itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Непризнанная "Страна Души"

Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии 
0
125
Время на чтение 8 минут
В условиях политической нестабильности и неопределЈнности международного статуса Республики Абхазия экономическая ситуация в этом благодатном во всех отношениях крае остаЈтся неуравновешенной. Пожалуй, наилучшим выходом из кризиса стала бы активизация роли России не только как посредника, но и как попечителя Страны Души, давно готовой принять российский протекторат. Абхазия ждЈт воли России, и мы просто обязаны еЈ проявить

На так называемом "постсоветском пространстве", осколках Великой Империи, географических курьЈзов ныне можно встретить немало. Мифическое "право наций на самоопределение" словно тесаком мясника размежевало народы, многие из которых некогда добровольно вошли в состав России. Совершенно неудивительно, что избитый штамп "тюрьма народов" зародился не в среде "порабощЈнных наций", а был привнесЈн извне марксистами, а уже позднее воспринят либералами-западниками всех мастей, в том числе и мимикрировавшими под местных национал-патриотов. Думаю, не имеет смысла подробно пересказывать события полуторадесятилетней давности, приведшие к тому, что заложенная ленинской национальной политикой мина замедленного действия сработала таким образом, что на территории некогда единого государства в итоге возникло 15 "признанных" его осколков и 4 "непризнанных" (хотя могло быть и несколько больше).

Так уж сложилось, но среди последних четырЈх государств, не имеющих официального международного признания, два находятся на территории бывшей Советской Грузии: Абхазия и Южная Осетия. Позднее, в период "парада суверенитетов", автономные республики Абхазия и Южная Осетия имели полное легитимное право не выходить вместе с Грузией из состава СССР, однако грузинские национал-сепаратисты решили иначе. Если подходить к данному вопросу с правовой точки зрения, претензии нынешней Республики Грузия на территории бывших Абхазской и Южно-Осетинской АССР совершенно неосновательны. Также как, впрочем, неосновательны претензии Молдавии на территорию Приднестровья, а Азербайджана - на Нагорный Карабах. Справедливости ради стоит отметить, что, согласно этим нормам, и Чечня (а, точнее, Чечено-Ингушетия), которую всегда приводят в пример наши западные "доброжелатели", могла остаться союзной республикой, проигнорировавшей декларацию о "независимости" РСФСР от 12 июня 1990 года. Однако в данном случае воля политиков-сепаратистов была иной: не сохранить единство, но разрушить оное в откровенно преступных целях. В случае же с государствами "непризнанными" имела место иная тенденция: вопреки "параду суверенитетов" во всех этих четырЈх республиках сохранялись центростремительные настроения - каждое из новообразованных государств стремилось сохранить союзное единство (а, по сути - единство с Россией).

Сегодня, когда в свете "оранжевых событий" тема разрешения ситуации вокруг "непризнанных" государств вновь обострилась (притом, что ведущую роль в разрешении отводят отнюдь не России), необходимо как можно более подробно разобраться в ситуации вокруг каждого из них. В связи с этим на прошлой неделе мне довелось побывать в Абхазии или, как еЈ называют сами абхазы, Апсны - "Стране Души", встретиться с рядом ведущих политических и церковных деятелей этой многострадальной республики и составить свою картину о ситуации в ней.

Для начала, при помощи краткого исторического экскурса, хотелось бы развенчать главный, ставший даже энциклопедическим, миф об Абхазии и абхазах, - превратное представление о том, что этот древний православный народ исповедует ислам. Действительно, так исторически сложилось, что, начиная с XV века, часть абхазов была исламизирована турками, однако в самой Абхазии число мусульман настолько незначительно, что даже их духовные лидеры заявляют, что "общее количество мусульман, регулярно посещающих молельные дома, около 100 человек..." Между тем, Православие в Абхазии имеет наиболее глубокие корни. И об этом стоит рассказать несколько подробнее.

Доподлинно известно, что на территории Страны Души проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит (последний был обезглавлен римскими легионерами и погребЈн в Анакопии - современном Новом Афоне). В Абхазии (Команы) в 407 году почил в изгнании великий святитель Иоанн Златоуст, когда на еЈ территории уже существовала православная епископия в Питиунде (современная Пицунда). В VI веке император Юстиниан Великий окончательно завершил христианизацию древнеабхазских племЈн и создал автономную Абазгскую епархию с кафедрой в Себастопулисе (современном Сухуме - столице Абхазии). В течение VIII-IX вв. Абхазская Церковь при помощи Антиохийского Патриархата постепенно обретает автокефальность, параллельно с которой возникает средневековое Абхазское православное царство. Как пишет современный историк Абхазского Православия иеромонах Дорофей (Дбар), "возникновение двух этих институтов было взаимосвязано. Устроители Абхазского православного государства ясно осознавали, что их легитимность напрямую связана с созданием Абхазской Церкви. Глава Церкви совершал обряд помазания на царство, соответствующий византийскому..."

