О посмертном почитании владыки Афанасия (Сахарова)

Новости Москвы 
0
654
Время на чтение 11 минут
По своей скромности владыка Афанасий не хотел иметь на могиле памятника, не хотел отличаться от других и после смерти. Однако по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия I на его могиле был поставлен памятник с большим мраморным крестом и надгробной надписью. Это произошло 13 августа 1965 года, накануне празднования изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Со временем была установлена металлическая ограда с крышей, что стало некоторым подобием маленькой часовни. Сюда ежедневно приходили люди со своими скорбями, немощами, прося заступничества владыки, и он им не отказывал. Сейчас люди приходят к нему в другое место и опять получают просимое. Воистину и после смерти владыка не оставлял и не оставляет своих чад. Имеются многие свидетельства этому, они широко известны...

На первой седмице Великого поста 2000 года мы, несколько паломников из Москвы, по приглашению своих добрых знакомых говели в одном из монастырей Владимира. Между утренней и вечерней службами по обыкновению объезжали храмы города и любовались их красотой. 14 марта было особое благоволение Всевышнего. Выдался прекрасный солнечный день, кругом все дышало весной, и даже легкий морозец не сдерживал капель. Солнце пронизывало сосульки, отражалось от синих сугробов, метало блики, разливалось вокруг, и в воздухе висела радость бытия. Воробьи и те жмурились от удовольствия.

На каком-то душевном подъеме посетили мы Спасскую церковь, построенную на месте храма XII века. Место сие в черте древнего Владимира господствует над поймой Клязьмы. Именно здесь был двор святого благоверного князя Андрея Боголюбского, и неудивительно, что отсюда с высокого берега открывается изумительный вид на всю пойму и муромскую сторонку противоположного берега, на дальние, покрытые синеватой дымкой леса. Неудивительно было и другое. Это древнее место русских святых привело нас к владыке Афанасию.

Нас встретил настоятель отец Георгий (Горбачук). Служба давно закончилась, в церкви уже никого не было, и он смог неторопливо поведать нам славную дореволюционную историю храма, горькую - большевистского поругания его и неимоверно тяжкую - возрождения. Много сил приложил подвижник-священник на восстановление церкви. В конце нашей беседы в храме появилась сухонькая старушка. Она тепло поприветствовала нас и как-то легко вошла в разговор. Это была Нина Сергеевна Фиолетова. Тогда, в свои 88 лет, она еще исправно служила чтецом и несла другие послушания. Она оставалась, пожалуй, единственной, кто близко знал епископа Афанасия и до конца его дней был рядом с ним. Когда разговор зашел о предстоящем прославлении владыки, Нина Сергеевна заметила, что перед самой своей кончиной, то есть 41 год назад, отец Иеракс сказал ей, что она доживет до того времени, когда владыка Афанасий станет Владимирским. Однако владыка оставался епископом Ковровским, и до самой его смерти в 1962 году никаких изменений не произошло. И только теперь стали понятны слова иеромонаха-исповедника: он духовными очами провидел прославление святителя, но дал об этом знать таким образом, чтобы мы поняли его только в свое, только нам отведенное время.

И вот это время наступило. В субботу 19 августа 2000 года, с раннего утра праздника Преображения Господня, от церквей и монастырей потянулись крестные ходы со всей Москвы к храму Христа Спасителя. Во главе их священство; хоругви колыхались на слабом ветру, люди несли на вышитых полотенцах иконы, чувствовалась необычность момента. Вскоре храм Христа Спасителя оказался окруженным красочным морем, а над ним златые главы сверкали под солнцем, парили в синем небе, увлекали наверх. Все близлежащие улицы были запружены народом; люди пытались хоть одним глазком взглянуть на это диво, многие поднимали детей, чтобы те в будущее унесли с собой торжество момента.

В 8 часов 30 минут начался чин великого освящения. В храме более 10 тысяч человек, на солее высокие гости, среди них предстоятели других Церквей. Огромный хор из отборных певчих: в прекрасной акустике он, казалось, трепетал где-то наверху, в небесной высоте храма. Службу вел сам патриарх. После была совершена первая Божественная литургия и положенное в тот день освящение плодов. Служба в этот великий день в изумительном по красоте храме продолжалась около семи часов.

20 августа после Божественной литургии состоялся чин канонизации новомучеников и исповедников Российских - первой шла царская семья. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий четко поминал новых святых. Многие для нас уже были святы, мы уже давно обращались к ним за помощью и получали ее. Чин прославления - это некий торжественный акт, который ставил точку для сомнений немногих и давал право совершать положенные службы. Теперь мы с полным основанием молимся владыке Афанасию - он назван святым, и почитает его теперь вся Церковь. Может быть отец Иеракс имел в виду как раз это событие...

