Имена, любезные Аллаху

Обряд имянаречения у татар пережил гонения безбожников

Английский путешественник, писатель, художник Эдвард Турнерелли, приглашенный в 1837 году в Казань в местный университет преподавать английский язык, дивился метаморфозам, которые встречались здесь на каждом шагу. Если "встать в центре казанского моста, называемого здесь "Татарским" и посмотреть налево, - пишет он в своей книге "Казань - древняя столица ханов", - то видишь совершенно европейский город. Но обратимся в противоположную сторону. И вместо христианских церквей с куполами и позолоченными крестами встают мусульманские мечети с узкими минаретами и полумесяцами".

Теперь уж нет Татарского моста, но "противоположная сторона" с ее мечетями и минаретами продолжает жить своей, не похожей на европейскую, жизнью. Особенно в татарских слободах, где чаще услышишь, как муэдзин созывает мусульман на молитву; где чаще увидишь, как татарка в нарядных одеждах с новорожденным младенцем на руках спешит в мечеть, где мулла прочитает молитву и наречет ребенка именем.

В отличие от православного крещения, мусульманский обряд имянаречения можно провести дома. Сегодня эту церемонию можно наблюдать воочию в доме настоятеля Закабанной мечети Исхака хазрата Лутфуллина. В центре самой большой комнаты трехкомнатной квартиры стоит стол, на столе - мягкое детское одеяло в белоснежном кружевном пододеяльнике, на которое отец кладет новорожденного - третьего - сына. Дед читает молитву и шепчет сначала в левое, потом в правое ухо имя ребенка: "Хабибулла улым Саид-Джафар". Если коротко перевести суть обряда на русский язык, то это будет звучать так: "По воле Божьей имя твое будет Хабибулла сын Саид-Джафара". Сам Хабибулла проспал весь обряд имянаречения.

Пожалуй, это единственный из мусульманских обрядов, который не подвергался гонению, поскольку его невозможно было отследить. Прочесть молитву и прошептать ребенку его имя мог любой верующий мусульманин, член семьи или сосед.

У татар с обрядом имянаречения связано много любопытного. Начать с того, что в течение максимум семи дней ребенку обязательно нужно дать имя. Бытовало поверье, что в противном случае ребенку будет нанесен какой-то мистический вред. Имя должно быть кораническое: арабское, персидское или чисто татарское. Христианские имена запрещаются. В советское время часто называли мальчиков Альфред, Альберт, Фердинант, Рафинат, Венер, Серень, Артур. И сегодня мулла по настоянию родителей нарекает мальчиков такими именами. Муллы протестуют и надеются на время, которое избавит татар от неправильных имен. Любопытно, что классик татарской литературы, творивший в начале ХХ века, поэт Габдулла Тукай на пике расцвета татарской литературы и искусства очень резко выступал против мусульманских имен, как бы "приклеенных к богу", несущих в переводе слово "раб", например Габдулла - раб Аллаха.

Если ребенок часто болеет, родители и сегодня приглашают в дом муллу, чтобы он дал ребенку другое имя. Собеседник "НГ" рассказывает, что 50-летняя актриса татарского театра пять раз приходила к нему с просьбой дать ей другое имя, пока он не нашел ей такое наречение, после которого она перестала болеть и даже помолодела. И пять раз не предел. Ограничений тут нет.

Если мальчики в семье умирают, а многочисленные обереги - привязанные к колыбели веточки рябины, можжевельника, черемухи - не помогают, то мулла должен был найти такое имя, чтобы дьявол не дотянулся до ребенка.

Обряд имянаречения у татар - праздничное событие, с приглашением гостей. Сначала приглашаются все родственники мужского пола. И только через несколько дней, после того как отпразднуют мужчины, в гости приходили женщины - подруги и знакомые матери новорожденного. И каждая приносила подарок.

http://www.ng.ru/ngregions/2006-10-16/22_names.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Вера Постнова:
Халяльный бренд Татарстана
Истинный мусульманин знает вкус пищи, приготовленной по божественному закону
24.04.2007
Имена, любезные Аллаху
Обряд имянаречения у татар пережил гонения безбожников
16.10.2006
"Исламский джамаат" осудили за закрытыми дверями
В Татарстане вынесен приговор участникам террористической организации
04.08.2006
Женщина в исламе знает свое место
В Казани все сильнее заявляет о себе женское движение за мусульманский стиль жизни
29.05.2006
Съезд мусульман прошел без Шаймиева
Третий курултай Татарстана подтвердил обострение противоречий в республиканской общине
21.02.2006
Все статьи автора