В дальнейшем, как Абхазская Церковность, так и абхазская государственность претерпели немало внешних вызовов и нападений: арабских в первые века своего существования, католических в XIII - XV вв. и, наконец, турецких, начиная с XV столетия. Между тем, в 1390 году свершилось значительное событие в истории Абхазской Церкви - Константинополь окончательно признал независимость Абхазских Католикосов от Вселенского Патриархата. Однако в это же время произошло неоднозначное событие в истории Абхазского Православия - перенесение кафедры Абхазских Католикосов в Западную Грузию. Это, с одной стороны, спасло их от порабощения турками, но, с другой - позволило грузинским архиереям вмешаться в самостоятельную жизнь православных абхазов, которые с этого времени постепенно в силу значительных культурных и языковых различий с грузинами стали отходить от Православия, частично исламизируясь, а частично и уходя в полуязыческое двоеверие.

К прискорбию, после присоединения на правах автономии Абхазии к Российской Империи в 1810 году, Синодальная Греко-Российская Православная Церковь не смогла в корне исправить положение (хотя сделано было немало). После же присоединения (вопреки воле православных абхазов) в ходе Гражданской войны 1917-1922 гг. Сухумской епархии к самопровозглашЈнной Грузинской Православной Церкви (чья автокефалия была признана лишь в 1943 году), Абхазское Православие стараниями грузинского духовенства (искренне считавшего, что абхазского богослужебного языка никогда не существовало) фактически окончательно потеряло свою национально-культурную идентичность. Однако, несмотря ни на что, и в советский период многие православные абхазы остались верны вере отцов, окормляясь, в основном, у русского духовенства. И только в начале 90-х годов появились первые священники-абхазы, наиболее выдающимся из которых стал иерей Виссарион Аплиаа, трудами и молитвами которого ныне возрождается Абхазское Православие. Но об этом просто необходимо рассказать несколько подробнее.

В условиях политических безпорядков 1989 года, когда Абхазия совершенно справедливо захотела стать полноправной республикой СССР, а Грузия, напротив, выйти из состава Союза (но непременно вместе с Абхазией и Южной Осетией), началось повсеместное религиозное возрождение. Именно в этом году приехавшим в Абхазию с архипастырским визитом Католикосом-Патриархом всея Грузии ИлиЈй II в сан диакона был рукоположен 42-летний Виссарион Аплиаа, десятилетием ранее воцерковившийся абхазский джигит, а ныне церковный чтец, стремящийся возродить православное богослужение на абхазском языке. Годом позднее отец Виссарион также в лоне Грузинской Православной Церкви был рукоположен в сан иерея, пока ещЈ не зная, что уже в 1993 году ему придЈтся разорвать общение с Грузинским Патриархатом и стать фактическим главой официально непризнанной Абхазской Православной Церкви, оставшейся без архипастырского попечения.

Так уж сложилось, что грузинское духовенство, окормлявшее в годы войны 1992-93 гг. грузинских военных, не смогло далее пребывать на территории республики, где население было крайне обозлено по отношению ко всему грузинскому. Увы, в годы войны были и случаи убийства священника-грузина, и обоюдные зверства по отношению к мирному населению (особую роль в которых с абхазской стороны сыграли чеченцы во главе с Шамилем Басаевым, пришедшие на помощь абхазам-мусульманам и активизацию которых, в значительной степени, остановил именно отец Виссарион).

Но как бы то ни было, в итоге грузинское духовенство покинуло многострадальную Абхазию, великой кровью отстоявшую свою независимость. После этого на всей территории Страны Души осталось лишь четверо священников: один абхаз и трое русских. Именно они избрали из своей среды единственного абхаза - отца Виссариона Аплиаа настоятелем сиротствующего Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью, к которой духовенство Абхазии обратилось с просьбой принятия под благодатный омофор. Последнее состоялось "де-факто", однако "де-юре" Абхазия так и осталась канонической территорией Грузинской Православной Церкви, а потому ни одна из Церквей не смогла восстановить трЈхчинную иерархию Абхазской Церкви, вплоть до сегодняшнего дня возглавляемой простым священником, ставшим истинным отцом всего абхазского народа (в последнее время в управлении епархией отцу Виссариону начал помогать рукоположенный в РПЦ молодой иеромонах Андрей (Ампар), нынешний настоятель Новоафонского монастыря).

