В иконе заключена самая суть христианского учения. Содержание любой иконы - весть о Боговоплощении. Икона является свидетельством истинного, а не призрачного вочеловечения Спасителя. Также и иконы святых, чье почитание было утверждено Седьмым Вселенским собором, изображают человека, причастного миру духовному, преображенную человеческую природу. Икона направляет мысль молящегося. Все традиционные иконописные приемы: обратная перспектива, знаковая система изображения, цветовая символика, - все служит тому, чтобы мысль обратилась к духовной стороне вещей, чтобы ничто не напоминало в иконе о суетном мире и не отвлекало от молитвы.
Поэтому живописная школа, реализм неприемлемы в иконографии. В XVII -XIX вв. традиции иконописи поколебались от сильного влияния светской живописи, а древнерусская икона была основательно забыта. Все течения и направления, сменявшие друг друга в академической живописи, отразились на иконе - барокко, классицизм, реализм... Так что в начале XX в. древнерусская икона была буквально открыта заново благодаря работе реставраторов, расчистивших древние образы от позднейшей записи. Настоящим переворотом стала выставка древнерусских икон 1913 г. После этой выставки в своей знаменитой статье "Умозрение в красках" (1915) князь Евгений Трубецкой писал: "До самого последнего времени икона была совершенно непонятной русскому образованному человеку. Он просто-напросто не отличал иконы от густо покрывавшей ее копоти старины. Только в самые последние годы у нас открылись глаза на необычайную красоту и яркость красок, скрывавшихся под этой копотью... и миф о "темной иконе" разлетелся окончательно".
Икона еще и собеседник. И этот собеседник должен быть понятным именно современному человеку, должен говорить на том же языке. Иконопись не оставалась неизменной в течение веков. Она в некотором роде отражает духовное состояние каждой эпохи. Не случайно прп. Андрей Рублев трудился именно в XV в. - в момент величайшего развития русской духовности, когда ученики прп. Сергия Радонежского рассеялись по всей русской земле, неся свет и северной чуди, и диким пермякам.
Нуждается ли теперь иконописный язык в обновлении, чтобы стать понятным современному человеку? Для церковных художников общеизвестно, что творчество возможно только в рамках канона. Чтобы творить свободно, создавать авторские произведения искусства необходимо учиться долгие и долгие годы, исследуя традиции иконописи. Здесь недостаточно быть профессиональным художником, точно так же как недостаточно знать только каноны иконографии. Иконописец должен совмещать в себе навыки профессионального художника и знания церковного человека.
Где же можно научиться церковным искусствам? Факультет Церковных Художеств (ФЦХ) ПСТГУ сочетает традиции глубокого изучения традиций христианского искусства и академической школы рисунка и живописи. Здесь готовят специалистов в самых разных областях церковного искусства. Из стен Свято-Тихоновского Университета выходят как теоретики-искусствоведы, так и практики - будущие иконописцы, реставраторы, монументалисты, вышивальщицы. На все специальности получена государственная аккредитация, выпускники факультета получают диплом государственного образца.
Факультет возник в 1992 году в составе факультета Церковных искусств, вскоре разделившегося на факультеты Церковных художеств и Церковного пения. Первоначально сложились искусствоведческое, иконописное и монументальное отделения; а отделение реставрации икон начало работать только со следующего, 1993 года.
ФЦХ возглавил священник Александр Салтыков, один из старейших сотрудников Музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР), член Союза художников России, член Патриаршей искусствоведческой комиссии по вопросам росписей храмов и создания иконостасов в храмах Москвы, автор многих публикаций по церковному искусству.
Первые годы работы были экспериментальными. Приходилось начинать практически с нуля. В начале 90-х не существовало ни программ, ни учебной литературы по церковному искусству, а церковное шитье было вообще практически забыто. Иконопись стала возрождаться в России фактически с 70-х годов, в 80-е работали отдельные иконописцы. Монументальное отделение было создано в ответ на нужды Церкви. Кто же занимается подготовкой будущих специалистов по церковному искусству?
