Она - руководитель детского объединения углубленного изучения традиционной русской культуры «Светлица», ведет занятия в Центре дополнительного образования детей Заводского района, саратовской Свято-Покровской православной классической гимназии и в воскресной школе храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Светлана Валерьевна уверена: кукла может много рассказать о национальном характере, жизни и быте русского народа, а вместе с тем - о красоте Православия.
Не ради продажи
- Когда вы начали мастерить кукол?
- Куклы начала мастерить, когда работала в художественном училище имени А.П. Боголюбова, нужен был демонстрационный материал по теме: «История костюма». Преподаватели спецдисциплин, опытные серьезные художники, неожиданно для меня с интересом отнеслись к моей самодеятельности, дали советы, объяснили основные законы изобразительного искусства, что во многом определило мой нынешний уровень.
В то же время я заинтересовалась народной домодельной куклой. Именно домодельной, крестьянской, сделанной не ради продажи, а для радости ребенка. Эта игрушка была насильственно изъята из системы детского воспитания в начале ХХ века как элемент того мира, который собирались разрушить «до основанья». Но, к счастью, традиция делать простые тряпичные куклы, лоскутные мячики, деревянные лошадки сохранилась, и мы в «Светлице» ее возрождаем.
- А как вы учите детей мастерить игрушки?
- В «Светлице» мои ученики с шести лет учатся вертеть кукол из ситцевых лоскутов, с восторгом открывая простые технологии витья, плетения, скручивания. Должна сказать: ручки у большинства городских деток слабые, терпение - большая редкость, смирение - не в почете. Но желание иметь лоскутную игрушку столь велико, что все эти качества потихоньку воспитываются, и мальчишки учат девчонок аккуратно пеленать тряпичного кукленка, а завязывание платочка превращается в целое юмористическое представление.
Но моя задача - работать с детьми не в форме шоу. Я стараюсь дать каждому ребенку возможность неспешно выбрать из вороха обрезков именно свой лоскутик и создать свою уникальную куколку, не похожую на других.
- У русской народной игрушки есть миссионерская функция? Кукла может познакомить детей с основами православной культуры?
- Уверена, что да. Не раз беседовала об этом с батюшками, да и само существование «Светлицы» это подтверждает. Мы же говорим о комплексном, многогранном понимании отечественной традиции, где Православие - ее неотъемлемая часть.
- За то время, что занимаетесь русской игрушкой, вы создали свою методику?
- И да, и нет. Чем больше вникаешь, тем лучше понимаешь, что многое лежит в самых основах традиционной системы воспитания, и вопрос в том, как это применить в современных условиях с современными девчонками и мальчишками. Приобщением детей к отечественной традиции через домодельную игрушку занимаюсь уже более десяти лет. Я не даю профессиональных знаний, просто очень хочу дать детям возможность свободного выбора: чем играть, о чем читать, что смотреть, как относиться к своей совести, в чем искать поддержку, на что потратить удивительный дар жизни. По мере своих сил стараюсь дать им возможность не сидеть у «скучного», по их же словам, телевизора, а ощутить радость бытия, его неповторимую ценность. Мне радостно, что усилия наши не напрасны. Воспитанники «Светлицы» участвуют во многих акциях и фестивалях областного уровня, а их работы побеждают в конкурсах декоративно-прикладного творчества. К примеру, в 2014 году в очередной раз взяли призовые места на межрегиональном фестивале в Нижнем Новгороде.
Лоскутное одеяло жизни
- Знаю, что летом «Светлица» переезжает в православный лагерь «Солнечный». Как вам там живется?
- Опыт наших летних сезонов бесценен. Перед тем как приступить к работе в лагере, я волновалась чрезвычайно. Воцерковленные коллеги казались мне прежде людьми из другого, неведомого, немного пугающего мира. И, как всегда в моей жизни, расставить все по местам помогли дети. Они, родившиеся уже в другой стране, свободные от многих наших путаных «заумей», научили меня ежедневно вычитывать правило и стоять на службе. И то, что казалось мне напряжением, стало свободой, а страх сменился доверием. Беседы с духовниками смен дали возможность многое осознать. Особенно дорого мне общение с воспитанниками Саратовской семинарии и Епархиального женского училища, которые работают в лагере вожатыми.
