Напомним, что Единое экономическое пространство предполагало достаточно мощное объединение потенциалов России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Шли интенсивные переговоры об отмене таможенных барьеров, свободном движении капитала и рабочей силы в границах четырех стран. Если бы нам удалось реализовать эту идею, европейскому рынку можно было бы противопоставить достаточно серьезного конкурента, тем самым защитить и своего производителя. Увы, теперь это сделать значительно сложнее.
То, что нынешнее киевское руководство может торпедировать достигнутые ранее соглашения по ЕЭП, в общем-то, прогнозировалось. Европе сплочение бывших союзных республик вокруг России сегодня вовсе ни к чему. Однако удивляет, как стремительно это делается.
- Мы принципиально меняем политику в отношении России, - заявил Рыбачук. - Мы не станем фестивалить, мы будем меньше пить и целоваться за столами. Я не знаю ни одного аргумента, подтверждающего, что присоединение к ЕЭП выгодно Украине.
Ну, для начала заметим, что о государственных интересах образованные и воспитанные люди вообще-то не говорят на жаргоне. "Фестивалить", "пить", "целоваться"...
А во-вторых, хороши поцелуи! В прошлом году мы отменили для Украины двойное налогообложение на энергоресурсы и только на этом теряем более 800 миллионов долларов в год.
Примечательно, что некоторые российские СМИ поспешили обелить, по сути, провокационные заявления из Киева. Очевидную резкость риторики со стороны Украины они объясняют всего лишь "стремлением четко обозначить свои интересы в диалоге с Россией". Мол, даже в самой днепровской республике призывают "не воспринимать заявление этого чиновника чересчур буквально". Но кто призывает? Какие-то "киевские эксперты". А где же веское слово нового президента? Где отрезвляющее мнение нового премьер-министра? Они молчат. И молчание это - одобрительное. Складывается впечатление, что развязное заявление Рыбачука - своего рода зондаж ситуации. Проглотит Москва такую вот пилюлю? Значит, можно действовать в том же духе и дальше.
При этом вспоминается другое высказывание - Ющенко. "В части строительства ЕЭП мы хотим заявить, что будем руководствоваться национальными интересами, - сказал украинский лидер после переговоров с Владимиром Путиным. - Мы исходим из того, что принципы ЕЭП не должны блокировать дорогу Украины к освоению других рынков".
А еще весь этот сыр-бор "киевские эксперты" объясняют желанием Киева "строить отношения с Москвой на прагматичной основе". Помилуйте, да мы не против прагматики. Но тогда, громадяне, включаем калькулятор. О снижении НДС на энергоресурсы мы уже говорили. А вот вопрос импорта. Чтобы помочь украинской экономике встать на ноги, мы постоянно наращиваем импорт оттуда. Так, в 2004 году этот показатель превысил 9 процентов от общего объема ввозимого в Россию. То есть мы закупали у соседей то, что с таким же успехом могли закупить и у своих, отечественных, производителей, и даже лучшего качества.
А вспомним, как два года назад Украину постиг неурожай. Президент Леонид Кучма тогда обратился к России с просьбой о помощи: поставить 150 тысяч тонн зерна. Речь шла не о продаже, а именно о дружеской помощи. Правительство Михаила Касьянова тогда, вопреки возражениям вице-премьера Алексея Гордеева, запрошенный объем зерна поставило, отборного и по ценам ниже мировых. Украина же эти российские поставки употребила на внутренние нужды, а свое зерно продала на международных рынках по мировым ценам, "наварив" на этих спекулятивных сделках очень приличную маржу. Каково?
Есть и еще один важный момент. Прощая популистские и даже недружественные выкрики из Киева, мы все эти годы терпеливо вели линию на серьезную перспективу. Исходили из того, что рвать сложившиеся, устоявшиеся экономические, культурные, родственные связи в угоду националистическим и прозападным элементам - не только не разумно, но и опасно. Мы были убеждены, что трудный возраст становления украинской государственности пройдет достаточно безболезненно и мы по-прежнему совместно будем отстаивать наши общие экономические интересы. Если говорить прагматично, мы вкладывали в Украину немалые деньги. Еще в советские времена, чтобы, опять же, поддержать экономику соседней республики, именно по ее территории мы пустили до 80 процентов экспортируемого в Европу сырья. Теперь же мы даже не можем использовать этот фактор в качестве рычага давления - ритм поставок подкреплен жесткими обязательствами перед Западной Европой, и любое нарушение графика грозит нам серьезными штрафными санкциями.
Получается, нам в самом пиковом случае придется строить новые пути транспортировки энергоресурсов в обход "санитарного кордона", который, по концепции Бжезинского, выстраивается вокруг России? Но строительство новых трубопроводов, например, по дну Балтийского моря, о котором поговаривают в Москве, - это снова расходы, и гигантские.
Так что, как бы ни пытались иные доброхоты смягчить высказывание киевского вице-премьера, очевидно одно: корабль украинской политики берет резкий крен в сторону европейской интеграции. И для того, чтобы вытянуть "счастливый билет", нынешнее руководство республики готово выбросить за борт багаж прежних, многовековых российско-украинских отношений, да и экономическую самостоятельность заодно. А раз так, придется забыть о замечательных планах по созданию, например, общего таможенного пространства - в противном случае оно закроет Украине возможность вступления в таможенное пространство Евросоюза. Европейским политикам может показаться странным, что при диком желании интегрироваться в Евросоюз Украина начнет вдруг работать и в других региональных структурах. А значит, теперь все проекты будут проверяться на предмет соответствия планам Большой Европы. Получается, сегодня это и есть те самые "национальные интересы" Украины, о которых говорил Ющенко?