itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В Подмосковье солдат поминают по-своему

Новости Москвы  Общество 
0
134
Время на чтение 4 минуты
Государство еще в далекое советское время установило, как нам следует праздновать победу в Великой войне и поминать павших. Поэтому почти не верилось, что в застроенном дачами Подмосковье до сих пор существует свой, что называется, "аутентичный" обряд поминовения. Тем не менее, он ежегодно проводится в небольшой старообрядческой деревне Степановка в исторической местности Гуслицы под городком Куровское, что в Орехово-Зуевском районе. Было у этой местности и более красивое имя, сегодня уже позабытое - Старообрядческие Палестины.

Еще каких-нибудь сто лет назад каждый москвич, да и не москвич тоже, содрогался при упоминании о Гуслицах и населявшем их народе - гусляках. Нет, гусляки никогда не играли на гуслях, зато славились на всю империю как фальшивомонетчики, разбойники и раскольники. Обладая властным характером и незаурядным умом, староверы Гуслицкого края почти полностью подмяли под себя местные власти и православных священников. Из каждых десяти человек местного населения девять были тайными старообрядцами. Власти жестоко преследовали сторонников старой веры, но с гусляками не справились.

Православные миссионеры неизменно проигрывали в религиозных спорах деревенским начетчикам - книжникам из старообрядческой среды, великолепно знавшим древние христианские обычаи и практику богослужения. В своей среде староверы жили "по старине", сохраняя древние традиции. Эта образованность (старообрядцы даже до революции были поголовно грамотными) и приверженность традициям и способствовала тому, что даже в начале XXI века здесь сохраняют обычай почитания родителей, да и всех предков тоже.

...Год назад накануне 21 июня осадки в Москве не прекращались весь день, так что возникали вполне обоснованные сомнения в проведении обряда. Однако когда мы Yтром попали в Куровское, из-за быстро идущих по высокому небу облаков то и дело проглядывало солнце, а дождь остался поливать столицу.

В Степановку от Куровского можно попасть через старинную деревню Авсюнино. Стояла здесь единоверческая церковь-красавица из красного кирпича. Ее остов и поныне виднеется сквозь заросли кустов и крапивы. Единоверцами считались старообрядцы, перешедшие под управление РПЦ, но сохранившие старую форму обрядов и литургии. До революции в Гуслицах было довольно много единоверцев, часть из них видела в этом хороший способ легализации, ведь раскольники официально были вне закона.

Ну вот, неширокая дорога вынырнула из леса к деревне, на въезде в которую стоит единственный в России поклонный единоверческий крест. Он поставлен как знак того, что здесь живут единоверцы. По правде сказать, его форма не сильно отличается от старообрядческих крестов, и это уже напоминание о живших и живущих здесь поныне староверах.

Все смешалось в единоверческой деревне. Посреди деревни - длинное бревенчатое одноэтажное здание времен НЭПа. Рядом высятся несколько стройных рядов елей и пихт, среди деревьев виднеется новый старообрядческий деревянный крест, а чуть позади - советский монумент в честь павших в Великую Отечественную односельчан. В здании находится сельская школа и целых два музея, открытых стараниями местной энтузиастки, Устиньи Григорьевны Осиповой.

Около креста суетится десяток бабушек в темных сарафанах и по-особенному завязанных платках. Старообрядческий устав некогда регулировал все без исключения сферы жизни прихожанина, и сейчас остатки этих правил прослеживаются в одежде и быту. Концы женского платка, например, следует закалывать на одежде под шеей, но не завязывать. При этом оказываются скрытыми все волосы - их замужней женщине нельзя показывать посторонним.

В здании школы накрыто два стола, тоже по традиции: за одним после богослужения будут обедать прихожане из деревни, а за вторым - духовенство.

В десять утра на деревянный крест водрузили малюсенький бронзовый литой крестик - символ всех старообрядцев. Некогда в Гуслицах лили эти крестики по древним формам чуть ли не XV века, а особенной популярностью пользовались медные иконки-складни из трех частей. В советское время в доме старообрядца могло уже не быть икон, но медное литье сохранялось обязательно.

Бабушки встали полукругом около священника с певчими за высоким аналоем, панихида началась. Об аналое следует сказать отдельно. Для старообрядца это не просто подставка под Боговдохновенные книги - это основа его глубокой книжности, отношение к завету, данному Богом, пророками и святыми. Высота аналоя не позволяла читать сидя, только стоя, а на его широкой крышке мог разместиться и самый огромный фолиант.

Только российские старообрядцы с единоверцами сохранили систему церковного пения, унаследованного еще от Византии эпохи расцвета. Тогда не знали нот, но пели по созвучию, а созвучия и ритм записывали особыми знаками - крюками. Низкие тона выводят церковнославянские фразы точно и равномерно, несмотря на ветер молитвы облетают всю хвойную рощицу. Говорили, что голубая ель не может прижиться на бедной песчаной почве, но они выросли. Выросли в память об ушедших навсегда бойцах, о мужьях и братьях, что до сих пор любимы и оплакиваются женщинами деревни Степановка.

Под каждым деревом небольшая табличка с именем, фамилией и датами жизни погибшего. Про каждого было сочинено в свое время четверостишие, в котором причудливо сплелась наивная деревенская поэзия со старинными формулами старообрядческого духовного стиха.

Каждое дерево в этой поминальной роще, кажется, воплощает погибшего где-то далеко бойца. Он не вернулся, но он здесь. Это странное чувство охватывает тебя, когда смотришь на ряды деревьев, словно выстроившуюся роту солдат на вечном параде.

В древности предки этих людей поклонялись камням, родникам и деревьям. Дерево было символом жизни и судьбы. На ветви священных деревьев слетались из рая души умерших в виде небольших птичек. Пока мы были на панихиде, стайка воробьев не прекращала чирикать в отдаленной части рощи за памятником...

После службы была трапеза с настоящими деревенскими щами, кашами и поминальными киселями. Единоверки и старообрядки сами готовили их в русских печках. У каждого блюда своя очередь, перед едой и после еды - обязательная молитва. Здесь уже можно поговорить между собою, пообщаться с прибывшими из других деревень. Разговоров немало, и основные - о том, что цивилизация в самых плохих ее проявлениях все больше наступает на земли единоверцев и старообрядцев под Москвой. Не пашут больше поля вокруг деревень, и вырастают там саморостом только... дачи. Молодежь почти уехала из села, а старую веру крепко держат лишь немногие. Основной части молящихся сейчас уже за 80.

Хотя энергии этих немногих можно позавидовать. Сейчас они борются за придание школьному музею Степановки "Старообрядческий быт" более высокого статуса. Тогда можно будет надеяться и на сохранение уникальной рощи, а значит - и нашей общей памяти о тех, кто не пришел с той войны.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Трифонов
Все статьи Александр Трифонов
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59