itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Каждому есть над чем потрудиться

0
429
Время на чтение 6 минут

Десять лет назад я впервые побывала в Вавиловом Доле - одном из самых известных молитвенно почитаемых мест в Саратовской митрополии. Все тогда казалось мне необычным: и сама местность, с которой связано столько легенд, и Литургия, которую служили под открытым небом, и огромные очереди паломников у источника. Крестоходцев было заметно сразу. Загорелые люди в выгоревшей одежде стояли, сидели, а порой и лежали на траве, вытянув распухшие ноги, перемазанные зеленкой или залепленные лейкопластырем. Я только открывала для себя огромный мир Православия и мало что еще понимала. Но менее всего мне было понятно, зачем эти люди шли сюда много дней, преодолевая сотни километров под палящим солнцем и проливным дождем. Недавно мне удалось снова встретиться с паломниками, идущими в Вавилов Дол, и провести небольшой отрезок времени вместе с ними, чтобы вновь попытаться найти ответы на свои вопросы.

В память о мучениках

За десять лет многое изменилось: увеличились продолжительность и протяженность крестного хода. В этом году он впервые вышел из Балашова - 16 июня - и теперь соединяет все три епархии Саратовской митрополии: за тридцать один день паломниками будет пройдено около семисот километров.

В самом начале крестный ход похож на ручеек. Из Балашова в него отправилось всего около пятидесяти человек. В больших городах - Саратове, Вольске, Балаково - он превращается в широкий поток: те, у кого нет возможности пройти весь путь, стремятся провести в этом молитвенном шествии хотя бы несколько часов. Завершают крестный ход в Вавиловом Доле опять же немногие - несколько сотен паломников. Однако за Божественной литургией, которая совершается здесь 17 июля, будут молиться около тысячи человек - они приедут сюда на автобусах.

С самого начала и до конца идут только самые закаленные; многие - не в первый раз, уже хорошо зная друг друга. Как заметил священник Александр Степовик, совершающий пешее паломничество в Вавилов Дол пятый год, крестоходцы - это сплоченная межприходская семья. Люди собираются из разных городов, чтобы вместе пройти путь до того места, где некогда совершали свой подвиг насельники пещерного монастыря.

У каждого нашего врага есть имя и фамилия

Об этом монастыре известно немного. Народное предание хранит легенду о лихом атамане Вавиле, который грабил и убивал в этих местах, был схвачен и ослеплен. Чудом избежав казни, он обратился к Богу, раскаялся в своих преступлениях и, удалившись в пустынное место, вырыл себе келью в овраге, рядом с источником, устроил здесь храм и провел остаток жизни в покаянии и молитве. Этот образ благоразумного разбойника оказался очень близок людям: об отшельнике стали узнавать, рядом с его кельей начали селиться ищущие подвижнической жизни. Так и образовался пещерный монастырь, а местечко получило название «Вавилов Дол».

В годы гонений, обрушившихся на Церковь в 20‑е годы прошлого столетия, здесь нашли пристанище скрывавшиеся от репрессий верующие. Но уже в 1929 году Вавилов Дол был разгромлен: храм и кельи разрушили, источник засыпали. Почти все насельники были арестованы и расстреляны. Гонениям подвергались и те, кто, не боясь преследований, приходил на это место просто помолиться. Но несмотря ни на что народ сохранил память о святыне. Когда стало можно верить открыто, здесь установили поклонный крест, возвели часовню, обустроили источник с колодцем и купальней. В память о мучениках Вавилова Дола и обо всех новомучениках и исповедниках Российских сюда стал совершаться крестный ход.

«У каждого англичанина есть ностальгия по Британской империи»

«Люди теплеют...»

Я встретилась с крестоходцами на восьмой день пути, в Михайловке, за два дня до их прихода в Саратов.

Тяжелую икону святых Царственных страстотерпцев, с которой идут паломники, заносят в церковь - до начала всенощного бдения в Михаило-Архангельском храме остается час. На паперти лежат рюкзаки и свернутые в рулон туристические коврики. За храмом разворачивается палаточный городок. Кто-то рубит дрова, кто-то разливает воду, кто-то разбирает сумки. Здесь же кашеварит полевая кухня - это отдельное попечение. Работники кухни просыпаются раньше крестного хода и засыпают намного позже его. Накормить паломников - дело не менее богоугодное, чем идти самим крестным ходом.

В каждом из нас есть лекарство от рака

Из одной палатки выглядывает детское личико: самой юной участнице крестного хода всего пять лет, и это не рекорд: с собой берут даже грудных детей. В Михайловке я насчитала три коляски.

А самый почтенный возраст - 80 лет - у деда Бориса. Он тяжело поднимается по ступенькам, ведущим к храму.

- Когда иду, а когда еду, - улыбается он. - 170 километров прошли, чуть-чуть осталось.

За крестным ходом следует машина «скорой помощи», она и подхватывает деда Бориса, когда он совсем отстает. И все-таки половину пути он идет сам. Сопровождает паломников и машина ДПС. Дорога не терпит легкомысленного отношения, поэтому подготовка к крестному ходу и его организация - дело серьезное.

Отец Александр Степовик и другие паломники располагаются под большим деревом, растущим на церковном дворе. Спрашиваю батюшку, как встречают их жители населенных пунктов и водители проезжающих мимо машин.

- С любопытством, - отвечает он. - Если раньше относились настороженно - и ставни могли закрыть, и пальцем у виска покрутить, - то теперь во многих поселках выходят нас встречать, приглашают к себе в дома, приносят воду, продукты. Водители останавливаются, спрашивают, кто мы и куда идем, крестятся, желают нам помощи Божией.

