Отобраны два лучших проекта, среди которых безусловного победителя, однако, не оказалось. Проекту петербургского архитектора Александра Пертякова присуждено всего лишь второе место. Главными достоинствами победившего проекта для взыскательной конкурсной комиссии стали, прежде всего, "оптимальное решение транспортной схемы площади" и "инвестиционная привлекательность ее подземного пространства". Иными словами, на исторической площади Петрозаводска, столетиями называвшейся Соборной, являвшейся сердцем города и его духовным центром, запланировано разместить банальное торжище, в переводе на современный рыночный язык, - торгово-общественный центр с подземной автостоянкой.
В связи с этим хотелось бы напомнить усердным проектантам о том, что история центральной площади Петрозаводска начинается не с товарища Кирова, памятник которого возвышается на площади с 30-х годов прошлого столетия, а со славных времен Императора Петра Великого - основателя города. Добавим к этому, что исторический облик площади формировался постепенно, начиная с XVIII века, и связан с великими событиями в нашей родной истории и со знаменитыми именами.
В 1763 года, как известно, вышел знаменитый указ Екатерины II о специальных планах по каждой русской губернии, продолжавших градостроительную политику Петра I. Составлялись они специальной государственной комиссией, состоявшей из опытных архитекторов и геодезистов. В результате более чем 30-летней работы Комиссии новые, регулярные планы получили сотни губернских и уездных городов, в том числе и Петрозаводск.
"План Губернскому городу Петрозаводску", разработанный известным русским архитектором и градостроителем Иваном Лемом, был конфирмован Екатериной II в 1785 году. Его материальное воплощение курировал сам генерал-губернатор Олонецкой губернии Т. Тутолмин. На этом плане впервые были определены прямоугольные контуры второй главной площади города - Соборной, сохранившиеся поныне.
Застраивалась площадь с XVIII по XIX столетие. Третий храм на ней - Святодуховский кафедральный собор был возведен в 1872 году. Здесь же располагались еще два собора города - более древние Петропавловский и Воскресенский. По мнению петрозаводских архитекторов, эти старинные церкви украшали городскую панораму со всех сторон, "служили местными акцентами и являлись главными силуэтообразующими элементами города". С их утратой (все три собора города были уничтожены в богоборческие годы) силуэтные характеристики Петрозаводска, как пишут специалисты, ухудшились, несмотря на то, что с восточной стороны площадь замкнуло колоритное здание Музыкального и Русского драматического театров, сооруженное в 1953- 1955 годах.
Отметим, что потери Петрозаводска, как русского города, невосполнимы. Однако центральной площади города удалось сохранить свою уникальность, благодаря архитектурному ансамблю конца XVIII - XIX века - зданиям бывших мужской (1789) и женской (1858) гимназий (ныне в них располагаются музей ИЗО и ансамбль "Кантеле"), приходского училища ?2 (конец XIX века, ныне - городской Дом культуры). Но и эти черты национального своеобразия Петрозаводска могут быть безжалостно задавлены рыночной стихией. Поэтому столь важно публичное обсуждение выдвинутых на конкурс проектов.
Православный петрозаводчанин Иван Константинов, в частности, предупреждает, что строительство подземной автостоянки на площади Кирова может повторить история со строительством гостиницы "Маски". Гостиничное здание было запроектировано фактически вплотную к фундаментам самой древней в Петрозаводске деревянной церкви - Петропавловской, сгоревшей в 1924 году. Сначала построили гостиницу, а затем рядом стали возводить гаражи - на этот раз уже прямо на фундаментах старинной церкви Петровской эпохи, что оскорбляет чувства православных верующих. Подобное святотатство готовится и сейчас.
При обнаружении в августе 2006 года у Русского драматического и Музыкального театра фундаментов разрушенной часовни Св. Фаддея Петрозаводского доломать их не удалось. Горячее желание строителей не оставить и следа от православной святыни остановили более 25-ти обращений православной общественности в городскую прокуратуру. А затем, именно в день памяти блаженного Фаддея Петрозаводского, 3 сентября, началось трагическое противостояние в Кондопоге...
"Хотелось, чтобы эта история хоть чему-то нас научила", - говорит Иван Константинов. Он напоминает, что Святодуховский собор был построен в двух уровнях: нижний храм был зимний, а верхний - летний. После того как для отопления верхнего храма внизу поставили калориферы, нижнюю церковь упразднили. Остатки этого храма до сих пор сокрыты в земле, что необходимо учитывать в разрабатываемых проектах переустройства площади в первую очередь. Реорганизаторам городского пространства надо помнить о том, что на святых местах, где раньше стояли алтари, языческие капища не строят. Это грозит духовной катастрофой.