Фильм позиционирован как чисто английское расследование английского же убийства: бывший сотрудник Скотлэнд-Ярда начинает заниматься этим делом то ли по заказу BBC, то ли по своему собственному почину (это смазано: говорится вначале так, потом иначе - да и непосредственно снимала фильм компания "Лайонс", BBC лишь проставила на нём свой "знак качества"). Благодаря "старым связям" с русскими коллегами английский коп получает доступ в архив, ему даже дают нашего парня в погонах в качестве поводыря. Сама легенда создания фильма смотрится как шпионская история: ходит по Москве и Питеру старичок с лысым черепом (ни слова по-русски), его сопровождает милицейский "лоб" в погонах - эти "калики перехожие" гуляют от архива к архиву и собирают, понимаете ли, информацию: роются в коробках со старыми делами, читают бумажки с ятями...
Если отвлечься от такой лживой подачи, фильм выглядит как ценное признание: в начале ХХ века англичане проводили свою политику в России крайне жестко и эффективно, не стесняясь в средствах. Перед лицом угрозы сепаратного мира России с Германией (именно о таком мире ходатайствовал Распутин перед царской семьёй) английские спецслужбы пошли на всё, чтобы морально дискредитировать и физически уничтожить своего противника. Распутин олицетворял тогда для Царской семьи прямую связь с народом, с его таинственным и великим духом (как известно, старец обладал даром целительства: он успешно лечил наследника от гемофилии). Этой связи препятствовала всеми силами аристократия - она готова была биться с Германией до последнего солдата, не жалея своего народа в патриотическом угаре... Честь и достоинство, как известно, дороже жизни - особенно если эта жизнь чужая.
Глядя на события ретроспективно, можно посчитать, что Российская империя стояла тогда, в 1916 году, на пороге пропасти: продолжение войны привело к революции и неслыханным жертвам. Убийство Распутина оказалось одним из первых звеньев в цепи ожесточенных актов насилия, которые продолжились в братоубийственной Гражданской войне, в расстреле Царской семьи, в "белом" и "красном" терроре.
После обнаружения "английского следа" в убийстве Распутина можно посчитать и так, что Россию в пропасть братоубийства толкнул не только германский генштаб (который помог прийти к власти бунтовщикам и тем самым дестабилизировал положение в стране), но и английские спецслужбы, совершившие первое в ряду "знаковых" убийств. Причем, если немцы действовали "снизу", сея смуту в социальных низах общества, то англичане работали "сверху", используя в качестве подельников своих друзей в высших кругах Российского общества.
Конечно, штабы и разведки иностранных держав вольны преследовать свои интересы - но вот в какой степени позволительно им действовать на самом верху власти в России? Судя по всему, "английский товарищ" по Оксфорду, однокашник князя-заговорщика Феликса Юсупова, кадровый офицер разведки Освальд Райнер был не только в курсе покушения (о чём проболтался Юсупов в своих мемуарах), именно он планировал убийство - и даже принял участие в нём, когда русские исполнители показали свою несостоятельность.
Справедливости ради следует заметить, что эти факты и подобные домыслы общественность России знает по меньшей мере с конца прошлого века, когда появились первые публикации писателя Олега Шишкина по этой теме. Именно Шишкину открыл "английский след" в том давнем деле. В 2004 году вышла книга "Распутин. История преступления". Все данные, касающиеся изысканий в российских архивах, "эксперт" фильма Эндрю Кук получил именно от Олега Шишкина. Так что же нового нам сообщил английский фильм?
Во-первых, этот фильм показал нам, как можно присваивать чужие открытия и воровать идеи. Именно англичане, которые некогда подарили русскому языку слово "джентльменство", показали русским, как надо себя вести в современном мире, когда речь идёт о выгоде: славе и деньгах. Компания "Лайонс" произвела на свет контрафактную продукцию, корпорация BBC поставила на ней свой торговый знак, а "Первый канал" с превеликим удовольствием эту продукцию приобрел и высветил в эфир.
Во-вторых, бесстыдство интеллектуальных воров дополнилось известным высокомерием английской знати: они убили Распутина, они же эту историю и распутали. Прислали нам отставного полицейского - и бывалый коп заткнул за пояс наших горе-историков. Российским ученым остается только с восторгом следить за фокусами английских пиратов, которые привлекают на помощь копу наших ментов - чтобы красть и врать было сподручней.
Если же говорить о морали сей истории, она весьма ясна: у нас строится новый "высший свет", опять знать своих детей отдаёт на учёбу в Оксфорд - и неровен час, вырастут ребята и с "однокашниками" опять здесь начнут наводить свои порядки. Кого только в следующий раз будут "мочить" английские друзья, мы пока не знаем. Но, судя по всему, это опять будут очень важные, знаковые персоны. На меньшее они не зарятся - англичане же: свои империю потеряли, значит, надо расколошматить и все сколько-нибудь значительные по виду и размеру страны.
Когда статья была уже написана, нам удалось получить комментарий Олега Шишкина, подлинного автора сенсационного расследования английского следа в убийстве Распутина:
"Да, все здесь правильно. К этому можно было бы добавить, что Эндрю Кук, который выступает в этом фильме "экспертом" встречался со мной и переписывался по электронной почте. Договаривались о том, что мы вместе с ним издадим совместную книгу в Британии. Мне он откровенно признался, что за исключением одного лишь документа ничего путного сказать об этой истории не может. Свидетелем нашего разговора был и московский историк Дмитрий Белоновский. Он же переводил переписку и участвовал в прямых встречах в Петербурге.
Кук привлек к этому проекту компанию "Лайонс", в лице ее продюсера и режиссера.
Это был уже этап, когда они окончательно решили отделаться от меня, но, как и подобает профессиональным ворам, таились. Выжидая, когда я выдам им решающие карты.
В общем, потом они и скрылись, представив уже историю без меня.
Это действительно чисто английское воровство, поданное с помощью главного борца с пиратством - Первого канала".
http://stoletie.ru/retsenzii/061229140535.html