Светлана Белоногова: «Никак не наиграюсь в куклы!»

Руководитель «Светлицы» - о правильных игрушках, вере и традиции

0
458
Время на чтение 6 минут
Куклы на ложках, куклы-пеленашки, тряпичные куклы и лоскутные мячики - в прежние времена игра была не просто развлечением. Она воспитывала и наставляла, развивала сообразительность, ловкость, умение общаться, приучала к порядку. Мастерить кукол и играть в них так, как это делали на протяжении многих веков наши предки, детей учит педагог Светлана Белоногова.

Она - руководитель детского объединения углубленного изучения традиционной русской культуры «Светлица», ведет занятия в Центре дополнительного образования детей Заводского района, саратовской Свято-Покровской православной классической гимназии и в воскресной школе храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Светлана Валерьевна уверена: кукла может много рассказать о национальном характере, жизни и быте русского народа, а вместе с тем - о красоте Православия.

Не ради продажи

- Когда вы начали мастерить кукол?

- Куклы начала мастерить, когда работала в художественном училище имени А.П. Боголюбова, нужен был демонстрационный материал по теме: «История костюма». Преподаватели спецдисциплин, опытные серьезные художники, неожиданно для меня с интересом отнеслись к моей самодеятельности, дали советы, объяснили основные законы изобразительного искусства, что во многом определило мой нынешний уровень.

В то же время я заинтересовалась народной домодельной куклой. Именно домодельной, крестьянской, сделанной не ради продажи, а для радости ребенка. Эта игрушка была насильственно изъята из системы детского воспитания в начале ХХ века как элемент того мира, который собирались разрушить «до основанья». Но, к счастью, традиция делать простые тряпичные куклы, лоскутные мячики, деревянные лошадки сохранилась, и мы в «Светлице» ее возрождаем.

- А как вы учите детей мастерить игрушки?

- В «Светлице» мои ученики с шести лет учатся вертеть кукол из ситцевых лоскутов, с восторгом открывая простые технологии витья, плетения, скручивания. Должна сказать: ручки у большинства городских деток слабые, терпение - большая редкость, смирение - не в почете. Но желание иметь лоскутную игрушку столь велико, что все эти качества потихоньку воспитываются, и мальчишки учат девчонок аккуратно пеленать тряпичного кукленка, а завязывание платочка превращается в целое юмористическое представление.

Но моя задача - работать с детьми не в форме шоу. Я стараюсь дать каждому ребенку возможность неспешно выбрать из вороха обрезков именно свой лоскутик и создать свою уникальную куколку, не похожую на других.

- У русской народной игрушки есть миссионерская функция? Кукла может познакомить детей с основами православной культуры?

- Уверена, что да. Не раз беседовала об этом с батюшками, да и само существование «Светлицы» это подтверждает. Мы же говорим о комплексном, многогранном понимании отечественной традиции, где Православие - ее неотъемлемая часть.

- За то время, что занимаетесь русской игрушкой, вы создали свою методику?

- И да, и нет. Чем больше вникаешь, тем лучше понимаешь, что многое лежит в самых основах традиционной системы воспитания, и вопрос в том, как это применить в современных условиях с современными девчонками и мальчишками. Приобщением детей к отечественной традиции через домодельную игрушку занимаюсь уже более десяти лет. Я не даю профессиональных знаний, просто очень хочу дать детям возможность свободного выбора: чем играть, о чем читать, что смотреть, как относиться к своей совести, в чем искать поддержку, на что потратить удивительный дар жизни. По мере своих сил стараюсь дать им возможность не сидеть у «скучного», по их же словам, телевизора, а ощутить радость бытия, его неповторимую ценность. Мне радостно, что усилия наши не напрасны. Воспитанники «Светлицы» участвуют во многих акциях и фестивалях областного уровня, а их работы побеждают в конкурсах декоративно-прикладного творчества. К примеру, в 2014 году в очередной раз взяли призовые места на межрегиональном фестивале в Нижнем Новгороде.

Лоскутное одеяло жизни

- Знаю, что летом «Светлица» переезжает в православный лагерь «Солнечный». Как вам там живется?

- Опыт наших летних сезонов бесценен. Перед тем как приступить к работе в лагере, я волновалась чрезвычайно. Воцерковленные коллеги казались мне прежде людьми из другого, неведомого, немного пугающего мира. И, как всегда в моей жизни, расставить все по местам помогли дети. Они, родившиеся уже в другой стране, свободные от многих наших путаных «заумей», научили меня ежедневно вычитывать правило и стоять на службе.  И то, что казалось мне напряжением, стало свободой, а страх сменился доверием. Беседы с духовниками смен дали возможность многое осознать. Особенно дорого мне общение с воспитанниками Саратовской семинарии и Епархиального женского училища, которые работают в лагере вожатыми.

