Товарно-пассажирский теплоход "Армения", один из пяти транспортов подобного класса, был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1930 году. Это довольно внушительное по размерам судно водоизмещением 5.805 т имело длину 107,7 м, ширину 15,5 м, высоту борта 7,7 м. Экипаж - 96 человек. В последний рейс "Армению" повел капитан Владимир Яковлевич Плаушевский, который также разделил судьбу корабля...
Так что же произошло 7 ноября 1941 года? Один из организаторов обороны Севастополя генерал-лейтенант артиллерии П. А. Моргунов, бывший в то время комендантом береговой обороны Крыма и главной базы ЧФ, писал в книге "Героический Севастополь": "6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт - теплоход "Армения" с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашел в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 час. 25 мин. недалеко от Ялты транспорт, хотя имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолетом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых".
В этом месте текста имеется сноска: "Отдел Центрального Военно-Морского архива (ЦВМА), фонд 10, дело 19, лист 221". Но вот что интересно: историки установили, что дело N 19, касающееся этой трагедии, было изъято из ЦВМА и... уничтожено еще в 1949 году. Кем, почему - вопросы, на которые до сих пор нет ответа.
Итак, точной цифры погибших на "Армении" нет. На его борту находились раненые, персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, Санэпидемиологической лаборатории ЧФ, 5-го медотряда ЧФ, Николаевского военно-морского лазарета, филиала Севастопольского госпиталя в Ялте, 280-го склада медимущества, а также эвакуированные мирные жители - всего от 5 до 7 тысяч человек. Именно такую цифру называли исследователи трагедии, в том числе севастопольский историк - писатель Евгений Веникеев, ученый секретарь военно-научного общества ЧФ капитан 2 ранга в отставке Сергей Соловьев (к сожалению, оба уже почившие). По количеству погибших впереди идет только немецкий лайнер "Вильгельм Густлоф", потопленный в январе 1945 года на Балтике подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско.
Многое бы раскрылось, если бы удалось обнаружить "Армению". Почти 64 года минуло со времени той страшной трагедии. И только недавно начали всерьез заниматься поисками погибшего транспорта. Инициатива здесь принадлежит руководителю экспедиции, начальнику департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергею Воронову. Ее поддержал кабинет министров Украины.
Непосредственно поиском "Армении" занимаются специалисты Научно-исследовательского центра "Государственный океанариум вооруженных сил Украины", коллектив которого вот уже многие годы возглавляет капитан 1 ранга Валерий Кулагин. Кстати, Валерий Владимирович лично принял участие в экспедиционном поиске "Армении" и вместе с гидронавтами - командиром экипажа Игорем Аврашовым и Геннадием Бельниковым совершил погружение на универсальном многоцелевом обитаемом подводном аппарате "Лангуст".
В разработке и проведении поисковой операции приняли участие начальник управления НИЦ "Государственный океанариум" капитан 1 ранга Игорь Родин, начальник отдела подводно-технических работ капитан 1 ранга Василий Куц, другие офицеры и специалисты океанариума.
- Толчком к этой экспедиции послужила юбилейная дата - 60-летие Великой Победы,- рассказывает Игорь Родин, - а инициатором стал Институт археологии НАН Украины и, в частности, Сергей Александрович Воронов. Правительством страны была поставлена задача - определить точные координаты гибели "Армении".
Дело в том, что в различных источниках указано несколько мест гибели теплохода. С обследования одного из них, наиболее вероятного, и началась поисково-исследовательская работа.
- Первое погружение на "Лангусте" мы совершили 26 мая, - рассказывает капитан экипажа Игорь Аврашов. - Работали на глубинах от 460 до 540 метров, причем обследовали очень сложный рельеф в районе ялтинского разлома. Изобаты глубин находятся близко друг от друга и напоминают своеобразную пятерню. Расстояние между подводными каньонами от 20 до 40 метров, а высота отвесных стенок доходит до 35 метров. В таких подводных горах-оврагах очень трудно осуществлять поиск объекта. Совершали и другие погружения, в ходе которых производили тщательный визуальный и гидроакустический поиск. К сожалению, теплоход не обнаружили.
Несколько слов о "Лангусте". Этот аппарат был построен в 1987 году в Москве ОКБ СТС (проект 6026). Его вес составляет 9.600 кг, длина - 5,6 м, ширина - 2,5 м, высота - 3,5 м, экипаж - 3 гидронавта. Автономность - 6,5 часа. Аварийная автономность по воздуху (там идет регенерация воздуха, как на дизельной подводной лодке) - 72 часа. Рабочая глубина - 545, а максимальная глубина погружения - 600 метров. "Лангуст", несмотря на свой возраст, весьма совершенный по сегодняшним меркам аппарат. Только на рубке он имеет 6 иллюминаторов. Вооружен двухчастотным гидролокатором секторного обзора, который позволяет идентифицировать цели с высокой разрешающей способностью. Он обладает манипулятором с семью степенями свободы - нечто подобное используется у роботов, осуществляющих разминирование и другие сложные действия. Таким манипулятором запросто можно открыть бутылку пива и разлить его по стаканам. У "Лангуста" - 10 мощных светильников. Работать в нем довольно комфортно. Аппарат создавался целенаправленно для работы на военных полигонах. Свою научно-подводную биографию начал на Иссык-Куле, а затем был переправлен на Черное море, где участвовал в испытаниях новых образцов минно-торпедного оружия...
Но вернемся к "Армении". Операция по ее поиску не завершена. Был обследован еще один район - напротив молодежного лагеря "Артек" и Медведь-горы, где глубины составляют около 250 метров. Здесь поиск осуществлялся с помощью плавсредства Ялтинского порта с использованием гидролокатора бокового обзора. В море выходил Сергей Воронов. От океанариума в этом обследовании участвовали капитан 3 ранга Антон Чубаров и старший лейтенант Роман Вакар. Был обнаружен один из объектов, который потенциально может быть теплоходом, но это требует дополнительной проверки. Пока что-либо утверждать преждевременно.
Третий район, где может находиться "Армения", недосягаем для "Лангуста". Там глубина около 1.200 метров. Это мог бы сделать другой аппарат - "Север", но он, к сожалению, сегодня нуждается в ремонте...
Не сказали своего слова в поисках "Армении" и российские специалисты, которые, кстати сказать, помогли американскому исследователю Балларду найти "Титаник" с помощью глубоководных аппаратов "Мир" и судна-носителя "Академик Мстислав Келдыш". Сейчас это судно совершает экспедицию в Атлантический океан, где ведутся документальные съемки на "Титанике". В ней участвуют режиссер нашумевшего блокбастера о гибели супер-лайнера Джеймс Кэмерон и российский академик Анатолий Сагалевич, исследующий подводные черные дымы или, как их еще называют, "курильщики", находящиеся на большой глубине...
Да, экспедиция по поиску "Армении" - дело дорогостоящее. Но разве можно в рублях измерить память о тысячах наших соотечественников, покоящихся в братской могиле на дне Черного моря. Наш долг - найти ее и отдать дань памяти павшим в той страшной войне.
http://www.redstar.ru/2005/07/23_07/3_02.html