Общество, школа, семья: традиции и современность

Новости Москвы 
0
148
Время на чтение 8 минут
Обращаясь к соотношению традиций и современности в жизни нынешней России, мы взглянем на то, как это проявляется в обществе в целом, в школе, и в семье.

Почти в течение тысячелетия жизнь Российского народа была проникнута традициями Православия, ценности которого определяли и деятельность государства, и социальные отношения, и жизнь семьи, и поступки каждого человека в отдельности. Однако, власть, господствовавшая в нашей стране практически на протяжении всего ХХ века, начала свое правление с гонений на веру и ревностного разрушения религиозных традиций. Потом правители поняли, что общество не может в своей жизни обойтись без традиционных устоев как важнейшей опоры своей жизнедеятельности. Известны попытки искусственного формирования советских традиций, которые по большей части не привились. В результате сегодня мы наблюдаем разрыв связей между поколениями, ценностный кризис и крушение идеалов. Место веры часто занимает духовное безразличие, любовь и жертвенность подавляются своекорыстием.

В то же время нельзя сказать, что современное общество является совершенно бестрадиционным, поскольку никакая культура не в состоянии существовать, если не располагает традиционным компонентом. Однако, если в стабильных обществах прошлого традиция выступала в качестве скрепляющего, если хотите консервативного, гармонизирующего фактора, противостоящего хаотическому началу в культуре, то в наши дни она скорее рассматривается многими как своего рода архаичный, почти маргинальный фактор. Между тем традиция - это не музейное богатство, а жизненная сила, пронизывающая современность и помогающая пролагать путь к будущему.

Уже примерно полтора десятилетия прошло с тех пор, как наша Церковь имеет возможность свободно возрождать свое служение во всем его многообразии. Именуемая столпом и утверждением истины (см.: Тим. 3:15), она является хранительницей высших вечных истин веры, а также определенного религиозно-культурного уклада жизни.

Какой же отклик находит наше служение в сердцах современных людей и что нам следует сделать, чтобы быть лучше услышанными?

Анализируя нынешние общественные условия бытия Церкви, должно со всей откровенностью признать, что разрушавшиеся на протяжении жизни нескольких поколений религиозные традиции в значительной степени сломаны. Этот факт вызывает у тех, кто ревнует о духовно-нравственном возрождении России, разную реакцию. Кто-то пытается усердно возрождать и пропагандировать православные обычаи в форме, характерной для минувших веков, вызывая нарекания в этнографичности. Кто-то считает, что всякие усилия изменить жизнь общества бесполезны, и замыкается в узком кругу. Мы видим такие примеры в жизни.

Но есть и еще один путь - воспитателя, который не предлагает своему ученику такие знания, которые тот не в состоянии освоить, но идет к своей цели постепенно и терпеливо, не торопя события. Такое положение можно уподобить тому, как по повелению Господню пророк Моисей сорок лет водил избранный народ по пустыне в ожидании того, что люди избавятся от рабской психологии, приобретенной в египетской неволе, и будут готовы вступить в Землю обетованную свободными, в мире с Богом и своей совестью.

Мы являемся свидетелями того, как духовное сеяние сегодняшнего дня не падает на каменистую почву, но приносит плоды (см.: Лк. гл. 8).

От веков древних традиции сохранялись в семье, человеческом союзе, зиждущемся на любви. Согласно христианскому вероучению, семья есть организм, созидаемый по образу Церкви, имеющей главою Христа. Святой апостол Павел говорит, что "почитать свою семью и воздавать должное родителям... угодно Богу" (1 Тим. 5:4). Ныне же наблюдается прискорбная деградация этого важнейшего общественного института. Во многих случаях семья оказывается закрытой для внешнего воздействия, а люди, страдающие от горя, остаются беспомощными в сложившихся обстоятельствах. В отношениях между родителями и детьми имеется отчуждение. Катастрофически растет число разводов. Для многих создание семьи вообще кажется необязательным. Страдают дети, воспитанием которых не хотят заниматься, предоставляя их бездушному воздействию компьютера и телевизора. Деградировала культура общения между людьми.

