На борту "Перекопа" - 229 курсантов Балтийского военно-морского института имени Ф.Ф. Ушакова и 25 нахимовцев из Санкт-Петербурга, которые поднялись на борт во время стоянки корабля в Новороссийске. Там же завершили поход курсанты других российских военно-морских вузов и воспитанники Кронштадтского морского кадетского корпуса.
Я хорошо помню регулярные заходы учебных кораблей Ленинградской ВМБ в Севастополь, еще лейтенантом частенько бывал на них, хорошо знал командиров этих кораблей (особенно Сергея Гурова, командира "Хасана", с которым жили в Кронштадте в одном подъезде пятиэтажки). Когда-то это было в порядке вещей - морская практика курсантов военно-морских вузов страны непосредственно в море. И не просто в море, а в режиме "малой кругосветки" вокруг Европы.
На полтора десятка лет об учебных "автономках" пришлось забыть. Сокращались и "реформировались" военно-морские вузы. "Оптимизировался" и некогда могучий флот. В том числе и 166-я бригада, куда входили большие учебные корабли (первого ранга) "Бородино", "Гангут", "Хасан", "Перекоп", "Смольный", а также учебные корабли поменьше (для походов по Балтике) "Ока" и "Луга". "Бородино" передали на ТОФ, где он и закончил свой век. Списали "Гангут", "Оку" и "Лугу". Время берет свое, и сегодня в строю остались лишь "Перекоп" и "Смольный", которые теперь замыкаются на 105-ю бригаду охраны водного района. А ее командир капитан
1 ранга Сергей Пинчук - старший морской начальник в Кронштадтском гарнизоне.
Но пришло время возрождения Военно-морского флота. Закладываются и спускаются на воду новые корабли. Пусть не так быстро и массово, как в советские времена, но все же флот обновляется. Возродились и дальние морские походы курсантов вокруг Европы.
Во время нынешнего похода "Перекопа", насыщенного визитами в иностранные порты, впервые за несколько лет будущие офицеры Военно-морского флота сдавали экзамен по мореходной астрономии непосредственно в море. По оценке преподавателей, все курсанты усвоили пройденный материал и готовы применить полученные знания в дальнейшей службе.
- Обучаемые проходят штурманскую практику, ведут практическую прокладку, изучают устройство корабля, его боевой и повседневной организации, отрабатывают вопросы борьбы за живучесть, - рассказывает мне командир "Перекопа" капитан 1 ранга Александр Игнатьев.- В ходе морской практики они стоят дублерами сигнальщиков и рулевых...
В роли учителей выступают не только преподаватели военно-морских институтов, но и члены экипажа. Понятно, что они должны обладать высоким профессиональным мастерством. Командир корабля и его старший помощник капитан 2 ранга Евгений Макаров - однокашники. Оба в 1991 году окончили Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Командир в 2003 году - еще и Военно-морскую академию. Есть и знания, и опыт. Высочайшим профессионалом показал себя и командир БЧ-5 капитан 2 ранга Андрей Цветков, которого моряки уважительно называют "дедом". И за его возраст, и за огромный опыт (11 лет службы только на этом корабле), и за солидный внешний вид. Высоко отозвался Игнатьев и о командире БЧ-7 капитане 3 ранга Евгении Мищенко, который служит на УК "Перекоп" уже четыре года. Его боевая часть признана лучшей в соединении. Это о многом говорит.
Сложность похода в том, что корабль довольно долгое время находился в ремонте. Сначала на Калининградском заводе "Янтарь", затем в Балтийске. Раскручивать экипаж, или, как говорят штурманы, "приводить его в меридиан", после ремонта всегда трудно. Тем не менее экипажу это удалось. Другое дело, какой ценой. На висках в общем-то молодого командира я увидел поблескивающую седину. Впрочем, командирский хлеб во все времена был нелегким. А капитан 1 ранга Игнатьев не жаловался на службу и, спасибо ему, выделил время из своего плотного графика для беседы с корреспондентом (через два часа УК "Перекоп" должен был оставить Севастополь). Он успевал решать неотложные дела с командиром похода контр-адмиралом Дмитрием Комковым и начальником походного штаба капитаном 1 ранга Виктором Зелем, помощником командира похода по организации службы капитаном 1 ранга Олегом Роговым, корабельными офицерами и отвечать на вопросы журналиста.
- Черноморцы приняли нас очень тепло, хоть мы и с другого флота, - сказал Александр Александрович. - Причем сначала в Новороссийске, где были пополнены необходимые запасы, а затем в Севастополе. Мы понимаем, что ЧФ готовился к своему главному празднику - Дню ВМФ, это всегда сложный и ответственный экзамен. Особенно в Севастополе, где российские и украинские военные моряки теперь отмечают свои профессиональные праздники порознь. И севастопольцы, и гости города их невольно сравнивают. И тут нельзя ударить лицом в грязь. Так вот, несмотря на всю занятость черноморцев, мы ощутили к себе их самое пристальное внимание и радушие. Спасибо им огромное!
За двое суток в Севастополе балтийцы успели многое. Они совершили ряд экскурсий по историческим и памятным местам города-героя, посетили музей Черноморского флота, Владимирский собор - усыпальницу российских адмиралов, побывали в заповеднике "Херсонес Таврический", в других интересных местах. На территории Севастопольской ордена Нахимова I степени бригады ракетных катеров, которой командует капитан 1 ранга Юрий Хемский, курсантам была предоставлена возможность ознакомиться с историей прославленной части, зародившейся в годы Гражданской войны, увидеть ее боевые ракетные корабли и катера. Там они организованно на пляже части искупались в Черном море.
Для будущих российских офицеров прикосновение к славной истории ЧФ, города-героя Севастополя, знакомство с главной базой ЧФ значило намного больше, чем заходы в порты дальнего зарубежья. Отцы, деды и прадеды многих курсантов в свое время служили на ЧФ, в Севастополе, и в их семейных альбомах хранятся дорогие сердцу фотографии. Пройдет несколько лет, и кто-то из них наверняка получит распределение на ЧФ. А значит, сегодняшние курсанты продолжат эстафету своих дедов и прадедов.
Заходу в Севастополь учебного российского корабля были рады и многие севастопольцы, привыкшие за последние годы к заходам лишь натовских кораблей. Поэтому в городе славы русского флота курсантов встречали на ура, а "Перекоп" сразу стал объектом повышенного внимания со стороны многочисленных экскурсоводов, раскатывающих по Севастопольской бухте вместе с туристами на катерах и моторно-парусных яхтах. Один вид нашего корабля вызывал в сердцах многих черноморцев, севастопольцев теплые ностальгические нотки.
Ныне украинские курсанты Севастопольского ВМИ имени П.С. Нахимова проходят практику на учебных катерах, которые бороздят лишь воды Черного моря, заходя в порты Болгарии, Румынии, Турции. Единицы стажируются на иностранных, в частности итальянских, кораблях. Будущие же российские морские офицеры имеют возможность совершать дальние межфлотские переходы на собственных больших кораблях, бороздя просторы Мирового океана, заходя в порты причерноморских, средиземноморских, балтийских, африканских стран. Это ли не признак того, что Россия возвращается в когорту великих морских держав?
http://www.redstar.ru/2007/08/18_08/2_02.html