На перекрестке границ и народов

Русинский вопрос 
0
125
Время на чтение 5 минут
Жизнь народов Восточной Европы мы представляем значительно хуже, чем Европы Западной и Центральной. Но как складывается жизнь близких нам даже географически, не говоря уже о культурном и этническом родстве, славянских народов Европы после их вхождения в Евросоюз?

Беседа со словацким историком Беатой Блеховой неожиданно повернула в русло обсуждения столь острого для нас в последнее время национального вопроса. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть в спокойной Словакии, где на 4,5 миллиона словаков приходится 570 тысяч венгров, а численность прочих меньшинств не превышает 500 тысяч человек?

- Словакия относится к традиционно спокойным в сфере межнациональных отношений регионам, но исторически находится на рубежах соприкосновения многих европейских наций и народов. Земли, населенные словаками, есть в сопредельных государствах, прежде всего в Венгрии. А в состав Словакии вошли территории, где традиционно проживают другие народы: украинцы, чехи, русины. Как складывались их отношения исторически и что изменилось за последнее время?

- В Словакии проживает несколько национальных меньшинств. Самое большое численно - венгерское - составляет почти 600 тысяч человек; затем цыгане - 300-400 тысяч, точнее сказать невозможно; чехи - 100 тысяч; русины - 50 тысяч; поляки - 2700; украинцы - около 8 тысяч; хорваты - 1 тысяча; сербы- 4 тысячи; немцы - 6 тысяч (до Второй мировой войны их было значительно больше); евреи - 200 человек.

В реальной жизни меньшинствами мы чаще всего называем венгров и цыган. По поводу цыганского меньшинства у Словакии постоянно возникают осложнения с Евросоюзом.

Согласно нашему законодательству, все национальные меньшинства имеют право на культурные, образовательные национальные учреждения: детские и учебные заведения, театры, музеи, СМИ и т.д. Словакия пописала целый ряд договоров по этим вопросам, к примеру, рамочный договор Совета Европы по защите прав меньшинств был ратифицирован Парламентом в 1995 году. Европейская хартия защиты региональных языков и языков меньшинств была подписана Словакией в 1998 году, хотя не все государства - члены Евросоюза подписали эту хартию. При министерстве культуры Словакии работает отдел культуры меньшинств, который помогает различным учреждениям национально-культурного профиля. Это, прежде всего театры, а их в маленькой Словакии очень много. Есть и венгерский театр в Комарне и Кошицах, и цыганский театр "Роматхан", театр имени Александра Духновича в Прешево и другие. В Словакии также 11 музеев национальных культур, причем некоторые из них существуют уже более ста лет, но большинство из них возникло в 1990-е годы, когда разрабатывались специальные программы. В основном финансирование развития культуры и языков малых народов осуществляется по системе грантов.

- Как складываются межнациональные отношения? Есть ли "группы риска", можно ли констатировать проявления ксенофобии, национальной неприязни, ревности?

- В Словакии довольно консолидированное общество. Что же касается приезжающих иностранцев, гастарбайтеров, то их немного, и они не бросаются в глаза. Иностранных студентов сейчас нет, а те, которые остались "с советских времен" глубоко интегрировались в жизнь общества и не чувствуют себя иностранцами. Отношение к иностранцам в Словакии такое же, как и в России - к ним относятся лучше, чем к своим. Вероятно, это элемент патриархального отношения к гостю.

Но недавно общество было взбудоражено обсуждением новой проблемы: "словацкий фашизм". Сначала вообще не было понятно, о чем речь. Началось всё с убийства словацкого студента при невыясненных обстоятельствах. Появились комментарии о причастности к этому маргинальной организации "Словацкая посполитость". Сразу же заговорили о том, что это проявление словацкого фашизма. Эта организация, в которой всего-то полсотни молодых агрессивных мужчин, получила почему-то государственную регистрацию...

- Является ли возникновение такой структуры реакцией общества на размывание национальной словацкой идентичности, своего рода защитной реакцией?

- Возможно, в какой-то мере. Но дело в том, что словаки не чувствуют угрозы своему национальному самосознанию и бытию ни с какой стороны; может быть только со стороны венгерского меньшинства, которое сейчас очень активизировалось в политическом плане. Главные дискуссии между представителями национальных радикалов, которые не имеют большой симпатии у населения, идут именно с представителями венгерских политиков.