Великие события совершились в эти два дня. Россия возродила главный свой храм, некоторым образом принесла покаяние за предание Божиих помазанников в руки дьявольских палачей и оценила подвиг своих мучеников и исповедников. Она теперь может просить у Бога помощи на пути возрождения. И в этом огромную помощь окажут русские святые, службу которым так любовно составил наш святитель Афанасий.

Обретение мощей святителя было назначено на 14 октября, в праздник Покрова, после обедни. И в этом опять было чудо.

Еще несколько лет назад мне стало известно об одном событии, однако ни один человек, знавший о нем, в том числе и я, не мог предположить его истинного значения. В Аннино проживает двоюродная племянница епископа Афанасия - Надежда Павловна Антипенко. Она поддерживала тесную связь с владыкой, ведь от Аннино до Петушков всего несколько километров. Конечно, она была и на похоронах. И вот, несколько лет назад, когда Надежда Павловна уже вошла в преклонные годы, к ней во сне явился святитель и сказал: "Приходи ко мне в субботу в 12 часов. Буду ждать". Близким она сон истолковала просто, мол, скоро умру, однако смерть не приходила. Старушка продолжала жить, хоть и тяжко, практически в одиночестве: сын ее, отец Владимир, священник Леоновской церкви, в 1974 году трагически погиб, в чем были напрямую повинны некоторые петушинские начальники, так сказать, местная элита. Все это время посильную поддержку и внимание Надежде Павловне оказывали сестры Золотовы. При их помощи она каждый год в день тезоименитства вместе с прихожанами Успенского храма ездила во Владимир на могилу владыки. И на обретение мощей ее тоже пригласили они. Сама поездка тоже была чудом, поскольку все время оставалась на грани срыва. И вот 14 октября Божией милостью Надежда Павловна оказалась всего в нескольких шагах от вскрытой могилы и могла воочию увидеть останки родного и дорогого всем нам человека. Вот тут она и вспомнила сон, поскольку 14 октября 2000 года приходилось на субботу, и работы по поднятию мощей начались в 12 часов.

Около семи часов продолжался подъем. Осторожно и неторопливо раскладывались косточки, которые на белой подложке стола матово отливали темным воском и подтверждали истину: по свидетельству афонцев, которые каждый год перекладывают из могил в костницу подошедшие по сроку останки насельников монастыря на Святой Горе, восковой цвет говорит о святости монаха.

Во время вечернего богослужения в Князь-Владимирской кладбищенской церкви, которое совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, состоялся выход к месту погребения епископа Афанасия. Там был совершен полиелей, и потом под величания святителю монашеского хора святые мощи торжественно были перенесены в храм. Здесь присутствующие могли впервые приложиться, припасть к святыне.

На следующий день, 15 октября, в воскресенье, за Божественной литургией, которую отслужил правящий архиерей, состоялся молебен святителю и крестный ход с мощами вокруг храма. Владыка Афанасий опять с нами, но стал он по милости Божией ближе и доступнее...

Святитель Афанасий продолжает расточать свое расположение ко всем, кто ищет у него защиты, - ведь и теперь он всегда с нами. 25 октября на всенощной под Иверскую в Успенском храме Петушков стоял привезенный из Владимира необыкновенной красоты ларец, в котором находились частицы мощей святителя. Прихожане уже знали, что они предназначены для храма во имя исповедника Афанасия, торжественная закладка которого предполагалась на следующий день. Всенощная тоже имела отношение к владыке - ведь именно в этот день 88 лет назад его постригли в монахи с именем Афанасий.

После Божественной литургии и молебна, которые возглавил архиепископ Евлогий, мощи крестным ходом понесли к месту закладки храма. Это стало исключительным событием, день 26 октября вошел в историю города Петушки. Никогда еще не было подобного шествия по улицам города: впереди святой крест, иконы, хоругви, множество иереев, священники по очереди по двое бережно несли святыню. За ларцем шел владыка Евлогий, далее - хор монахинь Введенского монастыря и прихожане храма. Погода тоже была с нами: накануне обещали дождь, небо хмурилось, но не разверзалось, и хотя временами налетали порывы ветра, было ощущение, что мы идем по какому-то особому коридору, тихому и светлому.

