itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Народный святой умел предсказывать будущее

0
243
Время на чтение 4 минуты
Я заглянул в окно и отшатнулся. В углу заброшенной избы лежал крест, очень похожий на могильный. Вообще то я и не собирался нарушать покой покинутого дома, но словно что-то притянуло именно к этому строению. Мы шли по вымершей до абсолютной тишины деревне Павлово к "моленному месту", которое много лет назад показал людям местный святой, а по совместительству философ, известный художник и поэт, сказочник и даже колдун Ефим Честняков.

Помните, была такая газетная формула "письмо позвало в дорогу"? Сегодня в дорогу зовет Интернет. Там я впервые прочитал о Ефиме Васильевиче Честнякове, человеке, который не подпадает ни под одно определение. Чем он только ни занимался - обучал крестьянских детей в детском саду в 20-е годы, лечил, сочинял и рисовал удивительные картины, лепил из глины и даже предсказывал будущее. Всего и не перечислишь. Оказавшись этим летом неподалеку от честняковских мест, мы сразу же решили отправится на родину Ефима, в деревню Шаблово. Думали найти разгадку чудной натуры, а открыли поистине народного святого.

Городок с забавным названием Кологрив спрятался между лесами на севере Костромской области. Поросшие соснами и елями холмы (гривы) не зря дали имя городу "около грив". Они, эти "кологривы", здесь повсюду. Куда ни кинь взгляд, любое место получается около холма, около гривы.

Весь город - архитектурный памятник. Вдали от разрушительных волн перемен сохранилась нетронутой застройка конца XIX - начала XX века. Двухэтажные деревянные домики эпохи расцвета речной торговли. Осмотреть город никакого времени не хватит, потому что или все, или ничего. Неужели можно спокойно пройти мимо настоящего каретного сарая или станка для подковки лошадей столетней давности?

Переезжаешь по мосту через реку Унжу, и асфальт тут же кончается. Десяток километров по пыльной щебенке увозит прочь от цивилизации. Полузаброшенные деревни по реке да поселки лесопунктов чернеют на фоне лесного буйства.

На очередном подъеме справа от дороги вырастает деревянная скульптура - дедок в широкополой шляпе. То ли это сам Ефим, то ли просто какой-то местный леший указывает поворот на Шаблово. Еще раз подтверждая, что все связанное с Честняковым таинственно и весьма неоднозначно.

За дедком грунтовая дорога падает в лужу посреди поля так, что мы не решаемся посадить машину на брюхо в такой глухомани. Едем по щебню дальше в надежде на следующий поворот. А топографическая карта области все врет и врет. Наконец, на месте обозначенной узкоколейной дороги, начинается насыпь с пригодной колеей. Еще километр дороги - и ты у отворотки, как здесь говорят, на Шаблово. Дальше только трактором, поэтому мы выгружаемся и продолжаем наш путь пешком. Только потом узнаем, что "Ефим часто не пускает на машине к себе в деревню", заставляя идти на своих двоих.

С шабловского холма открывается величественный вид на Унжу. Да, немудрено стать сказочником в таком-то месте. А вот и первая неожиданность - посреди деревни в три дома стоит целый музей! Наверное, самый труднодоступный музей России. Посвящен, конечно же, Ефиму Васильевичу. Высокий деревянный дом копирует родовую избу Честнякова, которую тот в шутку звал шалашиком. В музее играет музыка и весело галдят дети. Две девочки совсем не удивляются нашему приходу. Приезжие туристы и паломники из местных "идут к Ефиму" каждый день.

Старшая из девочек проводит самую необычную в нашей жизни экскурсию. Мы смотрим неземные честняковские картины, полные крестьянского быта вперемешку со сказкой; сборник стихов и воспоминаний, травники и Библию с многочисленными пометами. На первом этаже восстановлена обстановка маленького театра с глиняными фигурками людей и животных на сцене. Ефим умел предсказывать будущее, рассказывает наш маленький экскурсовод. Один раз три деревенские девушки спросили у него, какие у них будут мужья. Двум он описал их, а третьей сказал только, что муж будет большой, темный да мохнатый. И вправду, скоро после этого шла она оврагом, а сосна вырвалась из земли на берегу, перевернулась корнем вверх и убила ее...

Сразу после страшного рассказа появляется смотрительница чудо-музея Марина Матюхина. Кто такой Честняков? - переспрашивает Марина. Он был человеком будущего. Всех талантов его не перечислишь. Главной задачей жизни считал просвещение местных крестьян. Выучился в Петербурге и осознанно приехал обратно в Шаблово. Местные люди относились к Ефиму как к праведнику еще при жизни. Но одновременно, считали и знахарем или колдуном. Они не знали, как он предугадывает, лечит болезни. Был ли он набожным? Скорее, он был глубоко верующим. Размышлял о вере, всю жизнь постился и не знал женщин. Вот пример такой. Сидят мужики, уху приготовили. Мимо проходит Ефим - они его спрашивают, будет ли он уху? А он отвечает, разве что есть в ухе рыбы не-хищники.

А еще говорил Ефим, что начнется от Шаблова город чудесный. Еще недавно думали, ошибся провидец. Вымерло Шаблово к началу 90-х бесповоротно. А сегодня что-то подсказывает - прав был все-таки Ефим. Семья Матюхиных, первой поселившаяся здесь пару лет назад, непростая. Костромичи Александр и Марина взяли на воспитание 8 детей из детских домов. Взяли бы и больше, но по закону нельзя. Марина нам потом призналась, что семейный детский дом организовывали не для себя - свои дети уже выросли, есть и внуки; хотели помочь обездоленным ребятишкам. В это лето началось в деревне строительство четвертого дома - еще одна семья с приемными детьми последует примеру Матюхиных. Будет город чудесный?

Музей же появился только прошлым летом и ждет гостей. А за деревней для туристов обустроен "Ефимов ключик", родничок Ефима. Туда приходят и местные жители, завязывают на беседке над ключом белые платки, тесемочки. В каждом узелке просьба к Ефиму. Приносят подношения - монеты и конфеты на могилу Ефима в поселке Илешево, что выше по Унже. Могила Честнякова, в самом центре заросшего высоченными соснами погоста, величественна в своей простоте. Еще до смерти в 1961 г. Ефим Васильевич завещал всем ходить на его могилу в трудную минуту.

На обратном пути заглянули мы в деревню Павлово, у которой тайно молился в лесу Честняков в "моленном месте" в советское время. Там раскрылась тайна креста в заброшенном доме. Вовсе не могильный крест был перенесен в дом знакомой Честнякова как раз с "моленного места". Кто-то заботливо оставил тут заправленные в рамки местные газеты с публикациями о Ефиме. Ну, а кроме газет, стоит новый крест посреди леса.

За прошедшие со смерти Ефима годы он стал настоящим народным святым, по праву заслужив добрую людскую память. Признает ли Ефима Церковь, не признает - это дело будущего. А пока ясно, что на таких людях, что жили и сейчас живут в Шаблово, земля наша и держится.

http://www.utro.ru/articles/2005/08/02/464004.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Трифонов
Все статьи Александр Трифонов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06