Найти преподавателей, которые могли бы научить студентов иконописи, оказалось катастрофически сложно. Иконопись с 90-х годов стала популярным и прибыльным делом. Никто из мастеров не хочет вкладывать свои силы и знания в репродуцирование молодых специалистов, так как все устремились к зарабатыванию денег. На факультете работают энтузиасты. Преподавание отнимает очень много времени, так что на собственное его творчество практически не остается. Но студенты - благодарная аудитория. "Студент - факел, который преподаватель должен зажечь" - говорят учащиеся факультета Церковных художеств. В настоящее время на факультете преподают более 80 преподавателей, из них 3 доктора наук, 17 кандидатов наук, 5 художников-реставраторов высшей категории, много опытных церковных художников, членов творческих союзов.
С первых лет работы за образец был взят самый высокий уровень обучения, существовавший на тот момент в светских вузах. Первые лекции и семинары по истории искусств и другим специальным предметам были организованы в ЦМиАР, в небольшом флигеле за стенами Спасо-Андроникова монастыря. Лекции по византийскому искусству читала известный ученый-византолог, профессор МГУ, доктор искусствоведения О.С. Попова, историю древнерусского искусства преподавала ведущий научный сотрудник Музеев Кремля кандидат искусствоведения Л.А. Щенникова. Занятия по музееведению проходили в фонде древнерусской живописи музея-заповедника "Коломенское" под руководством хранителя фонда О.А. Поляковой. Дополнительные спецкурсы читали ныне покойные известные ученые Н.В. Гусев и А.Ч. Козаржевский. В дальнейшем к чтению лекций были привлечены такие известные специалисты как В.В. Филатов, А.В. Рындина, А.С. Щенков, а также молодые талантливые искусствоведы.
Особая роль в возрождение православной иконы досталась на долю Марии Николаевны Соколовой (инокини Иулиании), духовной дочери ныне прославленного старца о. Алексия Мечева, благословившего ее на труды иконописания. С 1920-х годов она изучала икону, писала сама, учила молодых иконописцев. Под руководством свт. Афанасия (Сахарова) она написала первую икону "Всех святых в земле Российской просиявших". После Великой Отечественной войны, когда вновь открылась Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Мария Николаевна в течение многих лет заново расписывала ее храмы, воспитывала иконописцев. При открывшейся вновь Духовной семинарии она организовала и до самой смерти в 1980 г. вела иконописный кружок. Одной из ее ближайших учениц была И.В. Ватагина, ныне профессор кафедры иконописи ФЦХ. Под руководством настоятеля Николо-Кузнецкого храма протоиерея Всеволода Шпиллера она вырастила свой кружок иконописцев, расписала алтари Николо-Кузнецкого храма, написала икону прп. Андрея Рублева с клеймами жития для его канонизации, подготовленную по благословению протоиерея Всеволода Шпиллера и трудами протоиерея Александра Салтыкова.
После открытии Свято-Данилова монастыря И.В. Ватагина с учениками провели огромную работу по его росписи. Под духовным руководством протоиерея Александра Куликова И.В. Ватагина, В.Ю. Каропава и священник Николай Чернышев воссоздали интерьер храма свт. Николая на Маросейке и открыли там иконописную школу, которая и стала базой для создания кафедры иконописи ФЦХ. Вскоре на кафедру пришли молодые преподаватели - выпускники иконописной школы при Московской Духовной Академии и семинарии и Маросейской школы. Сейчас кафедру иконописи возглавляет ученица И.В. Ватагиной - Е.Д. Шеко.