На мой взгляд, политическая структура Словакии сильно проигрывает из-за того, что в ней не нашла отражения национально-католическая идея. У нас нет национально-католической партии. Христианско-демократическая партия стоит на либеральных позициях и не отвечает национальным интересам словаков. Именно эта партия ответственна за эрозию социальной сферы современной Словакии. Поэтому эта партия не популярна, она не получает на выборах больше 7-8 процентов голосов. В Словакии существует Национальная партия, это старейшая политическая сила, но она создана и пополняет свои ряды из числа протестантов - евангелистов, которых в современной Словакии около 370 000 человек.

Национальное мировоззрение, облагороженное католической верой, позволило бы найти золотую середину - избежать радикализма, экстремизма, не забывая при этом о национальных государственных интересах, традициях, народном укладе жизни. Христианско-демократическая партия, как уже сказано, не отвечает таким задачам. Именно в результате того, что она отказалась от участия в формировании правительства, места этой партии заняли представители венгерской партии, - теперь их представители руководят рядом министерств: образования, сельского хозяйства... Государственный секретарь тоже венгр. Эта ситуация обострила словацко-венгерские отношения, затронула национальные чувства словаков и возродила былую напряженность.

Исторически сложилось так, что Венгрия трижды нападала на наши земли. Во время Второй мировой войны в ее состав вошли территории южной Словакии, где проживали до полумиллиона словаков (сейчас в ее состав также входят территории южной Словакии, там 600 тысяч наших соотечественников). Печально то обстоятельство, что многие венгерские политики вообще отрицают право Словакии на национальную государственность. У них, например у Урбана, есть стремление объединить всех венгров под эгидой Будапешта, это напоминает ревизионистские планы включения земель сопредельных государств, в том числе Словакии, населенных венграми, в состав единого государства.

Сосуществование разных народов в составе одного государства, по моему мнению, не является проблемой, если все народы пользуются равными гражданскими правами, имеют одинаковые обязанности и уважают свое государство и его народы. К сожалению, у нас это не совсем так. Венгры - граждане Словакии зачастую не знают словацкого языка, ориентированы и культурно, и государственно на Будапешт, и вообще не считают Словакию легитимным государством. В Коморне существует венгерская культурная инфраструктура, вплоть до венгерского университета, где все преподавание идет на венгерском языке и по венгерским программам. Этот университет основан в 2000 году и играет роль центра сепаратизма. Пример Косово, где все начиналось похожим образом, заставляет предположить аналогичный сценарий и в Словакии. Даже в своих материалах венгры - граждане Словакии не называют себя иначе чем "верхнее-венгерские венгры". Звучит курьезно, но смысл в том, чтобы не называться "венграми из Словакии".

...Словаки не настроены на конфронтацию, но они не хотят разрушения своего государства.

- На землях Словакии проживает один из древнейших народов Восточной Европы, о котором мало знают в России - русины. Как складывается их жизнь и как они сосуществуют со своими соседями, повторяется ли "венгерская модель"?

- Русинов у нас называют тихим меньшинством. Населенные ими земли входили в единую Чехословакию и назывались Закарпатская Русь. В Чехословакии Массарика и Бенеша существовали специальные программы помощи русинам, многие рассматривали их как живой этнографический музей. В те годы было много сделано для развития культуры русинов и для знакомства Европы с этим народом. Венгры оккупировали эти земли в 1939 году, но после Второй мировой войны они отошли к СССР, - там русинов не считали самостоятельным народом и украинизировали. Параллельно в Словакии, в Пряшевской Руси стали использовать украинский и русский языки в культуре русинов. Этот народ разделен многими границами, но ему удалось сохранить свою идентичность и веру. В Восточной Словакии проживает около 220 000 греко-католиков - униатов, большинство из них русины, есть среди русинов и православные. Всего в Словакии около 50 тысяч православных, включая сербов, украинцев и русинов.

Русины тесно общаются между собой "поверх границ". Вообще феномен этого народа еще ждет своего изучения.

http://stoletie.ru/cgi-bin/print.cgi?item=1r205r060619165318
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Русинский вопрос
Укрорейх перешел к жёсткой политике уничтожения Православия в преддверие срока окончания полномочий Зеленского
Выступление на Круглом Столе движения «Русская весна» 13 марта 2024 го года
16.03.2024
«Необандеровские романтики легко меняют идеологически перчатки»
Бандеровщина, как любой нацизм, – идеология ущербных людей, остро ощущающих невостребованность, но относящих свои проблемы на счёт «враждебного», «не понявшего» их «величия» общества
23.01.2024
Карпатские русины в поисках идентичности
Борьба карпато-русского и украинского движения в Подкарпатской Руси в 1920-е годы
23.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11