Там, в «Солнечном», родилась и теперь уже стала традиционной наша «светличная» костюмированная, красочная конкурс-игра «Краса ненаглядная», посвященная православному семейному укладу. Дети играют в представителей разных сословий Саратовской губернии. Судя по отзывам, с удовольствием. Играя, мы соединяем разноцветные лоскутики нашей жизни в символ игры - большое лоскутное одеяло. Говорим и о важном - об истории Отечества, о нашей вере, культуре, традиции, литературе, и о самом простом - житейских навыках, игрушках, колыбельных песнях.
- Есть ли у самодельной игрушки будущее? Сегодня детские магазины буквально завалены товарами, там есть все, о чем мечтают дети. И родителям порой проще «откупиться» - принести готовое, и пусть ребенок играет сам, чем сидеть вместе с ним, что-то мастерить и потом играть.
- «Домодельная» игрушка создается, чтобы объединить дом, сдружить семью. А это в любые времена и в любом будущем всегда будет востребованно. Надо только не лениться делать что-то своими руками. У покупной игрушки, какой бы современной и яркой она ни была, такой объединительной способности все-таки нет.
- Сейчас в магазинах просто засилье кукол-«монстров» и «зомби», которые очень популярны у детей. И родители не могут отговорить своих детей от покупки. Такие игрушки имеют право на существование, или важно, чтобы дети играли только в добрые игрушки?
- Детские страшилки - одна из составляющих мира детства. Психологи даже оговаривают их необходимость. И опять все зависит от взрослых. Чем наполнится этот этап, ведь жизнь - это далеко не розовые сердечки. А страшилки были в традиционной культуре и сохраняются сейчас, но рыночная массовая культура любой интерес превращает в такую навязчивую массовку, что полностью искажается первоначальный смысл. Страшилки призваны предупредить о границах дозволенного, об опасности заигрывания с тем, что скрыто. Монстры же и зомби, скорее наоборот, приучают с этой изнанкой жизни заигрывать, как бы приучают к ней, и ребенок привыкает и уже не видит в подобных существах ничего странного - норма вещей.
- Как быстро дети вырастают из игрушек?
- Этот вопрос я часто задаю ребятам. Недавно большинство второклашек ответили, что в десять лет пора остановиться и думать о жизни. А я вот не наиграюсь никак...
О Православии - на лекциях по научному атеизму
- У каждого христианина есть «свое» Евангелие - своя благая весть о встрече с Богом. Каким был ваш путь к вере?
- Так сложилось, что я росла в условиях, далеких от Церкви, в небольшом городке, построенном в степи для людей, работающих на крупном химическом заводе. Мама любила и собирала книги по изобразительному искусству, поэтому русскую икону я знала с детства, но как шедевр, хранящийся в Третьяковской галерее. Потом была учеба на филологическом факультете СГУ. Это был очень важный этап в моей жизни. Именно в университете я впервые услышала серьезные мысли о Православии на лекциях по... научному атеизму. Пошла в Троицкий собор и... испугалась. Волнение было очень сильным, но, как себя вести, не знала, а спросить стеснялась.
В то время поиск истинных ценностей приводил меня в разные сообщества моих сверстников, среди которых были представители разных национальностей и конфессий. Постепенно формировался основной интерес моей жизни: что такое национальное самосознание и культурная традиция, каковы способы передачи традиции от поколения к поколению. Пытаясь найти ответ, общалась с людьми, читала множество книг и в маленьком православном храме в Феодосии купила Библию. С тех пор словно появилось что-то прочное в моей жизни, и к этому центру стали прирастать дальнейшие жизненные события, определяться выбор в поступках и отношениях. Были сложности, трудности и потери, но теперь уже ясно, что без этих скорбей мне вряд ли удалось бы понять истинный смысл жертвенности, искушения, прощения, покаяния, искупления и нерасторжимую связь этих суровых на первый взгляд понятий с истинной радостью и свободой, которые дает Православие.
Придя в Церковь уже взрослым человеком, я очень хорошо понимаю тех, кто в храм не ходит, боясь сделать что-то не так, и стараюсь помочь им перейти эту надуманную черту и найти в вере неповторимую радость и колоссальную поддержку в испытаниях.
Газета «Саратовская панорама» № 2 (981)
Беседовала Ольга Новиковаhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nikak-ne-naigrayus-v-kukly