За 15 лет кафедрой создано немало икон для храмов и монастырей по всей России. С каждым годом все более значительными становятся дипломные работы выпускников и курсовые работы студентов. Одной из самых значительных работ кафедры стало создание монументальной иконы "Собор новых мучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших, явленных и не явленных" для канонизации новых русских святых, состоявшейся 20 августа 20000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
Преподавателями монументального отделения стали выпускники монументальной мастерской Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова под руководством профессора, действительного члена Российской Академии Художеств Е.Н. Максимова. Еще до прихода на ФЦХ, возглавляя монументальную мастерскую в МГАХИ, Е.Н. Максимов серьезно занимался изучением русской и византийской традиций фресковой живописи, много работал на Кипре, в Оптиной пустыни, храме Христа Спасителя, имеет богатый опыт росписи храмов. Во время восстановления росписей храма Христа Спасителя Е.Н. Максимов руководил двумя бригадами художников. Одна из них, состоявшая из преподавателей ПСТГУ, расписывала два малых купола храма, а другая - центральный купол. В дальнейшем Е.Н. Максимову было поручено расписать колонны в зале Церковных Соборов. В его бригаде работали и педагоги кафедры, написавшие образы св. Патриарха Тихона, царя-мученика Николая, прп. Серафима Саровского, свт. Филарета (Дроздова). В 1999 году Е.Н. Максимов возглавил коллектив выпускников своей мастерской и стал заведующим кафедрой монументального искусства факультета Церковных художеств ПСТГУ. На кафедре занимаются возрождением сложной фресковой техники, а также осваивают другие системы письма.
Среди преподавателей, обучающих студентов реставрации, есть опытные реставраторы с большим стажем работы, такие как профессор Г.С. Клокова, в настоящее время заведующая кафедрой, О.П. Постернак, А.И. Собаршова, есть и молодые специалисты. К преподаванию специальных дисциплин на кафедре реставрации привлечены ведущие специалисты Москвы. Подготовка, осуществляющаяся на отделении реставрации ПСТГУ, во многом не имеет аналогов. Это единственное учебное заведение в нашей стране, где реставраторов-профессионалов готовят для работы в условиях Церкви в действующих храмах. Здесь существуют некоторые отличия от обычной реставрационной работы в музейных собраниях, кадры для которой готовят несколько светских учебных заведений. В то время как музейным реставраторам в основном нужно следить за сохранностью фрагментов подлинника, церковным реставраторам требуются также навыки живописи и рисунка, в число его обязательных задач входит восполнение утрат ликов и фигур изображенных на иконе святых. С первого курса студенты осваивают основы реставрации темперной живописи, в технике которой традиционно пишутся иконы, а также масляной живописи. Здесь ведется преподавание специальных предметов: энтомологии, микологии, спецхимии, климатологии и др.
Кафедру церковного шитья в 1992 году возглавила искусствовед В.Е. Яковлева, руководившая до этого мастерской в Космодемьянской церкви в Шубине. В июне 1993 года она положила начало традиции проводить открытые семинары по церковному шитью, объединившие до этого разрозненных мастериц из Москвы и других городов. После смерти В.Е. Яковлевой кафедру возглавила О.Э. Дроздова - руководитель мастерской при храме Воскресения в Кадашах. С осени 1996 года она стала вести семинар по археологии церковного шитья. В этом же учебном году удалось наладить сотрудничество кафедры с отделом тканей Музеев Московского Кремля. Сотрудники отдела весной 1997 г. приняли участие в семинаре по церковному шитью, впоследствии они стали главными рецензентами для дипломников кафедры. С 1999 г. И.И. Вишневская, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая отделом тканей Музеев Кремля, стала председателем государственной аттестационной комиссии по защитам дипломных работ кафедры и начала читать студентам курс лекций по истории текстиля. С 1999-2000 учебного года на кафедре был введен важный курс "Материаловедение, техника и технология шитья, моделирование и конструирование одежды" под руководством Л.В. Золотцевой, доцента Московского государственного университета дизайна и технологии. С этого времени осуществляется тесное творческое сотрудничество с возглавляемой ею кафедрой Университета дизайна, проводятся совместные защиты дипломных работ, обсуждаются новые научные разработки (в частности, возможность создания промышленной технологии и конструирования одежды для священнослужителей Русской Православной Церкви).