Многие тяжело страдают от одиночества, и в то же время испытывают трудности при обращении за помощью к Церкви: для одних это неприемлемо как следствие советского жизненного опыта; для других - пока непривычно. Таковые не должны быть нами отвергнуты оттого, что не имеют достаточных духовных сил и знаний о вере. Именно о снисходительности Божией к внутренней жизни каждого человека прообразовательно говорит премудрый Соломон, описывая ниспослание манны небесной: "свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого" (Прем. 16:21). Церковь поэтапно, разными путями вводит людей в свою сокровищницу, постепенно раскрывая жизненность и силу веры и благочестия.

Наша задача состоит в том, чтобы соединить поколения и скрепить разобщенный социум, помочь детям и родителям обрести счастье и единство в семье, гражданам дать осознать смысл соборного труда на благо любимого Отечества, всем людям помочь понять, что главный источник жизни - в Боге. В этой связи предстоят те труды, о которых говорил Ангел, провозвещая Захарии миссию Иоанна Крестителя: "возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1:17).

Уверен, что связующим звеном между обществом и семьей, причем звеном действенным, призвана быть школа.

На протяжении многих веков школа на Руси не только распространяла знания, но и была учительницей основ Православия. С течением времени стремление к накоплению информации стало вытеснять из школы воспитательные функции, что к сегодняшнему дню достигло поистине удручающих масштабов. Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (+ 1937), отмечал в свое время, что "развитие добрых качеств сердца и правильное развитие воли не только не менее, но даже более важно, чем развитие ума". Именно в школе возможно взращивание человека, возведение его на более высокую ступень внутренней жизни.

Все большую роль в развитии сферы образования играет и наша Церковь, располагающая для этого постоянно возрастающими ресурсами. Ведь на сегодня в Русской Православной Церкви более 27 тысяч приходов. И практически при каждой церкви имеется воскресная школа. Хочу рассказать о Подмосковье, где в Московской епархии более одной тысячи приходов. У нас некоторые воскресные школы насчитывают по нескольку сотен учеников, а где-то в отдаленном селе батюшка ведет занятия всего лишь для нескольких детей. Современная православная педагогика, ориентируясь на преподавание необходимых знаний о вере, стремится быть более жизненной, обучая детей, и так обремененных огромным объемом информации, через самые разнообразные формы деятельности: паломничества, разного рода кружки, развивающие творческое начало личности и т.д. Особое внимание уделяется изучению православных традиций. Издаются программы, учебные пособия, различные материалы в помощь учителю. В целом делается большое общее дело духовного просвещения и катехизации.

В 2001 году Московская епархия заключила договор о сотрудничестве с Министерством образования Московской области. Создан Координационный совет по взаимодействию. Были отобраны программы, по которым проводятся уроки факультатива "Основы Православной культуры". Наладился процесс подготовки светских преподавателей в нескольких вузах Московской области. В результате на сегодня этот предмет преподается в 85% средних учебных заведений, а также в ряде вузов и колледжей Подмосковья. Должен отметить, что вся эта работа получает положительный отклик в обществе.

Важно сказать еще об одном экспериментальном начинании. В прошлом году был издан учебник профессора Людмилы Леонидовны Шевченко "Духовное краеведение Подмосковья", который проходит апробацию в ряде школ региона. Предполагается использовать его при обучении истории родного края в рамках регионального компонента. Мне представляется, что эта книга может быть использована в любом регионе России, надо только описание подмосковных святынь заменить на описание тех духовных сокровищ, которые имеются в каждой епархии, в каждой области. Зато духовно-воспитательная часть учебника имеет универсальное значение. Считаю, что своевременно нашей Церкви подготовить подобные учебники для всех возрастных групп.

Церковь сегодня должна заботиться о просвещении и взрослых. Дети порой оказываются более воцерковленными и информированными, чем их родители. А ведь ребенок значительную часть времени находится в семье, и нам необходимо помочь достижению духовного единства между отцами и детьми. Для этого в Подмосковье при многих храмах создаются школы и лектории для взрослых. На общеепархиальном уровне мы ежегодно участвуем в проводимом Министерством образования Правительства Московской области в нескольких городах весеннем родительском собрании, которое уже превратилось в традиционный Пасхальный фестиваль.

