itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Хранитель

0
96
Время на чтение 6 минут
Вспоминаю небольшое здание бывшего общежития Вязовского лесхоза. На пороге - невысокого роста человек с необыкновенно ясными и добрыми глазами. Заходим с ним в помещение - внутри пахнет сыростью и старостью. Это особый запах, хорошо знакомый музейным работникам и собирателям антиквариата - так пахнет история. Идем по темному коридору и попадаем в тесную комнатку, заставленную вещами. Здесь перед нами открывается целый мир...
Дело жизни

Так пять лет назад началось мое знакомство с Александром Павловичем Федоровым и его музеем. То, чем занимался этот удивительный человек на протяжении почти всей своей жизни, трудно назвать увлечением. Собирательство, коллекционирование - это, в действительности, и была его жизнь. Он родился в селе Мизино-Лапшиновка Татищевского района и с детства увлекся краеведением. У него было особое чутье, обостренное ощущение быстротечности времени, бесценного с точки зрения истории. Иначе откуда бы он мог знать, что те вещи, которые окружали его с детства и которыми в быту пользовались его предки, вскоре станут свидетелями безвозвратно ушедшей эпохи?

Стремясь сберечь память о прошлом для будущих поколений, Александр Павлович и стал собирать свою коллекцию. Человек энциклопедических знаний, он не имел специального образования, но отлично разбирался в истории, биологии и археологии. Не только люди, интересующиеся краеведением, но нередко и музейные работники обращались к нему за консультациями, и на все вопросы он находил ответы.

В поисках новых экспонатов Федоров исколесил всю область: отправлялся в туристические походы, участвовал в геологических раскопках, обходил чердаки заброшенных домов, свалки, дворы покинутых деревень, беседовал со старожилами. Многие жители сами передавали в его коллекцию интересные вещи. В результате им было собрано более трех с половиной тысяч предметов музейного значения: редкие фотографии, документы, касающиеся истории района, старинные книги, орудия труда, предметы домашнего обихода - все, что было связано с историей крестьянского быта и жизнью сельчан.

В коллекции Александра Павловича были уникальные экспонаты. Помню, меня как выпускницу филологического факультета СГУ особенно поразил письменный стол из усадьбы Шахматовых (их родовое поместье в селе Губаревка находилось неподалеку от Вязовки и, как и все дворянские гнезда, было разорено). Возможно, что за этим столом в свое время сидел сам академик Шахматов, известный языковед.

Увлечение археологией позволило Федорову собрать большую палеонтологическую и геологическую коллекцию. Школьников, приходивших к нему на экскурсии, приводили в восторг зубы древних акул и позвонки давно вымерших динозавров, вызывали интерес и необычные камни, которые Федоров находил в окрестностях Вязовки. Кроме этого, в его собрании были отдельные коллекции весоизмерительных приборов, нумизматики, самоваров, колоколов и колокольчиков, среди которых были экспонаты, датируемые концом XVIII - началом XIX века.

Особенно бережно Александр Павлович хранил найденные им иконы, складни, меднолитые кресты и церковную утварь: выносной крест, церковная печать, лампады, футляры для церковных книг и небольшой церковный колокол - вот то, что он смог собрать и сохранить в своем музее. Многим людям Федоров помогал привести в порядок их семейные реликвии: чистил и при необходимости реставрировал.

В Вязовском уезде до революции было много церквей и храмов, от которых мало что уцелело. Александру Павловичу удалось найти чудом сохранившийся рисунок церкви в честь Рождества Христова, написанный вязовской помещицей А. Норден, и старинные фотографии храма, благодаря которым теперь можно представить, каким красивым и величественным он был когда-то. Нашел собиратель и сведения о священнослужителях вязовского прихода, где на протяжении нескольких десятилетий служили три поколения семьи Вязовских. Как удалось выяснить Федорову, Вязовские находились в родстве с Чернышевскими. Известно, что протои ерей Федор Степанович Вязовский был духовным восприемником революционера-демократа Н.Г. Чернышевского, сторонники теорий которого затем разрушили вязовскую церковь...

Последним в династии был священник Сергей Григорьевич Вязовский. Он не принял советскую власть, был арестован и скончался в аткарской тюрьме в 30-е годы XX века.

Музей, которого не было
Все, что удавалось узнать или найти, Федоров помнил до мельчайших подробностей: кому принадлежала та или иная вещь, для чего предназначалась, как попала в коллекцию, кто был дарителем. И о каждом предмете мог рассказывать часами.

А какие интересные экскурсии водил он по живописным окрестностям Вязовки! Показывал памятники природы и местные достопримечательности: вековую дубраву, черноольшанник, дендрарий Вязовского лесхоза. К нему часто приезжали школьники из районных деревень и студенты из Саратова, были даже гости из Канады и США. Для традиционного в районе туристического слета он каждый год готовил краеведческий конкурс. И с грустью отмечал отсутствие тяги к истории родной страны в подрастающем поколении. Именно поэтому он и мечтал создать музей. Экспонатов для него уже было достаточно, и Александр Павлович стал всерьез задумываться о придании коллекции статуса музея. Он был создан и получил статус филиала областного музея краеведения, но, к сожалению, просуществовал только два с половиной года. Затем были попытки создать районный музей в Татищево, но и там он просуществовал недолго, и Федоров вновь продолжил заниматься своим любимым делом на общественных началах. А потом его и вовсе попросили освободить занимаемое музеем помещение.

