревянный кладбищенский храм Петрозаводска были перенесены из разоренной церкви чудом уцелевшие храмовый иконостас и иконы.

По данным петрозаводского историка Юлии Кожевниковой, храм в деревне Вехручей Шелтозерского района закрыли в 1931 году. В Национальном Архиве республики Карелия в фонде уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров КФССР сохранилась секретная переписка, связанная с закрытием церквей на территории Карелии. В одном из дел содержится краткая информация о том, что в 1946 году на имя ленинградского митрополита Григория (Чукова), управлявшего в то время Олонецкой епархией, а также на имя председателя Совета по делам церкви товарища Филимонова поступило заявление от верующих деревни Вехручей с просьбой разрешить им снова молиться в церкви, построенной их отцами. Но храм открыть не разрешили. Очевидно, по той причине, что ближайшая действующая церковь - во имя святого апостола Матфея - находилась всего в нескольких километрах от деревни Вехручей - в селе Бережное Шелтозеро. К тому же, в подобных случаях от православной общины требовалось проведение капитального ремонта храма на собственные средства, которых верующие, естественно, не имели.

"Можно предположить, - пишет далее исследовательница, - что закрытый храм Рождества Христова какое-то время использовался в "хозяйственных" или "культурных" целях, как и большинство других церквей Карелии, а затем долгие годы он стоял опустевший и заброшенный. Вехручейская церковь не была включена ни в один из списков памятников архитектуры КАССР. Вплоть до начала 1990-х годов она так и не попала в поле зрения ученых. Лишь в 1993 году во время инвентаризации различных сооружений Прионежского района полуразрушенный храм обследовали петрозаводские специалисты по храмовой архитектуре. На тот момент утраченными оказались главный купол на самой церкви и покрытие с главкой на колокольне.

Ныне церковь Рождества Христова поставлена на учет в научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры. Ее историко-архитектурная ценность определяется "важной композиционной ролью в планировке и застройке поселения Вехручей, выразительностью пластических и силуэтных характеристик объема". В свои лучшие времена Рождественский храм являлся великолепным примером каменного храмового строительства в Карелии, стилистически близкого к русско-византийскому направлению отечественной архитектуры XIX века".

Люди строили храмы, чтобы Церковь строила их души, а, отказавшись от веры, разорили не только прекрасные церковные здания, возведенные с любовью к Богу их трудолюбивыми предками, но и свою жизнь. Поруганные святыни, разоренные храмы - это, по замечанию русского философа В. В. Розанова, "как пощечина матери". Но кто сегодня обращает внимание на придорожные руины храма в Вехручье? Постояли, поохали и поехали дальше по своим делам. Не заботятся о своем богатом наследии и нынешние культурные общества Карелии - ни вепсы, ни карелы, ни русские. Из-за такого равнодушия в селе уже сгорел старинный деревянный храм во имя св. апостола Фомы, стоявший рядом с каменной церковью. Исчезнут и ее руины, если землю, на которой пока еще стоит православный храм, приобретет какой-нибудь заезжий предприниматель под очередной буддистский ашрам, такой же, какой уже успешно строят на одном из островов Ладоги - недалеко от святыни православного мира - Валаамского монастыря. Для общества, верящего только в то, что миром правят деньги, а не Промысел Божий, это вполне реальная перспектива. И она не дает нам повода для оптимизма и веры в будущее.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Сидловская
Все статьи Ольга Сидловская
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Сергей
28.03.2024 08:32
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:21