Величие битвы Куликовской

0
329
Время на чтение 5 минут
Поминовение павших воинов - древний обычай Руси. И вот в сентябре 2005 года на Куликовом поле не просто проходят торжества, посвященные 625-летию победы Дмитрия Донского и его витязей над ратью Мамая. Молитвы, возносимые там, - о душах всех воинов, живот за Отечество положивших. Куликовская победа явилась одним из важнейших военных событий в нашей истории. Она стала символом всей ратной славы Отечества - славы наших предков, наших дедов и отцов, наших братьев, жизнями своими заплативших за существование России и ее народов.
Это значение Куликовской битвы было осознано уже князем Дмитрием Донским и его современниками. Именно поэтому Донской установил особый день поминовения павших - Дмитровскую субботу, приуроченную к дню памяти (8 ноября нов. ст.) святого воина Дмитрия Солунского - покровителя православного воинства.
Традиционно считается покровителем православного и вообще христианского воинства святой Георгий Победоносец. Но для Руси особо почитается и святой воин-мученик Дмитрий Солунский. И это, как представляется, неразрывно связано с победой Дмитрия Донского на Куликовом поле. После нее появилась на Руси новая чтимая икона святого - он на коне поражает Мамая. Не случайно и то, что Дмитрий Донской установил особый праздник поминовения воинов, а не ограничился возведением храма. Не случайно и то, что одной из наиболее чтимых икон на Руси считается чудотворный образ Божией Матери Донской.
Сама битва явилась решающей развязкой противостояния Руси с Мамаем в 1374 - 1380 годах. После ряда набегов войск Мамая и сражений (неудачное для русских в 1377 году на Пьяне, удачное - в 1378 году на Воже) силы изготовились к решающей схватке. Мамай собрал большое войско и договорился о военном союзе с великим князем литовским. Поддержать их должен был рязанский князь Олег (который, однако, как и в 1378 году, уклонился от участия в событиях). Ягайло и Мамай должны были соединиться в верховьях Дона, но не успели. Когда литовское войско было в двух переходах от Куликова поля, на него уже вышла русская рать под рукой великого князя московского и владимирского Дмитрия. Он навязал противнику сражение до того, как успел подойти Ягайло. И его стратегический расчет полностью оправдался. Поначалу битва шла с переменным успехом, однако прекрасная тюркская конница начала-таки теснить левое крыло русских и ситуация для них стала критической. Но в этот момент из засады на правое крыло ордынцев обрушился засадный полк под рукой князей Владимира Серпуховского и Боброка Волынского. Разгром ордынцев был полный. Не помогла им и наемная генуэзская пехота. Мамай бежал, весь его стан попал в руки победителей. Эта победа на Куликовом поле и стала рубежом, после которого Русь называют Великой.
В связи с этим представляется необоснованным преувеличивать политические последствия набега хана Тохтамыша на Москву в 1382 году. Якобы сожжение Москвы и ряда других городов аннулировало Куликовскую победу и восстановило ордынское иго над Русью. Да, последствия набега Тохтамыша были ужасны. Но были и не менее страшные набеги крымских татар и турок, к примеру в 1521 и 1571 годах. Тем не менее о зависимости Москвы от Крыма и речи не было. Так и Тохтамыш, обманом взяв Москву, поспешил немедленно убраться. Сама особая скрытность подготовки нападения и стремительность ухода после известия о победе князя Владимира Серпуховского над отрядом ордынцев под Волоком свидетельствуют прямо: Тохтамыш даже не ставил задачи восстановления прямой зависимости. Ему требовалась дань, а война за полное подчинение Руси в его планы не входила.
Победа на Куликовом поле является началом подлинного возвышения Великой Руси. Да, после 1382 года была возобновлена выплата дани Орде. Но это уже была по сути дела не дань, а "отступное", для того чтобы ордынцы набегами не разоряли страну. Именно это "отступное" и платили затем с частыми и долгими перерывами до 1476 года. Не случайно затем на протяжении XVI-XVII веков крымские ханы упорно пытались заставить Москву называть выплаты в Крым "выходом", то есть данью, в то время как из Москвы хладнокровно отвечали - это "поминки", то есть подарки. Но такие же "поминки" достаточно часто шли в то время в Крым и от польско-литовских государей. Таковы были реалии того времени - или "гуманитарный" набег с гибелью и уводом в рабство тысяч подданных, или плати.
При этом давно пора сказать, что уплата дани не была чем-то из ряда вон выходящим. Так, после поражения сербов и македонцев в битве на реке Марице от турок в 1371 году дань турецкому султану стал платить император Византии. Более того, он обязан был выставлять войска в султанское войско во время походов и в конце XIV века византийские отряды участвовали во взятии турками-османами последних греческих городов в Малой Азии. А во второй половине XVI века дань османскому султану за часть Венгрии платил даже австрийский император! Более того, ряд государств Европы в XVI-XVIII веках платил алжирским пиратам за право судоходства на Средиземном море.
Стоит также отметить особое место Куликовской битвы и в ряду крупнейших мировых событий того времени, решавших судьбы Европы и Азии. Во второй половине XIV века в важнейших битвах европейских народов с тюрками только Русь смогла одержать решающую победу. Так, в 1371 году турки-османы разгромили превосходящие силы сербов на Марице, в 1389 году на Косовом поле они же истребили сербское войско, в 1396 году они же уничтожили при Никополе крестоносное войско, собравшееся со всей Европы, а в 1399 году Едигей разнес в пух и прах войско Витовта на Ворскле. И только Русь в 1380 году разгромила наголову войско Орды. Подчеркнем, что речь идет о величайших битвах того времени. И если победы осман 1371, 1389, 1396 годов предопределили на века историю не только Европы, но и Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, поражение Витовта - последующую незавидную участь Литвы, то Куликовская победа дала Руси шанс создать могущественную державу, со временем ставшую одним из вершителей судеб мира (в частности, и тех же осман).
Пора отказаться от примитивных схем ("Куликовская битва 1380 года - первая победа; Стояние на Угре 1480 года - свержение монголо-татарского ига"), и понять, что "иго" (притом, что Русь никогда не видела настоящего ига, которое пережили под турками-османами балканские народы), как таковое было свергнуто еще в 1370-х годах, а Куликовская битва 1380 года покончила с ним окончательно. Далее идут лишь эпизодическая выплата дани и политические комбинации, где использование ордынцев в политических интересах Москвы чередуется с борьбой против их отдельных враждебных выступлений.
Меч Донского, политический гений его воспитателя - святого митрополита Алексия и духовный подвиг святого Сергия Радонежского создали действительно Великую Русь.
И это была такая Русь, что уже в 1396 году византийский император обратился к Москве за денежной помощью в борьбе против турок. И великий князь московский Василий Дмитриевич отправил ему 20.000 рублей - огромную по тем временам сумму! А в 1411 году последовала новая просьба из Царьграда (Константинополя) - выдать замуж за византийского царевича Иоанна дочь великого князя московского Анну. Великий князь Василий Дмитриевич потребовал, чтобы жених лично прибыл в Москву. И царевич Иоанн действительно приехал в Москву, где и состоялась свадьба, после чего молодоженов сопроводило в Царьград большое московское посольство. Вот какова была Русь ПОСЛЕ Куликовской битвы. И если мы сегодня мало обращаемся к собственной истории и часто не знаем реальных фактов, это вовсе не отменяет подлинного величия Руси, России, которое было завоевано на Куликовом поле.

http://www.redstar.ru/2005/09/22_09/4_09.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Ястребов
Все статьи Ярослав Ястребов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31