Церковное шитье, золотное и шелковое, пожалуй, самый малоизвестный и необычный для неспециалиста вид церковного искусства. В нем живая нить канонической традиции была практически прервана в ХХ веке, хотя некоторые технические приемы еще сохранялись в декоративном шитье золотошвейного промысла г. Торжка. Тем не менее, в конце 1980-х гг., когда Русская Церковь обрела свободу, многие верующие девушки и женщины с увлечением и трепетом первооткрывателей занялись шитьем. К сожалению, их благочестивые труды, за некоторыми исключениями, оставляли желать много лучшего в каноническом и художественном отношениях. В это время стало очевидным, что в условиях отсутствия преемственности канонические традиции лицевого шитья могут быть возрождены лишь на основе всестороннего изучения древних памятников.
Изучением древнерусского шитья стали заниматься совсем недавно: до революционного переворота публиковались отдельные памятники без дат и комментариев, последовательные исследования велись в советское время - вышли некоторые обобщающие труды, но постоянное изучение шитья началось только с 90-х годов. Так что до сих пор это практически неизученная область искусства. Шитье заимствовало отдельные элементы из иконописи и других видов искусства, но материал и техника шитья диаметрально противоположны приемам живописи. Как и на остальных кафедрах, здесь не преследуются коммерческие цели. Не следуя за модой создания шитых икон, В.Е. Яковлева учила: "С этим успешно справляются иконописцы, а наше дело - делать то, что они не могут". Преподаватели стремятся к возрождению лицевого шитья на литургических облачениях, покровцах и воздухах.
Кафедру истории и теории христианского искусства возглавляет священник Стефан Ванеян, кандидат искусствоведческих наук, опытный ученый-искусствовед, ученый секретарь кафедры истории искусств МГУ. Преподаватели кафедры ведут обширную научную работу, защищают диссертации, участвуют в конференциях, редактируют сборники, публикуют монографии, исследования и переводы. Кафедра истории и теории христианского искусства - одна из самых крупных на факультете. На данный момент на кафедре преподают 28 преподавателей, из них 3 доктора и 13 кандидатов наук.
Уровень требований к абитуриентам на практических отделениях факультета Церковных художеств ПСТГУ соответствует подготовке в объеме художественной школы и совпадает с требованиями художественных вузов. Это позволило, в частности, скоординировать программу курсов академического рисунка и живописи с художественными вузами Москвы.
В программу практических отделений ФЦХ входит изучение классического академического рисунка и живописи, обязательных дисциплин любого художественного вуза. На первом этапе существования факультета общий уровень художественной подготовки абитуриентов был иногда довольно низким, поэтому главной задачей курса живописи и рисунка было научить студентов рисованию с натуры. Это было начальной ступенью художественного развития, той "школой", которая позволяет избежать дилетантских, любительских подходов к искусству. В процессе развития факультета повышались требования к абитуриентам всех отделений, в том числе к их художественной подготовке.
Однако возникает вопрос: зачем иконописцу учиться живописи? Навыки рисунка требуются как иконописцам, так и реставраторам. Большая часть сохранившихся икон ХIХ в. выполнена в академической манере, и эти иконы хранятся и почитаются в Церкви наравне с традиционными иконописными образами. Для решения задач реставрации таких икон студенты изучают оба художественных метода рисования - темперную и масляную живопись.