К представителям всех поколений обращено и широкое празднование в России Дней славянской письменности и культуры. В этом году общероссийским центром торжеств станет древняя подмосковная Коломна. Программа предполагает участие и детей, и взрослых. Обращение к духовному наследию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, к достоянию отечественной традиции имеет огромное воспитательное значение.

Особую роль в нашей образовательной деятельности, в том числе и в ее воспитательном аспекте, имеют Рождественские чтения. Первоначально этот форум проводился только в Москве как международный, однако с течением времени инициатива была подхвачена и на местах, во многих епархиях. Например, в Московской епархии уже в четвертый раз прошли Подмосковные образовательные Рождественские чтения, организованные при непосредственном участии Министерства образования Московской области. Надо заметить, что на уровне многих благочиннических округов такие встречи проходили и ранее. В нашей практике созывается не отдельная конференция с узким кругом участников, а наступает целый период в жизни региона. После торжественного открытия на протяжении двух-трех недель во всех муниципальных образованиях проходят конференции, семинары, круглые столы, разного рода конкурсы, концерты. Мы стремимся создать единое культурно-образовательное пространство и привлечь к максимально широкому участию в нем и взрослых, и детей. Тематика, которой мы уделяем особое внимание, - это любовь к родному краю, труд на благо Отечества, забота о возрождении России. В конце этого года на Пятых Подмосковных Рождественских чтениях мы сосредоточим свое внимание на теме "На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения". Торжественное закрытие чтений, проходящее при неизменном участии губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, ежегодно собирает на стадионах несколько тысяч участников.

Из приведенных примеров виден размах церковно-школьного взаимодействия в Подмосковье. Все это невозможно было бы сделать руками одних священнослужителей. Им помогают тысячи мирян, в первую очередь православных педагогов, а их поддерживает великое множество родителей.

Почему так происходит? Оставим в стороне дискуссии, являющиеся пищей для прессы и иных средств массовой информации. Посмотрим в глаза правде. Духовно-нравственное воспитание на основе Православия помогает формированию у ребенка верного понимания этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма, вводит в мир отечественной православной традиции.

"Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни" (Притч. 13:12), - говорит Священное Писание. Эти слова имеют отношение и к нашей отечественной истории. Вера Православная долго была гонима, а подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время надежды. И как цветущее древо жизни дети России, которым мы свободно можем говорить о Боге и о любви к ближнему.

В заключение хочу сказать, что мы находимся в самом начале долгого и кропотливого труда по духовно нравственному возрождению нашего Отечества. Немаловажное значение в исцелении современного мира имеет возрождение православной традиции. И здесь нам важно помнить учение святого апостола Павла, который, говоря о традиции как о предании, предостерегал от слепого следования преданиям человеческим и от неумеренности в этом деле, что может отдалить нас от Господа (см.: Кол. 2:8; Гал. 1:14). Он призывал твердо держаться учения Церкви (см.: Кор. 11:2).

Следуя апостольскому наставлению, покажем миру, что нет ничего современнее и жизненнее православной традиции, возвещающей о Христовой любви.

http://www.prokimen.ru/article_2528.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
Все статьи Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
Новости Москвы
«Такие люди рождаются раз в сто лет»
Светлой памяти В.М.Клыкова (19.10.1939 — 2.06.2006)
19.10.2025
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Земля пухом тебе, дорогой товарищ
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
22.10.2025 18:06
«Социальный философ, провидец и совесть народная»
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.10.2025 15:16
Осторожно: безродный патриотизм!
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.10.2025 14:57
Куда пойдут Крестные ходы на Казанскую?
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.10.2025 14:51
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от Алёша
22.10.2025 14:49
«Топорная» комбинация
Новый комментарий от Калужанин
22.10.2025 14:28
Вехи становления и миссия русского богоизбранного народа
Новый комментарий от Человек
22.10.2025 13:54