Абхазское духовенство за всеми Богослужениями возносят имена Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Майкопского и Адыгейского. На кафедре последнего произошли все недавние рукоположения абхазского духовенства, вызвавшие недовольство Грузинского Патриархата. Однако, по последним данным, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II стал относиться к Абхазской Церкви в духе христианской любви, и место никчЈмных полемических споров заняли осторожные и спокойные контакты духовенства, исповедующего единую веру. Хотелось бы надеяться, что ситуация рано или поздно разрешится посредством соборного сознания и Грузинский Патриархат, некогда из духа братской любви во Христе признанный Русской Православной Церковью, таким же образом признает канонический статус Абхазской Православной Церкви в лоне Московского Патриархата, восстановив между православными грузинами и абхазами спасительное евхаристическое общение.

Рассказывая о церковной жизни Абхазии, нельзя не коснуться также еЈ современного политического положения. И здесь хотелось бы отметить примечательный факт: руководившего более десяти лет экс-президента Абхазии Владислава Ардзинба в народе не то, что фактически не критикуют, но до сих пор искренне почитают и любят. В тоже время единственный политический конфликт, связанный с тем, что два кандидата на освободившееся президентское кресло после первого тура выборов не поладили, разрешился по-кавказски мудро: набравший меньшее количество голосов Рауль Хаджимба стал вице-президентом, а победивший в первом туре Сергей Багапш - президентом. О последнем хотелось бы в завершение сказать несколько слов. Этот 56-летний человек, менее года назад возглавивший Абхазию, делает всЈ, чтобы эта прекрасная страна возродилась. И в духе политики своего предшественника он продолжает делать ставку на максимальное сближение с Россией (большинство абхазов имеют двойное гражданство) и - что, на мой взгляд, самое главное - публично называет Абхазию "православной страной". Между тем, именно с Сергеем Багапшем связывают возможность начала разрешения грузино-абхазских противоречий.

Так, в рамках недавних договорЈнностей возможно возобновление железнодорожного сообщения Сочи-Тбилиси через территорию Абхазии. Однако нельзя не заметить, что в данном случае режим Саакашвили явно лелеет надежду продемонстрировать суверенитет Грузии над территорией Абхазии, что в настоящее время привело к затягиванию процесса переговоров. В данном случае Россия просто обязана проявить внешнеполитическую волю и гарантировать абхазской стороне невмешательство Грузии во внутриполитические дела "непризнанной республики".

Особую обезпокоенность абхазов вызывает возможность того, что приватизируемые ныне объекты через подставных лиц перейдут в руки граждан Грузии. На это на прошлой неделе президент Сергей Багапш заявил следующее: "Земля в Абхазии продаваться не будет. Продажа же объектов будет осуществляться только по решению парламента. Никто не собирается продавать крупные действующие объекты". Стоит отметить, что главную инвестиционную роль на сегодняшний день в республике играет российский бизнес. В частности, по некоторым данным, особую активность проявляют Юрий Лужков и Олег Дерипаска, что, в принципе, вполне закономерно и не вызывает особых возражений абхазской стороны.

Однако в условиях политической нестабильности и неопределЈнности международного статуса Республики Абхазия экономическая ситуация в этом благодатном во всех отношениях крае остаЈтся неуравновешенной. Пожалуй, наилучшим вариантом стала бы активизация роли России не только как посредника, но и в качестве попечителя Страны Души, давно готовой принять российский протекторат. Только в последнем случае республика сможет окончательно исцелить раны войны и стать крупнейшим паломническим и курортным центром на постсоветском пространстве. Абхазия ждЈт воли России, и мы просто обязаны еЈ проявить.

22 июля 2005 г.

http://www.pravaya.ru/look/4160
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
Церковный вопрос в Абхазии и Южной Осетии
Не допустить патриарха Варфоломея на Кавказ
Об обращении протоиерея Виссариона Аплиа к патриархам Кириллу и Илие
29.10.2021
Невеселые заметки о посещении Нового Афона
Необходимо активизировать усилия по освобождению монастыря от раскольников, рейдерски захвативших его
04.08.2021
Патриарх Варфоломей подталкивает грузин к расколу
Глава Фанара диагностировал у Русской Церкви «болезнь Третьего Рима», а вот Константинополь имеет «эксклюзивные полномочия»
08.05.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40