Курс академического рисунка и живописи формирует важнейшую составляющую умения рисовать - адекватное восприятие цвета, точную цветопередачу и чувство цветовой гармонии. Реставратор или иконописец, не имеющий чувства цвета, не имеющий художественного вкуса, не может создать икону или достоверно восполнить утраты. Как отмечают сами иконописцы, одной из проблем, возникающих в работе, является гармонизация золотого фона и колорита иконы. Сейчас стало традицией заказывать иконы на золотом фоне - это и торжественней, и богаче, надо принимать во внимание и символическое значение золотого цвета как славы Христовой. Но зачастую иконописец относится к золоту механически, как к мощной стихии, которая выдержит наложение любого цвета. Именно в этой области студенту пригодятся знания, полученные на занятиях рисунка и живописи. Даже при копировании икон приходится модифицировать колорит образца из-за его плохой сохранности или потемнения. Тем более при создании собственных композиций на основе традиционной иконографии художник должен продумать не только расположение фигур, но и цветовую гармонию.
В процессе рисования натурных постановок, портретов и пейзажей учащиеся имеют возможность изучить приемы работы с цветом в различных техниках: акварели, гуаши, масла, освоить как плоскостную, так и объемную манеру письма.
Как же научиться писать иконы? Не менее важным методом обучения на факультете Церковных художеств является копирование образцов. Такая практика позволяет освоить приемы традиционного иконописного рисунка и затем самостоятельно использовать их в новых работах. Любой работе студента-иконописца, реставратора или монументалиста предшествует тщательное изучение иконографии выбранного сюжета. Для этого привлекаются образцы всех исторических эпох. Начиная со II курса, каждый студент делает в фонд Университета курсовую работу - икону, над которой он работает весь год. Он изучает образцы, иконографию, работает как искусствовед, пишет иконографическую справку - описывает все источники, которыми пользовался. Причем в число источников входят не только иконы, но и летописи, жития, где подробно описывается внешность святого. Студент делает эскизы, тональные и цветовые подготовительные картоны. Для копирования в качестве образцов часто используются экспонаты Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Эрмитажа, музеев Ростова и Ярославля. Если образец находится в основной экспозиции, то студенты делают "выкраски" прямо на месте. Это фундаментальная работа, в которой совмещается и практическая, и научная деятельность.
Но копирование никогда не являлось целью работы. По словам Е.Д. Шеко, факультет ставит перед собой задачу "научить студентов мыслить творчески и самостоятельно". Современные иконописцы зачастую упираются в копирование. Они берут в качестве образцов редкие и малоизвестные иконы. Но копировать бесконечно нельзя, хотя спектр образцов очень разнообразен. Действительно хорошо написать копию - это также творческий процесс, но иконы прошлого не копировались, а каждый раз творились заново. Хотя в то время существовали кальки, прориси (к примеру, по работам Андрея Рублева и его учеников можно понять, что они ими пользовались), но у истинных мастеров невозможно найти двух одинаковых икон. Образец каждый раз творчески переосмыслялся, настоящий художник рисовал своей рукой. В современной практике благодаря обилию технических средств нет необходимости прорись "рисовать рукой" - иконописцы используют ксероксы, сканеры, принтеры. Но на ФЦХ 6 лет учат студентов рисовать самих, даже при создании точной копии. Здесь их заставляют тренировать руку и глаз, дают возможность получить настоящее художественное образование.
Целью создания многочисленных копий является освоение иконографического канона. При изучении образцов становится очевидным, что существуют общие принципиальные элементы для каждого иконографического сюжета. Но канон - понятие весьма условное, не существует никакой окостенелой схемы. Эти принципиальные элементы также изменяются в разные периоды. Изучение истории иконописи и копирование позволяют студентам освоить "азбуку". Предполагается, что за 6 лет канон должен "войти в кровь". Так что, зная иконографию сюжета, опытному иконописцу не требуется обращаться к образцам при написании иконы.