Время перемен диктовало свои рыночные условия существования и выживания. Вести диалог на этом языке Александр Павлович не умел, он вообще был в этом отношении "неудобным" человеком, не мог найти контакт с "нужными" людьми. И наша встреча с ним в бывшем общежитии Вязовского лесхоза состоялась уже после того, как одна часть коллекции нашла здесь свое пристанище - в двух маленьких неотапливаемых и неохраняемых комнатках, а другая, более ценная и большая по объему, была передана в Саратовский областной музей краеведения и другие музеи.

Перед тем как навсегда отдать коллекцию, Федоров неоднократно предпринимал попытки вновь открыть музей в Вязовке и до последнего не переставал на это надеяться. Но время шло, а экспонаты оставались в помещении общежития. Тогда Александр Павлович решил передать остатки коллекции в государственные музеи. Сейчас собранные им экспонаты хранятся в собраниях областного музея краеведения, музея Боевой славы на Соколовой горе и Энгельсского краеведческого музея.

После смерти начинается история

Как-то в одном из разговоров Александр Павлович обмолвился, что мечтает когда-нибудь увидеть переданную им в музей краеведения коллекцию в виде отдельной выставки. Так, чтобы посетители смогли узнать, откуда взялась та или иная вещь, кому она принадлежала ранее. Его желание осуществилось. В краеведческом музее открылась выставка "Краевед, собиратель, даритель", где все, кто помогал Федорову в создании коллекции, названы по именам - вот только ее хранителя уже нет в живых. Год назад, 1 июля 2005 года, Александра Павловича Федорова не стало.

На открытии выставки много говорили о том, каким замечательным человеком он был, какую удивительную коллекцию собрал, скольких трудов стоило ему ее сохранить и приумножить. Кто-то из современных поэтов верно заметил: "Все хорошо, но нам при жизни нужны хорошие слова...".

К сожалению, при жизни Александру Павловичу Федорову не приходилось их слышать в свой адрес. Чаще его ругали. За то, что он лишил родное село, да и весь район редких и ценных экспонатов, передав их в Саратов (музей в Татищево впоследствии все-таки был создан, но насколько он мог бы стать богаче, если бы в его основу легла коллекция Федорова!). Находились и те, кто обвинял его в том, что он чуть ли не грабил бедных старушек, отнимая у них предметы старины, и наживался на этом. Конечно, все это вымыслы. Просто людям, далеким от представления о том, что это значит - по-настоящему ценить и уважать свою родину, была непонятна та всепоглощающая любовь к истории родного края, которая горела в душе вязовского краеведа, и незнакомо стремление, которое руководило этим увлеченным своим делом человеком. Как и тем, кто ориентируется в жизни лишь на удовлетворение материальных запросов, казалось странным полное отсутствие в нем жажды стяжательства. Единственное, к чему стремился Александр Павлович,- придать официальный статус своей коллекции, и потому вполне законным было его желание получать зарплату музейного работника (по нашим временам весьма символическая сумма), которым он, по сути, и являлся. За годы работы истопником и бескорыстного служения своему делу (все экскурсии в его музее были бесплатными) он это заслужил.

Нет, Федоров не нажил себе ни особняка, ни даже машины. Бессребреник и альтруист, он собрал уникальную коллекцию, в которой были поистине бесценные экспонаты, как, например, редкий экземпляр книги "Апостол" XVI века. Но он никогда не считал ее своей личной. А если и распорядился ею по своему усмотрению, то сделал это исключительно в интересах ее сохранности. Иного выхода человек, горячо переживавший за свое дело, просто не нашел. Равнодушие окружающих погубило бы экспонаты, а они - и это Федоров ощущал предельно остро - должны были стать наследием для потомков. Они ими и стали. Предметы из коллекции Федорова, переданные в государственные музеи, стали частью музейного фонда Российской Федерации и теперь являются общенациональным достоянием.

Сохранить в веках

В жизни каждого человека есть удивительные встречи, когда незначительное на первый взгляд событие или знакомство с новым человеком вдруг приобретает особый смысл, и ты узнаешь что-то, что полностью меняет твои представления о давно известных вещах. Так, понятия "патриотизм", "любовь к Родине" у меня как у дочери военного с детства ассоциировались с фильмом "Офицеры". После знакомства с Федоровым я поняла, что не только исполнение воинского долга может служить примером подлинного патриотизма. Неподдельную и искреннюю любовь к родному краю явил спокойный человек с необыкновенно ясными и добрыми глазами, который собрал и бережно хранил коллекцию предметов русской старины. Не для того, чтобы отнести ее в антикварную лавку и купить себе "Мерседес", а с тем, чтобы создать музей для будущих поколений и тем самым сохранить в веках историю жизни и быта своих земляков.

Выставка в краеведческом музее, посвященная светлой памяти Александра Павловича Федорова "Краевед. Собиратель. Даритель", ждет своих посетителей до конца лета.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/journal/articles/03person/58.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ольга Новикова
«Неужели ты думаешь, что Я брошу вас?»
Протоиерея Алексия Новикова вспоминает супруга
24.09.2018
Светлана Белоногова: «Никак не наиграюсь в куклы!»
Руководитель «Светлицы» - о правильных игрушках, вере и традиции
28.01.2015
Все статьи Ольга Новикова
Последние комментарии
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 10:58
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
29.01.2023 06:48
«Мы проводим специальную операцию на своей территории»
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.01.2023 06:12
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 03:03
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Vladislav
29.01.2023 01:35
Возрождение монархии в России невозможно?
Новый комментарий от учитель
29.01.2023 01:31