АПОЛОГИЯ ХРИСТИАНСТВА
Появление Христа на земле и распространение исторического христианства вызвало против себя мобилизацию всех сил ада.В ответ на это христианство явило миру свою самозащиту. Оно ответило: на гонения - исповедничеством и мученичеством; на ереси, расколы и лжеучения - Вселенскими Соборами, учением святых отцов и догматами; на беспрерывный поток придирчивой критики - беспристрастной апологетикой; на клевету - святостью, и на усилия всех сил ада - Святою Церковью.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИЧНОСТЬ СПАСИТЕЛЯ КАК ЖИВОЙ ИДЕАЛ НРАВСТВЕННОГО СОВЕРШЕНСТВА
Неслиянное и нераздельное соединение Божественного и человеческого начала во Христе, т. е. Личность БОГОЧЕЛОВЕКА, дана нам как живой реальный идеал нравственного совершенствования. Иными словами, перед христианином Самим Богом, в Лице Богочеловека Христа, поставлен образец, к которому призывается стремиться каждый христианин.
Точный и полный нравственный образ Иисуса Христа, обладающий бесконечным нравственным совершенством, невозможно исчерпать человеческими словами. По словам святого евангелиста Иоанна Богослова, описание того, что сотворил Иисус Христос, потребовало бы столько книг, что их не смог бы вместить весь мир. Поэтому, отметив самое существенное и поразительное свойство Личности Спасителя - его безграничную любовь, высочайшую свободу и совершенство, мы укажем лишь, как эти основные нравственные черты Его Личности проявились в Его отношении к Богу Отцу, к Себе Самому и к людям. По отношению к Богу Отцу Иисус Христос всегда находился в единении. "Я и Отец - одно", - говорил Сам Иисус Христос (Ин. 10, 30). Неоднократно Он Сам утверждал, что Он от Бога исшел и к Богу грядет, что Он равен Отцу по самосущию и деятельности. Воплотился он по воле Отца. Видевший Сына видел и Отца. Закон Божий был постоянно в сердце Иисуса Христа, и исполнение этого закона даже до смерти было основой всей Его жизни и деятельности. Это было потому, что любовь к Отцу составляла основу духа Христова. Вся жизнь Его на земле была как бы непрестанной молитвой: словами, мыслями, чувствами, деяниями. Последняя молитва Иисуса Христа на кресте перед смертью была: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лк. 23, 46). Итак, по отношению к Отцу Иисус Христос явился на земле бесконечно любящим, всецело, неизменно преданным Сыном, отдавшим жизнь Свою за весь мир во исполнение всеблагой и справедливой воли Отца. Не это ли заповедал Он и нам, христианам, как первую, основную и главнейшую заповедь?
Из полного, всецелого, всепоглощающего слияния человеческой воли с волей Бога Отца вытекало и замечательное свойство человеческой природы Христа: безгрешность. Не к безгрешности ли стремится и всякий христианин? В полном и всецелом до конца предании своей воли воле Божией и заключается путь к безгрешности.
Всецело уповая на Промысл и постоянную помощь Божию, Иисус Христос, как Человек, не заботился ни о чем временном (о пище, питии, одежде, жилище). Но, уповая на помощь, Он не только никогда не роптал, если помощь не приходила, но даже Свою молитву о Чаше заключил словами: "...впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26, 39). И в молитве Господней дал прямое и ясное указание об этом в словах к Богу Отцу: "Да будет воля Твоя" (Мф. 6, 10). Всецело преданный Отцу, Иисус Христос являл Собой идеал дивной гармонии слова и дела, спокойствия духа и ясности сознания. Ему чужды были страстность и раздражительность. Даже законный гнев Его был гневом любви, скорбящей от беззакония, лжи и лукавства. В самые тяжкие минуты величайших страданий Своих Он вполне сохранял сознание и самообладание, молясь за палачей, заботясь о Матери. Даже в страшный час оставленности Он взывал к оставившему Его Отцу, уверенный в существовании Бога Любви. Может ли быть более прекрасный, более совершенный, более умилительный и более благодатный ИДЕАЛ для христианина, чем РАСПЯТЫЙ СПАСИТЕЛЬ МИРА?
О характере ума Христова так прекрасно говорит епископ Никанор Казанский в своем курсе "Нравственного богословия": "Бедный, неученый, Он (Христос) выступил на поприще общественного учительства без всякого опыта, без друзей и всякого рода других внешних опор. И могучее слово Его слушали все с бесконечной жаждою, забыв о пище и домах своих (в пустыне). Он учил просто, без всяких подготовок. Его знание не представляется заимствованным извне, но плодом Его вечной мысли. Вполне обладая высочайшими тайнами, Он не волновался ими, подобно другим смертным, но говорил спокойно и без напряжения. В Его речах не видно следов сухого образования. О самых высоких предметах Он учил так, что Его подлинная мысль была до очевидности понятна. Самые высочайшие мысли Он весьма часто представлял в самых простых образах и сравнениях, и они являлись в необычайной живости и привлекательности".
Не идеальный ли образец дан здесь для мышления христианина? Воистину "ум Христов просвещает всех", и в свете этом становится ясно, что "мудрость мира сего - безумие перед Богом".
На кротость и смирение как основные черты Своей святости указывал Сам Иисус Христос, говоря: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф. 11, 29).
В отношении к людям Иисус Христос показал Себя как идеальный сын, как идеальный гражданин, как идеальный Учитель и Спаситель. Никто не отходил от Него, не получив необходимого. Воистину Он был всем вся. Не так ли и мы должны стремиться быть на всех поприщах и во всех своих отношениях к ближним? Вся жизнь Христа прошла в благодеяниях и тем установила закон общения людей друг с другом. Каждый каждому может и должен оказывать благодеяния. Как просто, мудро и радостно разрешилась бы самая мучительная и неразрешимая на земле социальная проблема, если бы это начало восторжествовало в людях!
Подражание во всем Личности и жизни Христа, будучи до конца невозможным, оказывается, тем не менее, самым могущественнейшим средством к воссозданию в нас образа Божиего и к достижению спасения и блаженства.
Будучи Сам путем, истиною и жизнью, в процессе оказания христианам Своей Божественной благодатной помощи, Иисус Христос основал Свою Церковь, которую не смогут погубить все силы ада. Поэтому каждый христианин, желающий идти по стопам Христа, может это осуществлять только с Его помощью в Им основанной Его благодатной Церкви.
Из книги Ивана Андреева "Православная апологетика", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/060829122143