Торжественная процессия проследовала к железнодорожному вокзалу. Здесь до революции стоял деревянный храм. Участь его была обычна - разорен, разрушен, и святое место долго стояло в "мерзости запустения". Однако нашелся благодетель, с виду обычный предприниматель, но на самом деле удивительный человек. Все свои свободные средства он тратит не на яхты, машины и модные курорты, не кутит в ресторанах, не играет в казино - он восстанавливает из руин православные храмы. Уже несколько церквей центральных областей сверкают в своей первозданной красоте, и служители обеспечены всем необходимым. К сожалению, по его просьбе, я не могу назвать его имя. Благодетель родом из Петушков, но работает в Москве, его ныне здравствующие отец и бабушка лично знали владыку Афанасия. Попечитель мечтал поставить в Петушках новый храм и место загодя выбрал. Когда появилась реальная возможность постройки, он обратился за благословением к правящему архиерею. Это случилось 10 февраля 2000 года. Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий одобрил благое намерение и, хотя прославление владыки Афанасия только еще готовилось, неожиданно для присутствующих предложил поставить храм во имя святителя Афанасия. К радости всех, он тут же благословил постройку.

Идея строительства храма нашла поддержку и у городских властей, и у железнодорожников, которым принадлежит земельный участок, поэтому документы были оформлены сравнительно быстро. Началась расчистка площадки, к осени уже были проведены подготовительные работы по фундаменту, стояла часовня, строился дом для священника. Вот сюда и проследовал крестный ход.

На строительной площадке архиепископ Евлогий совершил положенную службу и освятил закладной камень, его замуровали в фундамент алтаря. Там, где должен стоять престол, воздвигли крест.

Владыка Евлогий освятил и часовню в честь Иверской иконы Божией Матери. Здесь до постройки храма должен храниться ларец с частью мощей святителя. Теперь сюда могли приходить верующие со своими скорбями и просить заступничества новопрославленного исповедника. Таким образом, день 26 октября 2000 года стал особым не только для Петушков, но и для всей православной России. Был заложен первый и пока единственный храм во имя святителя Афанасия, епископа Ковровского, - печальника земли Русской.

Прошло менее двух лет, и вот на Рождество Христово, 7 января 2002 года, в новом храме состоялась первая служба. Нужно было видеть, как прихожане радовались этому долгожданному событию. Накануне из часовни перенесли иконы, утварь, поставили давно купленные подсвечники и бережно водрузили на уготованное место ковчежец с мощами святителя.

Отопления еще не было, через щели оконных коробок и дверей гулял ветер, две "пушки" гнали теплый воздух, который не мог нагреть помещение. Однако это не смущало прихожан. После службы настоятель отец Афанасий заметил, что храм обогревался сердцами людей. После тесной часовни деревянная церковь казалась просторным собором. В ней легко дышать, думать и молиться.

Храм во имя святителя Афанасия, епископа Ковровского, уникален еще тем, что с ним под одной крышей размещаются классы Свято-Афанасьевской православной гимназии. Пока здесь учатся немногие счастливчики, которым в скором времени предстоит начать самим сеять семена веры Христовой и верности Православию.

Всего через месяц, 10 февраля 2002 года, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, произошло еще одно знаменательное событие - на купол храма был поднят крест. Теперь он сияет над храмом, осеняет округу, зовет и притягивает к себе людей.

Ровно через два года после закладки, на Иверскую, 26 октября 2002 года, Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет и архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий в сослужении многих иереев совершили великое освящение храма, поставив еще один знак на пути почитания святителя Афанасия.

Поэт Дмитрий Кантов отметил это событие стихами:
Святой, чье имя носит храм,
Который нынче освятили,
Полжизни, как известно нам,
Провел на пересылках или,
Везомый из тюрьмы в тюрьму,
В вагонах грязных... А в итоге,
И храм, что посвящен ему,
Стоит, опять же, у дороги,
Простую открывая суть:
Каким бы тягостным и тесным
Земной нам ни казался путь,
Он нас ведет к благам небесным.

Тогда же, в 2000-м, после Петушков грандиозный крестный ход увидел и город Владимир. Это произошло 29 октября, когда ранним утром более тысячи верующих под колокольный звон передвижной звонницы от Князь-Владимирской церкви двинулись к Богородице-Рождественскому монастырю. Иереи бережно несли мощи святителя Афанасия, а за ними шли иерархи: митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, митрополит Рязанский и Касимовский Симон, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Их сопровождало духовенство епархии, а монашеский хор подчеркивал величие момента.

Торжества продолжились в Христорождественском храме. Здесь была совершена соборная служба святым Владимирской земли, канонизированным на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 13-16 августа 2000 года: святителю Афанасию, праведному Петру Великодворскому и преподобному Алексию Зосимовскому.

