Самое воззрение ветхозаветной религии на происхождение смерти, столь отличное от натуралистических воззрений, говорит о том, что смерть не есть явление необходимое, а лишь явление случайное, как наказание за грех. При этом влияние смерти простирается только на телесный состав человека, созданный из праха земного ("прах ты и в прах возвратишься" - Быт. 3, 19), но не касается духовной стороны человеческой природы. "Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его" (Еккл. 12, 7).
Так же несомненна в ветхозаветной религии и вера в мздовоздаяние за гробом. Хотя для поощрения к доброй нравственной жизни еврейского народа (нравственно недостаточно развитого и неподготовленного еще к восприятию высших идей о вечной жизни) ветхозаветная религия преимущественно указывала на благополучие земной жизни праведников, однако можно найти указание и на возможность мздовоздаяния только после смерти. "Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их" (Пс. 72, 3-4).
Учение о загробной жизни в ветхозаветной религии проникнуто печальным духом, который, однако, смягчается надеждой на будущее искупление и улучшение будущей участи умерших. Место обитания умерших называлось "шеол", что означало ад, или преисподнюю. Эта преисподняя чаще всего представлялась под видом "страны мрака и тени смертной" и противополагалась небу. В преисподнюю отходили все умершие, даже праведники. О состоянии отошедших в иной мир очень мало имеется сведений в Ветхом Завете. Однако несомненно, что праведники и в преисподней имели утешение надеждой на будущее избавление. "Бог избавит душу мою от власти преисподней" (Пс. 48, 16).
Эта надежда наиболее яркое выражение получила в пророчествах Исаии о пришествии Мессии: "Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы от всех лиц" (Ис. 25, 8).
"Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела... и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26, 19). Но надежда на будущее воскресение в ветхозаветной религии еще не имела полной уверенности, которая появилась и восторжествовала только после воскресения Христова. Поэтому даже такой духовной высоты ветхозаветный праведник, как пророк Иезекииль, на прямой вопрос к нему Бога: "Оживут ли кости сии?" - мог ответить только: "Господи Боже! Ты знаешь это" (Иез. 37, 3).
Из книги Ивана Андреева "Православная апологетика", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.
http://www.pravoslavie.ru/put/060822110708