Что же отличает современную икону от древнерусской? Канон - не абстрактная схема, он оставляет достаточный простор для творчества иконописца, но само творчество возможно только в рамках канона. В настоящее время не раз возникал вопрос о современной иконе, порой говорится об обновлении, реформировании иконописного языка. На Западе, даже в православных странах, церковное искусство порой испытывает влияние модернизма. Как отличить профанацию от допустимого творчества, самовыражения иконописца? Здесь очень важно не утратить связь с Церковью. В Церкви сложились веками устоявшиеся традиции. Они освящены временем, многие святые молились перед этими иконами. Современная икона должна быть основана на классическом оригинале, но может быть и достаточно далека от него - в ней есть свое лицо. Самая сложная часть работы иконописца - создание лика, в то время как остальное изображение может быть очень простым, плоским. Поэтому раньше иконописцы разделялись по мастерству, и лики доверялось писать только самым опытным мастерам. Это значение понимали даже иноверцы. Так, после завоевания Константинополя и Балкан турки счищали лики, вырезали глаза на иконах и фресках в православных храмах. "Нет лика - нет иконы", - замечает Е.Д. Шеко. В лике содержится сюжет иконы. Эта идея заложена и в названии - "образ".
Для дальнейшей творческой работы и совершенствования студент должен сам выбрать из всех существовавших в истории иконописи школ то направление и стиль, который ему наиболее близок и понятен. И таким образом развивать это направление и в нем работать.
На пятом, предпоследнем, курсе студенты создают иконы новой иконографии: новомучеников, Патриарха Тихона, св. вмч. кн. Елизаветы и др., - это уже авторские произведения, основанные на традиционных иконописных элементах, канонах. Создавая иконы, все 6 лет обучения студенты работают не на заказчика, не для того, чтобы получить какую-то мзду. Они трудятся творчески, имеют возможность создавать произведения, в которые действительно вложена вся их энергия и знания. И на иконах видно, что они сделаны с душой.
Существуют ли связи с музеями и другими собраниями древнерусского искусства на ФЦХ? Летом факультет проводит учебную практику. На отделении истории и теории христианского искусства проводится учебно-ознакомительная или музейная практика в таких городах как Новгород, Киев, Владимир, Суздаль, Санкт-Петербург; в Москве практика проходит на базе главных собраний древнерусского искусства (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музей-заповедник "Московский Кремль", Государственная Третьяковская галерея, Исторический музей, музей-заповедник "Коломенское"). Практика по копированию икон проводится в музейных собраниях древних русских городов и центров, таких как Псков или Кижи, и в московских собраниях древнерусского искусства.
После каждого из первых трех курсов на отделении реставрации икон студенты уезжают на производственную практику по консервации икон. Выездная работа - важный этап для формирования будущего специалиста. Во-первых, во время практики студент сталкивается с такими видами и такой степенью разрушений, каких нет в относительно ухоженных московских храмах. Во-вторых, только на практике можно освоить работу на большемерных иконах площадью в несколько квадратных метров, не умещающихся в стационарной мастерской университета. В-третьих, существенно расширяется кругозор студентов. В разные годы студенты кафедры работали в Воскресенском соборе и в Покровской церкви г. Тутаева Ярославской области, в кафедральном соборе Богоматери Феодоровской в Ярославле, в церкви Богоматери Казанской в Коломенском в Москве. После 4 и 5 курсов студенты остаются на практике в Москве. Так, в 2000 г. четверо студентов проходили летнюю практику в реставрационной мастерской Государственной Третьяковской галереи. К этому времени они уже многое умеют, поэтому практика посвящена углубленному освоению методов удаления потемневших покрытий, восполнения утрат левкаса, тонированию утрат.
На отделении монументального искусства практика по копированию проходит в соборах Ростова Великого и в Псковском Мирожском монастыре, где студентам предоставляется уникальная возможность прикоснуться к лучшим образцам древнерусского искусства. Во время зимних и летних каникул преподаватели и студенты посещают Свято-Введенскую Оптину пустынь и другие монастыри, где и помогают украшать фресками храмы обителей.
