Неделю спустя субботняя служба дополняется также псалмом 136 "На реках Вавилонских". Этот псалом повествует о страданиях евреев в семидесятилетнем вавилонском плену и о их стремлении вернуться к разрушенному Иерусалиму.
Этот псалом изображает наше удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления. Он возбуждает мужество бежать из этого плена трудной дорогой поста, в конце которой нас зовет свет Пасхи, свет горнего Иерусалима.
Настоятель псковского Никольского храма в Любятове, митрофорный протоиерей Владимир Попов:
"В эти дни в Церкви будет петься Псалом 136 "На реках Вавилонских". Он написан в 500 годы до Рождества Христова, когда евреи были выселены вавилонским царем Навухудоносором в Вавилон, и поселены в Месопотамии, на берегах Ефрата и Тигра. Пленники евреев просили спеть песен Сионских, песен родины, но, "как нам петь песнь Господню на земле чужой? Пусть отсохнет рука моя, если забуду Иерусалим".
Но я вспоминаю Ивана Алексеевича Бунина. Русский писатель, проживший большую часть своей жизни в эмиграции, он часто цитировал этот псалом: "Аще забуду тебя, Иерусалиме, забвена будет десница моя". Бунин скорбит о родине: "аще забуду тебя, Россия, забвена будет десница моя" - то есть будет тело мое похоронено.
В XX веке произошло несколько удивительных событий, когда образ нашей страны не один раз совершенно менялся. Представьте себе, человек заснул в 1913 году, а проснулся через двадцать лет - в 1933 году. Он увидил чужую страну. Или заснет в 1980 - м году, а проснулся, скажем, сегодня. Он проснулся в чужой стране. Что происходит? Грех все более и более овладевает нашей страной, он ее разрушает, Россия разрушается на глазах, внешне быстро и ощутимо меняется.
Противиться этому нечем, кроме как, придя в себя, вновь и вновь возвращаться к Спасителю нашему Богу. Только этот поток настоящей жизни с Господом, поток любви, который течет через Церковь к русскому народу, может сохранить народ от исчезновения, которое нам всем грозит. Дорогие братия и сестры, держитесь за ризу Христову! Нам всем надо уцепиться за ризу Христову и руками, и зубами. Будем держаться - спасемся, не будем держаться - погибнем - и это святая правда!"
1.На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. 2.На вербиих посреде его обесихом органы нашя. 3.Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведши нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. 4.Како воспоем песнь Господню на земле чуждей? 5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. 6.Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. 7.Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до основания его. 8. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. 9. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.
Перевод:
В плену вавилонском на берегу рек сидели и плакали, замолкли наши песни, и арфы висели на вербах. Притеснители наши просили нас пропеть из Сионских песней. Да изсохнет мой язык и рука, если буду петь и играть в чужой стране, и если забуду тебя, Иерусалим! Господи, отомсти Едому за злобу его к Иерусалиму. Блажен тот, кто разобьет о камень детей твоих, дочь Вавилона, опустошительница!
http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2671