Батюшка рассказывает, как принимали их в Турках и Калининске, где крестный ход был в этом году в первый раз, и добавляет:

- Люди теплеют.

Совершающие крестный ход тоже меняются: выходят одни люди, а возвращаются совсем другие. Но понять эти изменения, не пройдя весь путь, невозможно.

- Человек попадает в экстремальные условия. Это ведь не туристический, это совсем другой поход. Это этап возрастания человека, - уверен отец Александр.

Только дорога и молитва

В крестном ходе ежедневно совершаются богослужения. Паломники причащаются за каждой Литургией. В обычной жизни мирянину невозможно причащаться каждый день, но здесь - так установлено. Во время крестного хода все творят Иисусову молитву - каждый день на протяжении нескольких часов. Монотонная ходьба не дает уму рассеиваться, отвлекаться на суету, и это способствует тому, чтобы молитва не прерывалась. Поначалу еще беспокоят мысли о работе, о семье, о каких-то проблемах, паломники могут отвлекаться на разговоры, но взмах флажка направляющего возвращает ум к молитве.

- Когда идешь в первый раз, - рассказывает отец Александр, - сильно устаешь, обращаешь внимание на ноги. Все мысли о том, когда же уже придем. Но если почувствуешь молитву сердцем, то все тяготы пути переносятся легко. И ловишь себя на мысли, что уже не знаешь, какой сегодня день недели.

Может быть, ради этого люди идут в крестный ход? Ради того, чтобы получить именно такой опыт в духовном делании, пережить что-то, что выбьет душу из состояния повседневной обес­покоенности обо всем, что важно или только кажется таковым?..

Отец Александр говорит, что крестный ход - не просто молитва ногами. В пути обостряются все страсти, и человек может увидеть себя словно под микроскопом: каждый шмель вокруг назойливо кружится, каждый камешек бездорожья отдается болью в ногах...

- Случается, ответил кому-нибудь резко или отказал в помощи, чего раньше не замечал за собой. Значит, есть над чем потрудиться - и каждый потихонечку справляется, - признаётся отец Александр. - Потому что когда пребываешь в комфорте - ешь, к примеру, мороженое, сидя под кондиционером, - то у тебя все хорошо! А тут человек борется с собой постоянно.

Поэтому снова и снова поют крестоходцы:

- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.

И все суетное уходит на второй план. Остаются только дорога и молитва.

Что чувствует человек, пройдя весь многодневный и многокилометровый путь? Спрашиваю об этом Ирину Николаевну, для которой этот крестный ход - одиннадцатый. Она рассказывает, как впервые приехала в Вавилов Дол - на автобусе вместе с прихожанами Серафимовского храма - встречать крестоходцев.

- Мы приехали как зрители, нас выгрузили на пустом месте, вокруг - никого. И вдруг видим, идут какие-то люди: обгоревшие, в странной одежде, какие-то мужчины несут бабушку на раскладушке - они что, несли ее весь крестный ход? И вдруг бежит маленькая девочка, и кому-то - вероятно, своему знакомому, стоявшему позади меня, - звонко кричит: «А вы все равно не поймете, вы там не были!». И мне так захотелось узнать, что же поняла эта девочка, чего не понимаю я? На следующий год я пошла в крестный ход, и одна монахиня мне сказала: «Вы думаете, Вы сами сюда пришли? Нет, Господь Вас сюда направил».

Бывает, человек идет за чем-то мистическим: многих привлекают «тайны» Вавилова Дола, якобы раздающийся из-под земли колокольный звон и пение таинственных монахов, которые выходят из-под земли только «для посвященных». Попав в ловушку из мифов и не обнаружив ожидаемого, человек разочаровывается. Или, к примеру, кто-то просто считает крестный ход хорошей тренировкой и думает, что пройти семьсот километров для него - не проблема, а этот труд оказывается непосильным, и ему с огорчением приходится сойти с дистанции. Каждый, ищущий своего, не получает той духовной пользы, которую мог бы получить.

- Это как если человек стоит у источника и не может напиться: и вода кажется не такой, и мухи его кусают, и лягушки квакают, - говорит отец Александр. - Если хочешь пить - иди и пей. Не стоит искать каких-то чудес. Любое чудо важно для укрепления маловерующих, а верующему сердцу оно не нужно. Блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29).

Газета «Православная вера» № 13 (561)

Ольга Новикова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kazhdomu-est-nad-chem-potruditsya

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Ольга Новикова
«Неужели ты думаешь, что Я брошу вас?»
Протоиерея Алексия Новикова вспоминает супруга
24.09.2018
Светлана Белоногова: «Никак не наиграюсь в куклы!»
Руководитель «Светлицы» - о правильных игрушках, вере и традиции
28.01.2015
Помочь поверить в жизнь
В октябре 2012 года, в Балашовской епархии начал работу православный кризисный центр «С верой в жизнь». Он был создан для женщин, оказавшихся в трудной ситуации
16.01.2015
Все статьи Ольга Новикова
Последние комментарии
Три вектора развития событий
Новый комментарий от Vladislav
27.09.2022 21:33
Что будет после референдумов?
Новый комментарий от Александр Бутов
27.09.2022 21:30
Первый русский скитоначальник
Новый комментарий от РоманС
27.09.2022 21:18
Потому что «договаривался» Абрамович
Новый комментарий от Владимир22
27.09.2022 20:09
Что сказал бы Вася Тёркин, заглянув в наши экраны?
Новый комментарий от Владимир22
27.09.2022 19:54
Почему они убегают за границу?
Новый комментарий от наталья чистякова
27.09.2022 19:53