По результатам учебного года на отделении церковного шитья проводится практика в городах, имеющих интересные музейные собрания древнерусского шитья (Сольвычегорск, Вологда, Рязань, Пермь). Первая часть практики состоит в изучении произведений шитья. Вторая часть заключается в коллективном выполнении шитой вещи по заказу принимающей стороны. При этом студенты закрепляют навыки шитья, полученные в течение учебного года, и осваивают навыки артельной работы, необходимые при работе над крупными вещами (покровы, облачения, большие плащаницы и др.).
Какой научной деятельностью занимаются преподаватели ФЦХ? В последние годы активно развивается такая важнейшая сторона научной деятельности факультета как компьютерная База данных по памятникам Христианского искусства. Сейчас система состоит из 12 взаимосвязанных разделов: Монументальное искусство, Иконостасы, Иконы, Прориси, Шитье, Мастерские, Реставрация, Фрагменты, Месяцеслов, Библиография и другие. Каждый объект имеет развернутое структурированное описание. На основе этой базы студентам предложен широкий выбор образцов для копирования: древнерусские, византийские, балканские (сербские, македонские и болгарские), каппадокийские и даже романские фрески и росписи VI-XVII вв.
Преподаватели и студенты совершают поездки за рубеж, знакомятся с памятниками монументального искусства. Последняя из таких поездок состоялась в мае 2006 г. Группа преподавателей и студентов факультета Церковных художеств ПСТГУ совершили поездку по Сербии и Македонии. В этих странах хорошо сохранились памятники православного церковного искусства, фрески и иконы XII -XIV вв., т.е. более раннего периода, чем творчество прп. Андрея Рублева. Благодаря тому что на юге олифа не варится, а приготовляется естественным образом, она не темнеет с течением времени, как это происходит с русскими древними иконами. На Руси потемневшие иконы очень грубо смывали или записывали. Поэтому иконы прп. Андрея Рублева или Дионисия сильно пострадали. В Сербии и Македонии этого не произошло. В последнее время в России выходило мало научных исследований, посвященных этим памятникам. Но в настоящее время они признаны классическими и вошли в золотой фонд каждого иконописца. Фотографии и другие материалы, привезенные из этой поездки, также войдут в Базу данных по памятникам христианского искусства.
Где можно увидеть работы студентов ФЦХ? Одной из важных форм работы факультета является организация и проведение выставок ПСТГУ. В первую очередь, это выставки на годичных актах ПСТГУ, проводящиеся в Московском Государственном Университете на Воробьевых горах и в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. ПСТГУ регулярно участвует в различных выставках, посвященных современному церковному искусству.
В июне 2006 г. впервые состоялась отдельная "персональная" выставка работ студентов факультета в галерее "Феникс", одном из ведущих выставочных залов Москвы. Здесь были представлены работы по иконописи, мозаике, фреске, золотному и шелковому шитью, созданные студентами с 1 по 6 курс за последний учебный год. Это мероприятие стало для студентов и преподавателей ПСТГУ одновременно и праздником, и экзаменом. Несмотря на то что произведения церковного искусства были размещены не в привычном священном пространстве храма, а в галерее, они не потеряли своей красоты и теплоты. Организаторы выставки обратили внимание на качество выставленных работ, на "красивый колорит, глубокое, нежное, мягкое письмо".
В 2006 году ПСТГУ празднует 15-летие. 15 лет и много трудов потребовалось Университету и факультету Церковных художеств, чтобы достичь такого уровня мастерства, когда даже работы студентов первых курсов могут занять достойное место на выставке. В настоящий момент факультет Церковных художеств ПСТГУ является одним из первостепенных центров подготовки профессиональных специалистов во всех областях церковного искусства: иконописи, монументальном искусстве, реставрации, церковном шитье и искусствоведении.
Анастасия Абалихина, пресс-служба ПСТГУ
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=35275&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)