С тех пор рака с мощами святителя Афанасия находилась в храме Рождества Христова, но 21 сентября 2004 года мощи были торжественно перенесены в новый собор Рождества Пресвятой Богородицы, воссозданный на месте порушенного. По окончании ремонтных работ, 26 апреля 2005 года, они вернулись в храм Рождества Христова.

Мощи почивают в облачении, принадлежавшем лично святителю. Это облачение передал в свое время на хранение тогда еще епископу Евлогию архимандрит Иннокентий (Просвирин) вскоре после поставления владыки на Владимирскую кафедру. По обретении мощей правящий архиерей благословил возложить на них именно это очень скромное, но для нас особо дорогое облачение. Теперь все "труждающиеся и обремененные" могут притекать сюда, с верою и любовью испрашивая заступничества святителя перед Всевышним. Мы верим, что наш владыка - близ престола Божия. Всмотритесь внимательно в икону новомучеников и исповедников Российских: из всего сонма русских святых у самого престола стоит Святейший Патриарх Тихон, возле него - митрополит Кирилл и следующим - епископ Афанасий. Заметим, он в первом ряду и вторым от патриарха-исповедника, что совсем не случайно. Это оценка всей жизни святителя, его огромного вклада в дело Божие на земле. Недаром старец Зиновий, будущий схимитрополит Тетрицкаройский, сказал о владыке Афанасии еще при его жизни: "Он один из великих. Таких людей больше нет".

Часто возникает вопрос: почему последние годы владыка Афанасий прожил в Петушках? На этот вопрос со всей точностью ответить мы не сможем, все ведь на путях Господних, однако некоторые предположения все-таки сделаем. Сейчас, с высоты прошедших лет, проступают определенные контуры удивительного творения, собранного из точек высочайшей духовной концентрации, как бы катализаторов будущего духовного возрождения России, похожих на небесные системы со своими солнцами и планетами. Возьмите Вырицу. Яркое светило - старец иеросхимонах Серафим, теперь тоже прославленный в лике святых, и вокруг него целый патерик. Так и Петушки. Здесь находились исповедники веры Христовой: епископ Афанасий, последние монахи Зосимовой пустыни архимандрит Исидор, игумен Платон, монахини... Все они светили и вовлекали в свою орбиту все новых и новых людей. Даже когда они ушли из жизни, все равно продолжали излучать свет. Эти светила некой системы рассыпаны по России и образуют как бы каркас, опору новой державы, которая, как некогда блудный сын, вернется к Отцу, и возрыдает у Него на груди о своих грехах, и получит прощение, и вновь облекут ее в блистающие одежды, которые будут подобать торжеству этой встречи.

Господь послал владыке Афанасию после тридцатилетнего шторма Петушки - эту тихую гавань, чтобы ее могли посещать люди и прикасаться к святости. Ведь она располагалась не так далеко от Москвы и была досягаема в пределах одного воскресного дня.

Господь избрал Петушки, вероятно, еще и потому, чтобы владыка остался для нас не только всероссийским, но и, как заметил перед смертью иеромонах Иеракс, Владимирским.

Здесь Господь дал возможность владыке завершить свою любимую работу, подвести итоги исповеднической жизни и оставить нам драгоценное наследство богословских трудов, хотя самым главным для нас является пример величия несгибаемого духа.

Провидением Господним Поместный Собор Русской православной Церкви восстановил в 1918 году почитание всех святых, в земле Русской посиявших. В мрачные годы гонений на веру служба всем русским святым горела в сердце ее создателя - великого подвижника нашего времени святителя Афанасия. Он оставил ее нам во всем великолепии и красоте, чтобы мы могли обратиться к нашим небесным защитникам, полку Божественному, с великой просьбой о защите нашего Отечества и помощи ему.

В службе "Всем святым, в земле Русской просиявшим", есть такие поэтические строки: "Нощной тьме огустевающей, умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся. Тако и умножившейся на земле греховной тьме, возведем очи наши горе, братие, и сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к Небесному Отечеству потщимся, егоже да не лишит Господь нас, грешных, молитвами святых Своих".

Среди притягивающей к себе бриллиантовой россыпи небесных светил блистает и яркая духовная звезда святителя Афанасия. Она указывает нам путь к Небесному Отечеству.

Владыка Афанасий оставил нам в наследство не только высочайший пример крепости духа в стоянии за веру православную. Он подсказал нам путь единения всех русских православных людей в обращении к Богу о заступлении за измученное Отечество наше через молитву русским святым: "Русь Святая, храни веру православную! В ней же - тебе утверждение!".

Г. И. Катышев "Славы Божия ревнитель: Жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова)"


http://www.pravoslavie.ru/put/060515154954
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Катышев
Все статьи Геннадий Катышев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 19:56
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 19:51
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41