Бросая беглый взгляд из окна своей машины на старый храм, современный человек даже представить себе не может, что построили эту красивую каменную церковь жители небольшой деревеньки на свои собственные деньги, полученные от продажи леса. Да такой большой храм возвели, какой в наши дни, к сожалению, и в крупном городе нелегко построить. Но самое удивительное то, что церковь в самом центре вепсской деревни у широкой дороги, соединявшей губернский город Петрозаводск и село Вознесенье, строилась накануне первой мировой войны и была освящена в 1914 году.
Ревностное желание прихожан Брусенского прихода построить большую каменную церковь в деревне Вехручей особо отметил олонецкий епископ Никанор (Надежин), когда 16 ноября 1913 года освящал каменный храм в соседнем селе Бережное Шелтозеро. Впрочем, по современным понятиям деревенские жители храм могли бы и не строить. На небольшом острове Брусно стояла их главная приходская церковь во имя свт. Николая Чудотворца, а в самой деревне - возведенный в 1861 году небольшой деревянный храм во имя святого апостола Фомы. Но уж слишком неудобно было священникам и прихожанам, жившим на берегу Онежского озера, добираться до Никольского храма через пролив. А в те, как известно, времена почти вся деревня собиралась в сельской церкви на воскресную службу. С любовью служили крестьяне Богу, несмотря на то, что в кипящих новыми прогрессивными идеями городах передовая интеллигенция старательно сеяла в народе плевелы неверия. А в годы революции все те же "друзья народа" ринулись в крестьянскую среду, чтобы порушить все, что создавалось самоотверженным народным трудом во славу Божию.
Новую большую крестообразную в плане церковь построили у дороги рядом с деревянным храмом и расположили церковное здание так, что оно стала главной архитектурной доминантой деревни Вехручей. Но важнее всего для прихожан было то, что освященная в честь великого православного праздника - Рождества Христова, церковь входила в Брусинский приход, образованный на месте древнего мужского Николаевского Брусинского монастыря, который был основан в XVI веке иеромонахом Вениамином. К этому же приходу относились еще и две деревянные часовни, построенные местными жителями в 1853 году "по обету вследствие холеры", - свт. Модеста, Патриарха Иерусалимского, при деревне Вехручей-Ростани и Введения во храм Пресвятой Богородицы при деревне Вехручей-Печийручей. Вот такими богатыми на православные храмы и часовни были когда-то захиревшие ныне вепсские села.
В 1990-х годах в старинном доме, расположенном в Вехручье напротив разграбленного храма у автодороги, жила старушка, отец которой в начале века работал на строительстве храма десятником, по-современному - прорабом. Ни имя, ни отчество этой женщины, встреченной нами случайно, к сожалению, в памяти не осталось. Помнится только, что уже тогда ей было лет за восемьдесят. Строительство каменной церкви она хорошо помнила и рассказывала об этом с большой теплотой. Эта прекрасная церковь, ныне лежащая в руинах, озаряла самые дорогие для нее воспоминания о детстве и юности.
В просторном двухэтажном деревянном доме было уютно и чисто. Старушка завела нас в небольшую комнатку с окном во двор, где была ее спаленка с иконами на стене. На столике у кровати лежали старые книги - Библия, молитвослов, видимо, изданные еще до революции. Откуда-то из глубины повидавшего виды шкафа она достала еще одну книгу. Это был старый художественный альбом, его пожелтевшие листы местами уже выпали. Женщина осторожно открыла книгу, и на ее цветных иллюстрациях мы с удивлением увидели знакомые настенные росписи Владимирского собора в Киеве. Альбом был издан в 1910-х годах - в то же самое время, когда строился храм в Вехручье.
Оказалось, что строители церкви в Карелии ориентировались на далекий киевский храм. Северные крестьяне настолько ценили высокое мастерство южных - киевских - иконописцев, что иконы храмового иконостаса для их сельской церкви были написаны по образцам росписей Владимирского собора. Чтобы сегодня увидеть эти святые лики, перед которыми вехручейцы молились накануне страшного революционного пожара, надо побывать в Екатерининской церкви. Именно в этот небольшой деревянный кладбищенский храм Петрозаводска были перенесены из разоренной церкви чудом уцелевшие храмовый иконостас и иконы.
По данным петрозаводского историка Юлии Кожевниковой, храм в деревне Вехручей Шелтозерского района закрыли в 1931 году. В Национальном Архиве республики Карелия в фонде уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров КФССР сохранилась секретная переписка, связанная с закрытием церквей на территории Карелии. В одном из дел содержится краткая информация о том, что в 1946 году на имя ленинградского митрополита Григория (Чукова), управлявшего в то время Олонецкой епархией, а также на имя председателя Совета по делам церкви товарища Филимонова поступило заявление от верующих деревни Вехручей с просьбой разрешить им снова молиться в церкви, построенной их отцами. Но храм открыть не разрешили. Очевидно, по той причине, что ближайшая действующая церковь - во имя святого апостола Матфея - находилась всего в нескольких километрах от деревни Вехручей - в селе Бережное Шелтозеро. К тому же, в подобных случаях от православной общины требовалось проведение капитального ремонта храма на собственные средства, которых верующие, естественно, не имели.
"Можно предположить, - пишет далее исследовательница, - что закрытый храм Рождества Христова какое-то время использовался в "хозяйственных" или "культурных" целях, как и большинство других церквей Карелии, а затем долгие годы он стоял опустевший и заброшенный. Вехручейская церковь не была включена ни в один из списков памятников архитектуры КАССР. Вплоть до начала 1990-х годов она так и не попала в поле зрения ученых. Лишь в 1993 году во время инвентаризации различных сооружений Прионежского района полуразрушенный храм обследовали петрозаводские специалисты по храмовой архитектуре. На тот момент утраченными оказались главный купол на самой церкви и покрытие с главкой на колокольне.
Ныне церковь Рождества Христова поставлена на учет в научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры. Ее историко-архитектурная ценность определяется "важной композиционной ролью в планировке и застройке поселения Вехручей, выразительностью пластических и силуэтных характеристик объема". В свои лучшие времена Рождественский храм являлся великолепным примером каменного храмового строительства в Карелии, стилистически близкого к русско-византийскому направлению отечественной архитектуры XIX века".
Люди строили храмы, чтобы Церковь строила их души, а, отказавшись от веры, разорили не только прекрасные церковные здания, возведенные с любовью к Богу их трудолюбивыми предками, но и свою жизнь. Поруганные святыни, разоренные храмы - это, по замечанию русского философа В. В. Розанова, "как пощечина матери". Но кто сегодня обращает внимание на придорожные руины храма в Вехручье? Постояли, поохали и поехали дальше по своим делам. Не заботятся о своем богатом наследии и нынешние культурные общества Карелии - ни вепсы, ни карелы, ни русские. Из-за такого равнодушия в селе уже сгорел старинный деревянный храм во имя св. апостола Фомы, стоявший рядом с каменной церковью. Исчезнут и ее руины, если землю, на которой пока еще стоит православный храм, приобретет какой-нибудь заезжий предприниматель под очередной буддистский ашрам, такой же, какой уже успешно строят на одном из островов Ладоги - недалеко от святыни православного мира - Валаамского монастыря. Для общества, верящего только в то, что миром правят деньги, а не Промысел Божий, это вполне реальная перспектива. И она не дает нам повода для оптимизма и веры в будущее.