Сила и слабость Русского народного собора

Главным делом Х Всемирного русского народного собора (ВРНС), проходившего в Москве 4-6 апреля 2006 года, стало принятие документов, расширяющих рамки дискуссии с либеральной европейской трактовкой прав человека, утвердившейся под влиянием Совета Европы и некоторых других международных организаций. В ряду таких документов, как "Каирская декларация прав человека в исламе", принятая в 1990 году, декларация II Всемирной конференции по правам человека, организованной в 1993 году странами Азии и Латинской Америки, стоит теперь "Декларация о правах и достоинстве человека", одобренная участниками ВРНС.

ХХХ

Отправным пунктом Декларации является концептуальный разрыв с идеологией "общечеловеческой цивилизации". Авторы документа ведут речь "от имени самобытной русской цивилизации", и в этой редакции принятого собором текста зафиксирован очевидный, но часто игнорируемый факт - реально существующая в современном мире множественность народов и культур.

Многообразие культурно-исторических типов в мире разрушает идеологему "мирового сообщества" как некого единообразия. До тех пор, пока мы соглашаемся с принуждением к единообразию, от лица "мирового сообщества" будут говорить исключительно идеологи Запада - представители Совета Европы, Северо-Атлантического альянса и других родственных им организаций. Стоит перестать быть конформистами в мировоззрении, как идеологическое единообразие мира, где народам отведены всего две роли - the West and the Rest ("Запад и остальные"), "развитые" и "развивающиеся" - исчезает. Вместо этого обнаруживается множественность народов, культур, цивилизаций, систем властвования; множественность, не сводимая к единству иначе, как в тоталитарных проектах.

Ни одна из цивилизаций, исторически сложившихся за пределами Западной Европы и Северной Америки (китайская, индийская, арабская, русская цивилизации), как бы ни пленялась Западом та или иная "интеллигенция" (публицисты, политики и т.п.), никогда не шла "по дорожке Запада" до точки своей исторической смерти - растворения в инокультурном европейском (романо-германском) типе. Это ничуть не исключало общения и взаимообмена культур.

Образованным индийцам хорошо известен знаменитый спор махатмы Ганди с Рабиндранатом Тагором, относящийся к 1921 году. Спор шел о "движении несотрудничества" с западными колонизаторами, - движении, которое поднял Ганди и которое увенчалось освобождением Индии от иностранного господства. Тагор опасался, что "движение несотрудничества" воздвигнет китайскую стену между Западом и Индией. Ганди ответил ему письмом, где писал: "Напротив, несотрудничество направлено на то, чтобы открыть дорогу реальному, честному и добровольному сотрудничеству, основанному на взаимном уважении и доверии. Наша борьба направлена против принудительного сотрудничества, против любой односторонней комбинации, против навязывания силой современных методов эксплуатации, замаскированных именем цивилизации". История свидетельствует, что Ганди, а с ним и индийский народ в этой борьбе победили.

ХХХ

Наряду с утверждением принципа множественности цивилизаций как характеристики мира "Декларация о правах и достоинстве человека" утверждает принцип религиозного происхождения любой культуры как "имеющей своим Первоисточником Бога". Это - еще один серьезный вызов либеральной европейской концепция прав человека, которая принципиально атеистична (породившая данную концепцию новоевропейская культура остается религиозной на свой манер: атеизм - это религия, идолом которой является мир, изгоняющий Бога).

"Религиозное чувство присуще человеку, - пишет один из наиболее глубоких церковных писателей нашего времени архимандрит Рафаил (Карелин). - Человек отличается от животных прежде всего тем, что он - существо религиозное". Религиозные истоки культуры (любой культуры!) лежат гораздо глубже, нежели корни новоевропейского атеизма. Именно поэтому в душе каждого человека, как отмечается в "Декларации", есть "вечный нравственный закон", он имеет "твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств", ибо эта основа дана человеку его Творцом.

