Сегодня уже мало кто помнит, как отмечалось 600-летие Куликовской битвы в 1980 году. Тогда всЈ внимание и материальные ресурсы были сосредоточены на подготовке Олимпийских игр в Москве задолго до их начала. Усиленная пропаганда Олимпиады, наложившаяся на стремление советских граждан к большей открытости страны, к общению с миром, создала небывалый подъЈм в обществе. Олимпийский Мишка встречал нас на каждом углу. Вся страна готовилась к Олимпиаде-80, но очень редко кто вспоминал о том, что этот год ещЈ и год 600-летнего юбилея Куликовской битвы. По данным всесоюзного социологического исследования, об этой странице отечественной истории знали лишь чуть больше половины - 57 процентов - юношей призывного возраста.
Занимаясь в то время исследованиями по проблемам подготовки призывных контингентов страны среди молодЈжи для Управления вневойсковой подготовки Генерального штаба, я видел, сколь плачевным уже тогда было дело с патриотическим воспитанием молодых.
Исторический опыт убедительно доказывает, что любовь к Родине обязательно соединяется с верой в еЈ высокое предназначение, а патриотизм - прямой наследник мужественных и творческих дел предков. "Соединяя свою судьбу с судьбой своего народа - в его достижениях и падениях, в опасности и благоденствии... - писал замечательный философ Иван Ильин, - патриот сливает свой дух с духом своего народа". Героическое прошлое и слава предков играют первостепенное значение в формировании национальной идеи. Без них невозможны ни 300 бессмертных спартанцев, павших при Фермопилах в 480 году до н.э., ни 28 героев-панфиловцев, погибших за Родину под Москвой в 1941-м.
Но были люди, которые и тогда делали всЈ, что могли, чтобы привлечь внимание к великому событию в истории России. И, надо сказать, были услышаны. Прежде всего в Главном политическом управлении Советской армии и министром культуры РСФСР Юрием Мелентьевым.
Вышло постановление ЦК КПСС о 600-летнем юбилее Куликовской битвы. Появились книги Нестерова "Связь времЈн" и Чивилихина "Память".
Прошла Московская Олимпиада, и вскоре уже в сентябре наступили дни юбилея Куликовской битвы. Увы, они праздновались практически в масштабах Тульской области. На самих торжествах не было других первых лиц государства. И всЈ-таки празднование прошло пусть скромно, но с достоинством, было хорошо воспринято людьми. Их было очень много в тот солнечный день на святом русском поле. Кстати, потом я выяснил, что процент родившихся мальчиков с именем Дмитрий в русских областях в этот год по сравнению с предыдущими заметно увеличился.
Однако после празднования объявилось много недовольных проведЈнным "мероприятием". Говорилось, будто в многонациональной стране не стоит акцентировать внимание на такое событие, коль скоро предки многих нынешних граждан были не только вместе с Дмитрием Донским, но и на противоположной стороне. Намекалось, что в армии призывников из Средней Азии стало больше, чем из европейской части, и что они могут относиться к этому юбилею враждебно...
И вот через 25 лет нам опять предлагают "забыть" о победе на Куликовом поле. Громче всех запричитали по этому поводу издания, существующие на зарубежные деньги. Выдавая частные и собственные мнения за всеобщие, они взволновались до такой степени, что пригрозили отделением Татарстана, Поволжья и развалом всей России...
Но ведь надо хоть немного знать историю! В то время населявшие территорию нынешнего Татарстана волжские булгары - особенно до жЈсткой исламизации, проведЈнной ордынским ханом Узбеком, - были в такой же вассальной зависимости от Орды, как и русские. Что темника Мамая в 1380 году на Русь снарядили за рабами и наложницами генуэзские купцы. "Цивилизованные" страны Запада и Средиземноморья с помощью Орды питались живой силой Руси значительно дольше, чем рабами из Африки. Что Мамая после его неудачи ростовщики и "замочили" как должника. Что сборище Мамая было на редкость разноплеменно, скорее "безродно"...
Первыми, поминая своего великого игумена Сергия Радонежского, летом этого года о Куликовской битве вспомнили в Троице-Сергиевой лавре. Сергий стал воистину святым человеком русской культуры, призвав Русь к достоинству и свободе Руси. Он напутствовал князя Дмитрия пророческими словами: "Иди, победишь!" Он послал с ним монахов Ослябю и Пересвета как символ поддержки и духовной веры. До Сергия патриархи, назначенцы из Константинополя, мирно сосуществовали с Ордой, не платя ей дани. За Сергием был лишь его высочайший моральный авторитет. Но такой, что в основанной им лавре, как говорил Павел Флоренский, "рождались приговоры истории", и она оказывалась в центре критических событий русской жизни. Потому преподобный Сергий в народе почитается "заступником Русской земли", и даже атеисты считают Радонежского святым для себя.
Василий Ключевский прозорливо назвал подвиг русского народа на Куликовом поле вдохом самоуважения русского народа, демонстрацией несмирения с рабством, веры в себя, проявлением веры. Такие чувства "питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга".
Так может ли такой праздник кого-то обидеть, задеть? Зачем нас пугают и отвращают от него? Не для того ли, чтобы мы забыли об ответственности перед великими предками?
Евгений АНДРЮЩЕНКО, профессор
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg332005/Polosy/11_3.htm