Там, в «Солнечном», родилась и теперь уже стала традиционной наша «светличная» костюмированная, красочная конкурс-игра «Краса ненаглядная», посвященная православному семейному укладу. Дети играют в представителей разных сословий Саратовской губернии. Судя по отзывам, с удовольствием. Играя, мы соединяем разноцветные лоскутики нашей жизни в символ игры - большое лоскутное одеяло. Говорим и о важном - об истории Отечества, о нашей вере, культуре, традиции, литературе, и о самом простом - житейских навыках, игрушках, колыбельных песнях.

- Есть ли у самодельной игрушки будущее? Сегодня детские магазины буквально завалены товарами, там есть все, о чем мечтают дети. И родителям порой проще «откупиться» - принести готовое, и пусть ребенок играет сам, чем сидеть вместе с ним, что-то мастерить и потом играть.

- «Домодельная» игрушка создается, чтобы объединить дом, сдружить семью. А это в любые времена и в любом будущем всегда будет востребованно. Надо только не лениться делать что-то своими руками. У покупной игрушки, какой бы современной и яркой она ни была, такой объединительной способности все-таки нет.

- Сейчас в магазинах просто засилье кукол-«монстров» и «зомби», которые очень популярны у детей. И родители не могут отговорить своих детей от покупки. Такие игрушки имеют право на существование, или важно, чтобы дети играли только в добрые игрушки?

- Детские страшилки - одна из составляющих мира детства. Психологи даже оговаривают их необходимость. И опять все зависит от взрослых. Чем наполнится этот этап, ведь жизнь - это далеко не розовые сердечки. А страшилки были в традиционной культуре и сохраняются сейчас, но рыночная массовая культура любой интерес превращает в такую навязчивую массовку, что полностью искажается первоначальный смысл. Страшилки призваны предупредить о границах дозволенного, об опасности заигрывания с тем, что скрыто. Монстры же и зомби, скорее наоборот, приучают с этой изнанкой жизни заигрывать, как бы приучают к ней, и ребенок привыкает и уже не видит в подобных существах ничего странного - норма вещей.

- Как быстро дети вырастают из игрушек?

- Этот вопрос я часто задаю ребятам. Недавно большинство второклашек ответили, что в десять лет пора остановиться и думать о жизни. А я вот не наиграюсь никак...

О Православии - на лекциях по научному атеизму

- У каждого христианина есть «свое» Евангелие - своя благая весть о встрече с Богом. Каким был ваш путь к вере?

- Так сложилось, что я росла в условиях, далеких от Церкви, в небольшом городке, построенном в степи для людей, работающих на крупном химическом заводе. Мама любила и собирала книги по изобразительному искусству, поэтому русскую икону я знала с детства, но как шедевр, хранящийся в Третьяковской галерее. Потом была учеба на филологическом факультете СГУ. Это был очень важный этап в моей жизни. Именно в университете я впервые услышала серьезные мысли о Православии на лекциях по... научному атеизму. Пошла в Троицкий собор и... испугалась. Волнение было очень сильным, но, как себя вести, не знала, а спросить стеснялась.

В то время поиск истинных ценностей приводил меня в разные сообщества моих сверстников, среди которых были представители разных национальностей и конфессий. Постепенно формировался основной интерес моей жизни: что такое национальное самосознание и культурная традиция, каковы способы передачи традиции от поколения к поколению. Пытаясь найти ответ, общалась с людьми, читала множество книг и в маленьком православном храме в Феодосии купила Библию. С тех пор словно появилось что-то прочное в моей жизни, и к этому центру стали прирастать дальнейшие жизненные события, определяться выбор в поступках и отношениях. Были сложности, трудности и потери, но теперь уже ясно, что без этих скорбей мне вряд ли удалось бы понять истинный смысл жертвенности, искушения, прощения, покаяния, искупления и нерасторжимую связь этих суровых на первый взгляд понятий с истинной радостью и свободой, которые дает Православие.

Придя в Церковь уже взрослым человеком, я очень хорошо понимаю тех, кто в храм не ходит, боясь сделать что-то не так, и стараюсь помочь им перейти эту надуманную черту и найти в вере неповторимую радость и колоссальную поддержку в испытаниях.

Газета «Саратовская панорама» № 2 (981)

Беседовала Ольга Новикова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/nikak-ne-naigrayus-v-kukly

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Новикова
«Неужели ты думаешь, что Я брошу вас?»
Протоиерея Алексия Новикова вспоминает супруга
24.09.2018
Помочь поверить в жизнь
В октябре 2012 года, в Балашовской епархии начал работу православный кризисный центр «С верой в жизнь». Он был создан для женщин, оказавшихся в трудной ситуации
16.01.2015
Все статьи Ольга Новикова
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06