"Две свободы", о которых говорит "Декларация" (свобода-"ценность", присущая человеку как "образу Божьему" от рождения, и свобода-"достоинство", обретаемая человеком тогда, когда он живет в соответствии с замыслом Бога о себе) - хорошо известны Православию. Две свободы человека - это свобода в Боге и свобода от Бога. Единственно возможной (и "прагматичной") позицией православноверующего христианина является стремление к утверждению первой свободы и ограничение второй. То, что Русский народный собор напомнил об этом, принадлежит к числу важных заслуг авторов "Декларации прав и достоинства человека".

ХХХ

Сила "Декларации прав и достоинства человека" смешана с поразительной слабостью этого документа. Авторы "Декларации", говоря от лица "самобытной русской цивилизации", ни единым словом не упомянули о краеугольном камне русской самобытности - Христе и Его Церкви, определивших неповторимую красоту русской цивилизации и место России во всемирной истории.

Главный автор "Декларации" митрополит Кирилл, выступая на соборе, отмечал, что "православная традиция" является "культурообразующей для русской цивилизации". Напомнить об этом необходимо. Без Православной Церкви (а не "православной традиции") не было бы и того "особого вклада" русского народа в мировую историю, о котором сказал митрополит Кирилл, имея в виду уникальное многообразие русского мира как цивилизации "многонациональной и многокультурной".

Разгадку слабости документов собора можно найти в первых строчках "Соборного слова", принятого на заключительном пленарном заседании ВРНС. Соединив под знаком не определенной "религиозной традиции" (?), к которой апеллируют документы ВРНС (непонятно, почему цивилизаций много, а "религиозная традиция" одна), членов Русской Православной Церкви и представителей "других традиционных религиозных общин" (выделено мной. - В.М.), а заодно представителей "делового мира, науки, культуры, образования, здравоохранения, военнослужащих, общественных объединений из 72 регионов России и многих государств ближнего и дальнего зарубежья", ВРНС размыл культурообразующее ядро русской самобытности как таковой.

В какой степени влияние документов ВРНС распространится за пределы его заседаний, сейчас сказать сложно, но ясно другое. Х Всемирный русский народный собор - не христианский, а экуменический форум со многим, что присуще экуменизму как модернистскому движению прошлого века. Отсюда и слабость, ибо в этом качестве ВРНС не только не "самобытен", но и не очень интересен как партнер по диалогу той же, например, Европе. Ибо "диалог" может принести плоды тогда, когда он ведется "без лжи о сходстве взглядов, равенстве традиций и возможности единства", - когда православноверующие не скрывают от остальных того, что "Церковь, продолжающая миссию Христа на земле, есть не только путь ко спасению, но единственный путь" (архимандрит Рафаил).

http://www.fondsk.ru/print.php?id=107
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина - основа Деклараций о правах и достоинстве человека!

Многие духовные и морально-нравственные явления, будучи подвергнутыми анализу со стороны самых различных наук (включая теологию, этику), остаются вне юридического осмысления. К существующей традиционной классификации прав (поколению (группе) прав) юридическая наука не относит, к большому сожалению, духовно-нравственные аспекты развития человека , в т.ч. религиозно-нравственные категории, о которых говорится в Декларациях и религиозных учениях о человеке. В конце ХХ века в России с Божьей помощью было открыто четвертое поколение прав - " духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина "-, которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности, которым особое внимание уделяют Православная Церковь и другие традиционные религиозные конфессии (http://iventev.narod.ru/ ). В связи с этим, автор указанных прав создал наиболее точную и полную по своей форме, объему и содержанию следующую классификацию прав и свобод человека и гражданина: 1) Духовно-нравственные права и свободы; 2) Права солидарности; 3)Культурные права и свободы; 4) Гражданские права и свободы; 5) Социальные права и свободы; 6)Экономические права и свободы; 7)Политические права и свободы. Провозглашенные духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умоляют принятые Декларации и религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с Откровением Божиим. Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество и др.)составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило наконец выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию. Провозглашение любых прав человека ничто без реальных гарантий их осуществления.

Владимир Максименко:
Все статьи автора
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58